Урок музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора»
Класс: 5
Цель: познакомить обучающихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданном на основе русских народных сказаний.
Задачи:
- личностные:
- умение отличать содержание и характер исполняемых музыкальных произведений;
- умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
- регулятивные:
- формулирование проблемы и цели своей работы;
- рефлексия способов действия;
- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
- коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- участие в диалоге с учителем и одноклассниками;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
- познавательные:
- умение осознанно высказывать свои суждения о музыке;
- анализ, сравнение, обобщение;
- извлечение из музыкального произведения необходимой информации.
- учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей;
- развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке;
- воспитывать любознательность к музыке русского композитора А.К. Лядова.
Планируемый результат:
- знать творчество отечественных композиторов (классиков и современников);
- уметь: исполнять вокально-хоровые произведения, определять характер музыкальных произведений.
Основное понятие:
программная музыка.
Межпредметные связи:
музыка – литература – изобразительное искусство.
Ресурсы:
Музыкальный центр, синтезатор, мультимедийная установка, персональный компьютер.
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Ход урока
Слайд 1
- Приветствие. Орг. момент.
- Работа по теме урока.
Слайд 2
Посмотрите на изображения. Что вы видите? (Баба-Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Водяной – герои сказок)
Я не случайно показала изображения сказочных героев. Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?(ответы обуч-ся: сказочным персонажам)
Сейчас я зачитаю вам описание сказочного персонажа, а вы должны ответить, оком пойдет сегодня речь:
Это злой дух, нечистая сила в женском обличии. Чаще всего в народных приданиях встречается «болотная»– злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Слайд 3
Конечно, это Кикимора!
Послушайте, как описывают Кикимору в Большой Советской Энциклопедии:
«Кикимора, шишимора, мара – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимается прядением и тканьем».
Слайд 4
Тема нашего урока вами уже была названа, я только уточню:
«Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».
Как думаете, какова цель урока? (ответы обуч-ся)
Правильно, сегодня мы будем говорить о том, как музыка русских композиторов раскрывает образы сказочных героев.
Запишите, пожалуйста, тему урока в своих тетрадях!
Скажите, Кикимора, Леший и другие существа являются героями каких литературных жанров? (сказок)
Отечественные композиторы в своем творчестве часто обращаются к русскому литературному фольклору – сказкам, былинам, преданиям.
Слайд 5
Перед вами на экране – портрет композитора Анатолия Константиновича Лядова, который был учеником известного русского композитора-сказочника Н.А.Римского-Корсакова. Запишите в тетрадях:
Анатолий Константинович Лядов (1855 – 1014) – выдающийся русский композитор.
Анатолий Константинович создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них такие симфонические картины, как: картина к русской народной сказке «Баба-Яга», сказочная картина «Волшебное озеро», народное сказание для симфонического оркестра «Кикимора».
Запишите в своих тетрадях подзаголовок:
Слайд 6
Народное сказание для симфонического оркестра «Кикимора» (симфоническая картина»).
5 мин.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с музыкальным произведением «Кикимора». Это произведение является программным. Что такое программная музыка? Об этом вы узнаете из материала, который находится на ваших партах:
Слайд 7
(обуч-ся зачитывают сведения из раздаточных материалов)
Программная музыка – это музыкальные произведения, в основе которой лежит определенный сюжет. Эти произведения имеют конкретное название, то есть ПРОГРАММУ.
Например, опера «Русалка» – это программное произведение.
Или балет «Щелкунчик» – это тоже программное произведение.
Игра «Да – нет»:
- Песня «Дорога Добра»; Симфония № 5
- Балет «Лебединое озеро»; Соната № 20
- Концерт для фортепиано с оркестром
- Опера «Снегурочка»
- Балет «Щелкунчик»
Отлично! Вы справились! Теперь вы хорошо разбираетесь в программной и непрограммной музыке.
Кто же такая – Кикимора? Я предлагаю познакомиться поближе сэтим сказочным персонажем.
Слайд 8
Название «Кикимора» — сложное слово, вторая часть которого обозначает имя злого духа мары (моры).
Слайд 9
Кикимора болотная – жена Лешего, которая живёт на болоте. Она описывается в образе сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья. Слава у лесных болот недобрая, поэтому обходят люди десятой дорогой царство Кикиморы. А она незваных гостей любит, затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Слайд 10
Часто пробирается Кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретёнами, вязаньем, начатой пряжей. Берет женское рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, возле самой печи.
Слайд 11
Литературной основой «Кикиморы» А. Лядовастало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текст открывает партитуру своего произведения.
Прошу вас зачитать этот текст(обуч-ся зачитывают текст из раздаточного материала):
«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька, а голова у неё малым-малёшенька – сонапёрсточек, а туловище – не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со вечера до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую.. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…»
Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили, для описания образа Кикиморы? (мрачная, суровая, мистическая)
Как охарактеризовали бы действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна? (ответы обуч-ся)
Итак, произведение Лядова – одночастное, но у него есть вступление, состоящее из нескольких разделов. Давайте выясним, какие образы рисует нам композитор в этом вступлении, с помощью каких инструментов?
