Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современном обществе
статья по музыке на тему
Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_publikatsiya_almanah.docx | 21.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Научный альманах» (Педагогические науки)
Пруцкова Н.С.
Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современном обществе.
Концертмейстер - это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.
Мастерство концертмейстера имеет глубокую специфику и профессиональную направленность. Оно требует от музыканта огромной силы воли, артистизма, разнообразие музыкально-исполнительских талантов и навыков, применения в профессиональной деятельности приобретенных многосторонних знаний по курсам сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, досконального знакомства с различными певческими голосами, знаний особенностей игры других музыкальных инструментов, оперной партитуры.
Развитие современного общества, характеризующееся нарастающим объемом и сложностью информационных потоков, динамизмом и скоростью социальных процессов, изменило требования к профессиональным и личностным качествам специалиста. Чтобы реализоваться в профессии, быть успешным и конкурентоспособным на рынке труда, сегодня недостаточно владеть профессиональными знаниями и умениями - нужно обладать гибкостью, подвижностью, способностью к быстрой адаптации, умением оперативно реагировать на происходящие изменения, то есть быть профессионально мобильным.
Мобильность, скорость, активность - очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера.
Концертмейстер, хоть и одна из самых распространённых профессий среди пианистов, но до сих пор очень востребованная и никогда не теряющая своей особой значимости и актуальности.
Полноценная подготовка студентов в нашем учебном заведении осуществляется в процессе изучения ряда специальных дисциплин учебного плана. Студенты на практике, а в дальнейшем на работе, должны раскрыть перед школьниками огромный мир музыки, развивать у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им.
В области музыки, как и в любой другой области знаний, важную роль играют музыканты-педагоги, которые передают учащимся свой опыт, секреты мастерства. Первым помощником преподавателя, как в профессиональной, так и в воспитательной работе в классе является концертмейстер, в деятельности которого объединяются педагогические творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Главное качество концертмейстера – общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного.
В своей работе концертмейстер, совместно с преподавателем принимает участие в разработке тематических планов и программ. Он проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, в ходе которых формирует у них исполнительские навыки, навык игры в ансамбле, развивает художественный вкус, повышает эрудицию, воспитывает творческую индивидуальность.
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс делится на 4 этапа:
1) - работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее.
2) - индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.
3) - работа с солистом - предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.
4) - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.
Профессионально настроенный на качественный результат концертмейстер – это половина успеха и уверенность в высоком результате в обучении студента и их концертной деятельности.
Выступления в концертах стимулируют интерес студентов к знаниям, активизируют познавательный интерес в области искусства; оказывают благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, гармоничной личности. Юные музыканты ощущают востребованность своей работы в обществе.
Концертное исполнение – это некий итог, кульминационный момент всей проделанной ранее работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть и донести до публики музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения.
Удачными во всех отношениях профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески отлаженный и успешный союз.
Работая в тесном сотрудничестве, преподаватели и концертмейстеры:
- создают атмосферу эмоционального комфорта для развития творческих способностей студента,
- воспитывают навыки общения друг с другом и с коллективом,
- создают условия для сотрудничества обучающихся,
- работая над концертным репертуаром, расширяют музыкальный кругозор и исполнителей, и слушателей.
Любой успех учеников всегда наполняет радостью и гордостью сердце преподавателя и концертмейстера. Это счастье - видеть результат своего труда. И пусть не все наши воспитанники продолжат своё музыкальное образование. Главное, что музыка, как счастья родничок, проникла в сердца и души ребят и освятила их любовью к искусству.
Как итог своей работы хочу подчеркнуть, что для педагога по специальному классу концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер - наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, мобильностью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Используемая литература
1. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988
2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
3. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования посредством культурно - досуговой деятельности».
Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара....
"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".
В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже мо...
Творческая работа в системе непрерывного технологического образования
В статье рассмотрены аспекты подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичного производства в условиях новой образовательной практики, характеризующейся максимальной интеграцией обра...
Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования
Доклад по самообразованию...
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования
В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети». Наша школа в Караг...
Презентация «Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования»
Актуальность и новизна-Больше возможностей для непрерывного подхода-Использование современных педагогических технологий-Постоянное совершенствование программн...