Рабочая программа учебного курса "Музыка", 1 классс (ФГОС)
рабочая программа по музыке на тему
В материале представлена рабочая программа учебного курса "Музыка" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ, ФГОС, 1 класс | 95.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: на заседании МО _______ заместитель директора по МР, УР Директор КОУ «Няганская школа-интернат
протокол № __от________ ____________________________ для обучающихся с ограниченными
__________ руководитель МО «______»___________________ возможностями здоровья»
______________ М.В. Сорокина
приказ №__________ от ____________
Рабочая программа
учебного курса музыка в 1 классе
Составитель:
учитель музыки I категории
Рыбакова Е.В.
Нягань, 2016г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011 г. N МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. N253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/2017 г.г.»;
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ Минобразования от 19.12.2014 года № 1599;
• примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- учебная программа "Музыка и пение", И.В. Евтушенко из сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В.В. Воронковой, - М: Просвещение, 2010г.; примерная программа начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - "Музыка. Планета знаний", автора: Баклановой Т.И., под общей редакцией И.А. Петровой, (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации) - Москва, "АСТ" и "Астрель", 2011г.
• локальные акты образовательной организации:
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью 1-4 классов казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" на 2016-2017 учебный год;
- положение о рабочей программе казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
"Музыка" - учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Коррекционная направленность учебного предмета "Музыка" обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Среди таких школьных предметов эстетического цикла, как изобразительное искусство, ритмика, музыка занимает значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога. Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, преодолению невротических расстройств, свойственных учащимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача педагога музыки - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта, оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме - воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1 класс: "Где музыка берёт начало?" (путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов).
2 класс: "Волшебные силы музыки" (знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями).
3 класс: "Где живёт музыка?" (путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям).
4 класс: "Музыкальная жизнь разных стран и народов" (музыкальное путешествие по России и странам Европы).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы: "Где музыка берёт начало?", "На зелёном лугу", "В вихрях грозы", "У тихого пруда", "Высоко в горах", "В лесу"), ритмам и мелодиям (темы: "Во владениях Его Величества Ритма" и "Во дворце Королевы Мелодии"); от них - к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах (песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем - к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них - к крупным музыкальным формам (симфонии, балету, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно-информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно-нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально-культурным традициям и др.). Знакомство с жизнью и творчеством великих русских и зарубежных композиторов-классиков осуществляется в ракурсе, позволяющем раскрыть важную роль в творческих достижениях и успехах музыкантов таких факторов, как семейные музыкальные традиции, любовь к природе, интерес к народной музыке, образованность, трудолюбие, путешествия по миру.
Таким образом, в программе "Музыка" для 1-4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
- "Музыка в жизни человека";
- "Основные закономерности музыкального искусства";
- "Музыкальная картина мира".
При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно-образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно-образного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у обучающихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио- и телепередачах, видеофильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально-поэтических традиций.
Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся на основе данной программы смогут осуществлять все предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом и Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения).
Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут "В школе Скрипичного ключа". Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет "Музыка" относится к предметной области "Искусство" обязательной части учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Согласно календарно-годовому графику учебного процесса на 2016-2017 учебный год в 2016- 2017 учебном году 33 учебные недели; праздничные дни: 23.02.2017; 24.02.2017; 08.03.2017; 01.05.2017; 08.05.2017; 09.05.2017. Согласно учебному плану на предмет "Музыка" выделено: в 1 классе -2 часа в неделю, в год 64 часа.
4. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Раздел | Количество часов | Из них | ||
контрольных | практических | экскурсий | |||
1. | «Волшебное царство звуков» | 18 | 18 | ||
2. | «Сказочная страна» | 14 | 14 | ||
3. | «На родных просторах» | 17 | 17 | ||
4. | «Остров музыкальных сокровищ» | 15 | 15 | ||
Всего: | 64 | 64 |
5. Содержание учебного предмета "Музыка", 1 класс
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
№ | Наименование раздела | Краткая характеристика содержания раздела | Содержание учебного предмета |
1. | "Волшебное царство звуков" | Путешествие в Волшебное царство звуков позволяет научить ребёнка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный), исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования. | Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельные песни и пр. Слушание музыки: • овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; • развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; • развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; • развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); • развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; • развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); • ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); • знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: • обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; • работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); • пение коротких попевок на одном дыхании; • формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; • развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); • активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; • развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; • дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; • развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; • формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); • развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; • развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; • пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); • укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; • получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты Содержание: • ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); • ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano); • развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие); • элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. Содержание: • обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник, металлофон, ложки и др.). |
2. | "Сказочная страна" | Путешествие в сказочную страну знакомит обучающихся с понятием "музыкальный образ". Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрывают её связи с театром, кино и другими видами искусства. | |
3. | "На родных просторах" | Путешествие по родным просторам воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений. | |
4. | "Остров музыкальных сокровищ" | Путешествие на Остров музыкальных сокровищ - это воображаемое плавание от родных "музыкальных" берегов по мировому музыкальному пространству - к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только прослушать звуки моря, выполнить ряд арт -терапевтических упражнений, но и познакомиться с образами моря в музыке Н.А. Римского - Корсакова. |
6. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета "Музыка" обучающимися с интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты (к окончанию 1-4 класса):
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: знает название родного города, области, округа, страны, столицы; знает символику школы, города, округа, страны; понимает значение слов, характеризующие гражданскую направленность: трудолюбие, справедливость, смелость, честность.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов: Умеет выслушать иное мнение. Уважает и доброжелательно относится к другим (толерантность):
- этническая толерантность;
- конфессиональная толерантность (уважительное отношение к представителям других религий и вероисповеданий);
- возрастная толерантность;
- гендерная толерантность.