Слушание 1 раздела вступления
Если мы будем руководствоваться сказанием, записанным фольклористом Сахаровым, как вы думаете, какой персонаж изображён в этом фрагменте? (кудесник)
Кудесник – кто это? (волшебник, чародей, маг)
Опишите музыку прослушанного фрагмента (мрачная, таинственная)
Слайд 12
1 раздел. Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают фантастическую обстановку – «У кудесника в каменных горах».
Слушание 2 раздела вступления
На что похожа мелодия этого раздела? (на колыбельную)
Как вы думаете, какой персонаж исполняет колыбельную? (Кот-Баюн)
Слайд 13
2 раздел. Это звучание английского рожка (показ инструментов), изображается «Колыбельная Кота-Баюна».
Слушание 2 раздела вступления
Опишите, как звучит мелодия этого раздела? (мягко, ласково, прозрачно)
Посмотрите по тексту, что же может быть изображено в музыке так волшебно и прозрачно? (хрустальная колыбелька)
Слайд 14
3 раздел. Здесь мы слышим очень редкий инструмент – челесту (показ инструмента). Челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».
После вступления начинается основная часть произведения – яркая, запоминающаяся. Подумайте, кого же изображает эта музыка?
Слушание фрагмента основной части произведения
Ответы обуч-ся (Кикимору)
Слайд 15
Как изображена Кикимора? (ответы обуч-ся)
Разбушевалась Кикимора, застучала, загремела, зашипела, засвистела, завыла, заскакала; все быстрее несется музыка…
Слушание последнего эпизода произведения
И чем заканчивается наша музыкальная сказка?(ответы обуч-ся)
Жалобным писком флейты(исчезновение сказочного героя).Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока… она спит…
- Физминутка.
- Проектная деятельность.
Слайд 16
А теперь я прошу вас разбиться на пары (по партам) и при повторном слушании фрагмента этого произведения создать свой литературный образ Кикиморы. Вам необходимо нарисовать словесный портрет главной героини сказа. После окончания проектной деятельности каждой группе будет выделена одна минуты для зачитывания своего проекта.
Далеко-далеко в топких болотах жила-была ...
Выглядела она так:…нос, ... глаза, ... волосы.
Одежда Кикиморы была ...
Кикимора очень не любила людей, потому что...
(Выполняется проект. Звучит музыкальный фрагмент повторно. Затем каждая группа демонстрируют защиту своего проекта. Допускается дискуссия)
- Вокально-хоровая работа над песней «Приходите в гости к нам» Владимира Дашкевича на стихи Юрия Кима.
Слайд 17
Слушание фрагмента песни. Разучивание 1 куплета и припева песни.
Определение характера, содержания песни.
Разучивание 1 куплета и припева
1. Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Слайд 18
Припев:
Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам,
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чУдно и чуднО!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
- Подведение итогов урока.
Перед вами небольшой тест. Отвечаем, поднимая руки.
Слайд 19
1. С музыкальным произведением какого композитора вы познакомились на уроке?
- П.И. Чайковский;
- А.К. Лядов;
- Н.А. Римский-Корсаков.
Слайд 20
2. Кикимора - это…..
- злой дух в женском облике, живущий в доме за печкой:
- cтаруха, наделённая магической силой;
- чудовище из мифических рассказов.
Слайд 21
3. В исполнениикакого коллектива музыкантов звучала «Кикимора» А.К. Лядова?
- вокальный ансамбль;
- хор;
- симф.онический оркестр
Слайд 22
4. Как называетсяинструмент, изображённый на фото?
- челеста;
- кларнет;
- фагот.
Слайд 23
5. Какова музыка 2 части («Разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла…»)?
- спокойная, напоминает колыбельную;
- яркая, быстрая, стремительная;
- завораживающая, мрачная.
- Рефлексия.
Слайд 24
Я прошу аплодировать ребят, кому сегодня было немного трудно и кое-что непонятно (аплодисменты обуч-ся).
А теперь я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кому было все понятно и интересно (аплодисменты обуч-ся).
Слайд 25
- Домашнее задание: в тетрадях на отдельном листе нарисовать Кикимору цветными карандашами.
Слайд 26
- Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
6 класс - Урок № 2 - Образы романсов и песен русских композиторов
Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романсаЗадачи урока: Образовательные: расширить знания о понятии «роман...
Урок по теме: «Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников»
Музыка и живопись в творчестве русских композиторов и художников. Портреты русских композиторов А. Бородина, М. Глинки, С. Прокофьева. • Репродукции с картин русских художников И. Репина, В. Васнец...
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…"
Технологическая карта к уроку по музыке. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора"...
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...