5 класс - Урок № 5 - Фольклор в музыке русских композиторов
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Цель урока:
1. Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
2. Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
3. Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_muzyke_russkih_kompozitorov.doc | 107 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
Урок №5
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель урока:
- Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
- Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
- Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
- Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
- Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
- Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».
- Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать музыкальный кругозор.
- Развивать музыкальную память.
- Развивать вокально-хоровые навыки.
- Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
- Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
- Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Ожидаемый результат:
- Знать понятие программная инструментальная музыка.
- Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
- Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
- Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
- Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
- Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
- А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Ход урока:
- Музыкальное приветствие.
- Проверка по журналу.
- Повторение пройденной темы:
- Чьи это портреты? (Варламова и Рубинштейна)
- Кто они? Композиторы
- В каком музыкальном жанре они писали? Романс
- Что такое романс? РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст.
- С какими романсами мы познакомились на прошлом уроке? «Горные вершины»
- Кто автор слов? Лермонтов
- Кто исполнял романс Варламова? Дуэт
- Что такое дуэт? Исполнение вдвоем
- Кто пел романс Рубинштейна? Детский хор
- Что такое вокальная музыка?
- Какие жанры вокальных произведений вы знаете? Романс, песня, опера….
- Угадай-ка:
- Рубинштейн «Горные вершины»
- Р.н.п. «Во поле березка стояла» - хороводная
- Р.н.п. «Солдатушки, бравы…» - солдатская
- Р.н.п. «Эй, ухнем» - трудовая»
- Варламов «Горные вершины»
- Новая тема:
Мы продолжаем изучать страницы нашего учебника за 5 класс.
Тема нашего раздела: «Музыка и литература».
Сегодня у нас будет сказочный урок.
Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки, и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Тема нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
- Давайте вспомним, что такое фольклор?
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость».
- Какие жанры фольклора вы знаете? (частушки, прибаутки, скороговорки, заклички….)
Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
Сегодня мы с вами познакомимся с русским композитором, который обращался к фольклору в своем музыкальном творчестве.
Анатолий Лядов (1855-1914 прожил 59 лет)– русский композитор, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
5. Основной этап урока.
Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца. В 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию. Занимался по классам фортепиано и скрипки.
Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за не посещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать.
Среди самых известных сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро»
Лядов также известен как фольклорист — он составил несколько сборников русских народных песен, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).
Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора».
- А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Боятся кикиморы медведей. В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
«Кикимора» А. Лядова - это симфоническая миниатюра.
- Как вы думаете, что это за жанр в музыке симфоническая миниатюра?
Симфоническая – значит, написана для симфонического оркестра.
Миниатюра – небольшое музыкальное произведение.
Это музыкальное произведение не имеет слов, но есть предисловие, тоест предшествующий текст, взятый Лядовым из народного сказания.
Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.
Здесь мы увидим, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.
Давайте теперь погрузимся в мир сказочной музыки и познакомимся с этой миниатюрой.
Сейчас я зачитаю текст, сказание, литературную основу записанных собирателем фольклора И.Сахаровым.
«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».
- Сколько вы насчитали сказочных героев? Кого?
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
Давайте с вами послушаем всю миниатюру, ваша задача представить всех героев и что там происходит в произведении.
СЛУШАНИЕ
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
- Понравилась ли вам эта сказочная картина?
- Что вы себе представили?
- Сколько частей услышали? 2
- Сколько тем услышали?
Давайте теперь разберем каждую из услышанных тем:
И так у нас есть главные герои: Кикимора и кот Баюн. Но есть и темы другие, вот мы и определим:
- Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Нет
- С чего началось произведение? Со вступление
Звучит фрагмент Тема Сказочного леса
- Как вы думаете, что оно изображало? Лядов музыкой рисует нам сказочный лес, в котором растет маленькая Кикимора.
- Какая тема была по характеру? Таинственная, загадочная, тихая,
- Какие инструменты вы услышали? низкое звучание струнных, литавры и
деревянно духовые.
- Что звучит дальше?
Звучит фрагмент Тема кота Баюна
- Что напоминает эта часть музыки? Колыбельную
- Кто ее поет? Кот Баюн
Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок.
И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейты – пикало.
- Кто это? Это сама Кикимора.
Слушание темы Кикиморы.
Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
А теперь послушайте еще одну тему:
Звучит тема Хрустальной колыбельки
- Как вы думаете, что это за тема? Хрустальной колыбельки
И исполняет ее музыкальный инструмент – Челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
И так, мы с вами разобрали все темы по порядку, теперь послушайте еще раз начало и представите всех героев и их выход.
Слушаем отрывок «Кикимора»
Вторая часть пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Вот такая прекрасная миниатюра получилась у Людова.
- Ребята, а интересно было бы жить, если бы не было сказок?
7. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
- Что вам наиболее понравилось?
- С творчеством, какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
- Какую песню вы сегодня разучили?
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
8. Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
9. Распевание
10. Песня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Фольклор в музыке русских композиторов"
Презентация к уроку в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов" по симфонической миниатюре А.К. Лядова "кикимора"...
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
презентация к уроку"Фольклор в музыке русских композиторов"(Симф. сюита "Шахерезада")
Иллюстративный материал к слушанию музыки сюита "Шахерезада" Н.А.Римского-Корсакова...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....
Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"
Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....
разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"
Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...