5 класс - Урок № 5 - Фольклор в музыке русских композиторов
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Насонова Людмила Александровна

Цель урока:

1.      Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

2.      Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

3.      Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_v_muzyke_russkih_kompozitorov.doc107 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 класс

Урок №5

Тема урока:  «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель урока:

  1. Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
  2. Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
  3. Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
  • Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
  • Познакомить с  музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
  • Познакомить со сказочной картиной А.К.Лядова «Кикимора».
  • Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать музыкальный кругозор.
  • Развивать музыкальную память.
  • Развивать вокально-хоровые навыки.
  • Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные: развивать  внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
  • Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
  • Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Ожидаемый результат:

  1. Знать понятие программная инструментальная  музыка.
  2. Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
  3. Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
  4. Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
  5. Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012.
  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

  • А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Проверка по журналу.
  3. Повторение пройденной темы:
  • Чьи это портреты? (Варламова и Рубинштейна)
  • Кто они? Композиторы
  • В каком музыкальном жанре они писали? Романс
  • Что такое романс? РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст.
  • С какими романсами мы познакомились на прошлом уроке? «Горные вершины»
  • Кто автор слов? Лермонтов
  • Кто исполнял романс Варламова? Дуэт
  • Что такое дуэт? Исполнение вдвоем
  • Кто пел романс Рубинштейна? Детский хор
  • Что такое вокальная музыка?
  • Какие жанры вокальных произведений вы знаете? Романс, песня, опера….
  • Угадай-ка:
  • Рубинштейн «Горные вершины»
  • Р.н.п. «Во поле березка стояла» - хороводная
  • Р.н.п. «Солдатушки, бравы…» - солдатская
  • Р.н.п. «Эй, ухнем» - трудовая»
  • Варламов «Горные вершины»

  1. Новая тема:

Мы продолжаем изучать страницы нашего учебника за 5 класс.

Тема нашего раздела: «Музыка и литература».

 Сегодня у нас будет сказочный урок.

Мне бы хотелось, чтобы  вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки, и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Тема нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

  • Давайте вспомним, что такое фольклор?

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость».

  • Какие жанры фольклора вы знаете? (частушки, прибаутки, скороговорки, заклички….)

Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

Сегодня мы с вами познакомимся с русским композитором, который обращался к фольклору в своем музыкальном творчестве.

Анатолий Лядов (1855-1914 прожил 59 лет)– русский композитордирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

5. Основной этап урока.

Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.

Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца. В 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию. Занимался по классам фортепиано и скрипки.

Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому-Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за не посещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать.

Среди самых известных сочинений Лядова — симфонические поэмы «Баба-Яга», «Волшебное озеро»

Лядов также известен как фольклорист — он составил несколько сборников русских народных песен, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

  • Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).

Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора».

  • А вы знаете кто такая Кикимора?

Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. 

В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте.  Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.

Боятся кикиморы медведей. В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти. 

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Дух тревожных снов, мечтаний,

Беспокойных сновидений,

Привидений с огоньками,

Синим цветом замелькавших,

И вводящих во смущенье, -

Он Кикиморой зовётся.

Уж зловредная бабёнка:

С тельцем тонким как соломка,

С головой напёрстка меньше,

С носом длинным, любопытным,

Да к тому же, и гребёнка

Век волос её не знала.

«Кикимора» А. Лядова - это симфоническая миниатюра.

  • Как вы думаете, что это за жанр в музыке симфоническая миниатюра?

Симфоническая – значит, написана для симфонического оркестра.

Миниатюра – небольшое музыкальное произведение.

Это музыкальное произведение не имеет слов, но есть предисловие, тоест предшествующий текст, взятый Лядовым из народного сказания.

Музыкальное произведение, в основе которого  есть определенный сюжет или название, называется программным. 

Здесь мы увидим, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.

Давайте теперь погрузимся в мир сказочной музыки и познакомимся с этой миниатюрой.

Сейчас я зачитаю текст, сказание, литературную основу записанных собирателем фольклора И.Сахаровым. 

«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке.

Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».

  • Сколько вы насчитали сказочных героев? Кого?
  • Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? 

Давайте с вами послушаем всю миниатюру, ваша задача представить всех героев и что там происходит в произведении.

СЛУШАНИЕ

А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.

  • Понравилась  ли вам эта сказочная картина? 
  • Что вы себе представили?
  • Сколько частей услышали? 2
  • Сколько тем услышали?

Давайте теперь разберем каждую из услышанных тем:

И так у нас есть главные герои: Кикимора и  кот Баюн. Но есть и темы другие, вот мы и определим:

  • Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Нет
  • С чего началось произведение? Со вступление

Звучит  фрагмент Тема Сказочного леса

  • Как вы думаете, что оно изображало? Лядов музыкой рисует нам сказочный лес, в котором растет маленькая Кикимора.
  • Какая тема была по характеру? Таинственная, загадочная, тихая,
  • Какие инструменты вы услышали? низкое звучание струнных, литавры и

деревянно духовые.

  • Что звучит дальше?

Звучит фрагмент Тема кота Баюна

  • Что напоминает эта часть музыки? Колыбельную
  • Кто ее поет? Кот Баюн

Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок.

И  вдруг раздаются беспокойные выкрики флейты – пикало.

  • Кто это? Это  сама Кикимора.

Слушание темы Кикиморы.

Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы.  Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

А теперь послушайте еще одну тему:

Звучит тема Хрустальной колыбельки

  • Как вы думаете, что это за тема? Хрустальной колыбельки

И исполняет ее музыкальный инструмент – Челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

И так, мы с вами разобрали все темы по порядку, теперь послушайте еще раз начало и представите всех героев и их выход.

Слушаем отрывок «Кикимора»

Вторая часть пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Вот такая прекрасная миниатюра получилась у Людова.

  • Ребята, а интересно было бы жить, если бы не было сказок?

7. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

  • Что вам наиболее понравилось?
  • С творчеством, какого композитора вы познакомились сегодня?
  • Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
  • Кто такая Кикимора?
  • Что такое программная музыка?
  • Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
  • Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
  • Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
  • Какую песню вы сегодня разучили?

В заключении  хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

8. Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.

9. Распевание

10. Песня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Фольклор в музыке русских композиторов"

Презентация к уроку в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов" по симфонической миниатюре А.К. Лядова "кикимора"...

презентация к уроку"Фольклор в музыке русских композиторов"(Симф. сюита "Шахерезада")

Иллюстративный материал к слушанию музыки сюита "Шахерезада" Н.А.Римского-Корсакова...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

Разработка урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"

Знакомство с жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А.К.Лядова "Кикимора"....

разработка урока музыки для 5 класса по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов"

Данная разработка предназначена для использования учителями музыки на уроках в 5 классах...