"Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека".
статья по экономике на тему

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже можем говорить о создании профильных экономических классов, в которых учащиеся изучают не только экономическую теорию, но и имеют возможность получать знания, развивать экономически значимые качества и умения, коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabotanpk.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система непрерывного экономического образования школьников как этап гражданского становления человека.

                                                                        Малахова Марина Викторовна, учитель      

                                                                        экономики МАОУ «СОШ № 5»

 Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества- с нравственными.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он, порой до выпуска из школы, оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворить; умел делать осознанный выбор; представлял себе назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники и т.д.

В нашей школе накоплен большой опыт по экономической подготовке и экономическому воспитанию школьников. Если в самом начале это был просто предмет «экономика» в учебной программе, то сегодня мы уже можем говорить о создании профильных экономических классов, в которых учащиеся изучают не только экономическую теорию, но и имеют возможность получать знания, развивать экономически значимые качества и умения, коммуникативные навыки.

В начальной школе, где ведется преподавание  экономики, первостепенной задачей является развитие интереса к предмету. Изучение некоторых экономических вопросов включено в минимум содержания образовательных областей и учебных дисциплин (обществознание, технология, география). Преподавание экономики в 7-8 классах основной общеобразовательной школы организовано по программе И.В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности». В 10-х классах ведутся элективные курсы «Основы потребительских знаний», «Экономика и право», «Три ступени к миру бизнеса», «Менеджмент»  на базе классов экономического профиля.

Каждый предмет экономического цикла имеет свою направленность, свои цели и задачи, но есть и общее, что их объединяет: дополняя и обогащая друг друга, они позволяют воспитать личность с адекватными представлениями о сути экономических явлений («Экономика»), сознательно выбирающих свою будущую профессию («Менеджмент»), с ощущением значимости собственной личности и знанием своих личных, экономических прав и свобод («Основы потребительских знаний», «Экономика и право»).

Использование разнообразных форм учебной деятельности, проведение нестандартных уроков, применение современных педагогических технологий (педагогические мастерские, проектная деятельность и т.д.) позволяют получить следующие результаты: формирование независимой позиции учащихся, умение ставить цели, достигать их, оценивать результаты своей работы, получать удовлетворение от совместной деятельности.

  Большое внимание в школе уделяется организации внеклассной работы с учащимися. Традиционными в школе стали праздники «Посвящение в экономисты», деловые игры между классами, экономические вечера, КВНы, интеллектуальные игры и конкурсы. Учащиеся экономических классов имеют свой гимн, клятву экономистов, им вручаются сертификаты. Работа по экономическому образованию включает контакты с филиалом БГУЭП. Совместно с инновационно-образовательным центром на базе филиала проводится обучающий спецкурс «Основы бизнеса: начинающему предпринимателю». Такая работа повышает престиж экономического образования, создает определенный эмоциональный настрой, влияет на рост увлеченности достаточно сложным предметом.

  Анализ статистических данных и анкетирование учащихся позволяет сделать вывод, что интерес к экономике не дань моде, а осознанная необходимость в получении базовых экономических знаний. Интерес к экономике и другим экономическим дисциплинам не только не ослабевает, но и прослеживается тенденция к увеличению количества учащихся, желающих изучать экономику.

  Мониторинг успеваемости и качества обучения, результаты итоговой аттестации по экономическим дисциплинам  подтверждают серьезное отношение к изучению предмета. При 100% успеваемости по предметам экономического профиля качество обучения составляет от 79 до 92%.

Такой же вывод можно сделать и на основе анализа результатов городских и областных олимпиад по экономике.

  Все это указывает на востребованность и необходимость школьного экономического образования.

   Мы не ставим перед собой задачу, чтобы все выпускники экономических классов поступали в экономические ВУЗы или выбирали профессии, имеющие отношение к экономике. Полученные знания нужны сегодня каждому цивилизованному человеку. Но если учащиеся делают свой выбор в пользу экономики, то этот выбор бывает достаточно обдуманным и осознанным.

  Совершенно очевидно, что наша школа находится в постоянном творческом поиске, старается идти в ногу со временем и мы считаем, что если использовать непрерывную экономическую подготовку школьников с 1 по 11 класс и вовлекать учащихся во внеурочную деятельность с экономической направленностью, то это будет способствовать социальному взрослению учащихся, их самоутверждению, что в конечном счете благоприятно отразится не только на уровне адаптации учеников к меняющимся условиям окружающей действительности, но и на состоянии общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа в системе непрерывного технологического образования

В статье рассмотрены  аспекты подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичного производства в условиях новой образовательной практики, характеризующейся максимальной интеграцией обра...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в системе непрерывного экологического образования

В МБОУ «Карагайская СОШ № 2» работа с детьми, проявляющими особые интеллектуальные и творческие способности, ведётся в соответствии с общешкольной программой «Одарённые дети».  Наша школа в Караг...

Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современном обществе

Формирование концертмейстерского мастерства в системе непрерывного педагогического образования в современного образования...

Презентация «Активизация и социализация личности в системе непрерывного экологического образования»

          Актуальность и новизна-Больше возможностей для непрерывного подхода-Использование современных педагогических технологий-Постоянное совершенствование программн...