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: Может рассказать о себе (ФИО, имена родителей, адрес дома и школы, каким маршрутом добраться). Ориентируется в классе, школе (знает, где классный кабинет, раздевалка, спортзал, столовая, расписание уроков и т.д.).
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях. Знает и соблюдает нормы и правила поведения в общественных местах.
- Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: Выполняет поручения в семье, в школе (заправить кровать, помыть посуду, выполнить уборку, провести дежурство и т.д.). Выполняет насущно необходимые действия (бытовые навыки: самостоятельно поесть, одеться, и т.д.)
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия: Участвует в повседневной жизни класса и школы. Умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: Проявляет любознательность, наблюдательность, заинтересованность, умеет задавать вопросы, участвует в проектной деятельности. Умеет вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом и социальным статусом собеседника. Умеет корректно привлечь к себе внимание. Умеет отстраниться от нежелательного контакта. Умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, просьбу.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: Участвует в процессе обучения в соответствии со своими возможностями. Сформирована мотивация к обучению. Знает и выполняет правила учебного поведения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях: Умеет работать в группе сверстников: принимает и оказывает помощь, адекватно высказывает свое мнение и выслушивает чужое. Адекватно оценивает свою работу и работу других. Умеет сотрудничать со взрослыми: принимает помощь, адекватно общается и реагирует на замечания.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств: Умеет различать понятия "красивое" и "некрасивое": опрятно-неопрятно, вредные привычки - здоровый образ жизни, вежливо-невежливо, нормы поведения.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: Проявляет в отношениях со взрослыми и сверстниками доброжелательность, отзывчивость, сопереживание.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям: Соблюдает режим дня, ведет здоровый образ жизни. Участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается творчеством. Бережно относится к результатам своего и чужого труда, школьному и личному имуществу. Знает и соблюдает правила дорожного движения и пожарной безопасности, личной безопасности
- Формирование готовности к самостоятельной жизни: Трудовая готовность: готовность к учебному труду. Морально-волевая готовность: адекватная самооценка. Физическая готовность: отсутствие вредных привычек, готовность развивать физические качества
Система бальной оценки результатов.
Результаты оценки личностных достижений учащегося
0 баллов – не сформировано
1 балл – сформировано минимально
2 балла – сформировано частично
3 балла – сформировано полностью
Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка динамики достижений ребенка в сфере жизненной компетенции и социальном развитии.
Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в год (начало, конец учебного года).
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции. 2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5 – полное освоение действия.
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Предметные результаты (по окончании 1 класса)
Уровни освоения предметных результатов | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
|
|
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка этой группы результатов начинается со 2-го класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные знания, умения и навыки в области музыкального искусства. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя. Начиная со 2 класса в Учреждении устанавливается пятибалльная система цифровых отметок: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно, 1 - плохо.
Во время обучения в первом классе, всячески поощряется и стимулируется работа учеников (используется только качественная оценка). На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Критерии оценивания предметных результатов обучающихся Учреждения закреплены "Положением об оценивании предметных результатов обучающихся КОУ "Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Базовые учебные действия
Группа БУД | По окончанию 4 класса у обучающихся будут сформированы | По окончанию 1 класса у обучающихся будут сформированы | |
Личностные учебные действия: | Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. | Проявляет интерес к окружающей действительности (класс, школа) с помощью взрослого. | |
Коммуникативные учебные действия: | Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем. | Использует элементарные ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем с помощью учителя и по образцу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. | |
Умение обращаться за помощью и принимать помощь. | Слышит обращённую речь взрослого и принимает помощь. | ||
Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. | Слышит инструкцию к заданиям в игровой деятельности с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. | ||
Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Слышит обращённую речь взрослого, вступает во взаимодействие с учителем в простых бытовых ситуациях и элементарных учебных действиях. | ||
Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | Проявляет интерес к общению со взрослыми (семья, школа, социум). | ||
Регулятивные учебные действия: | Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). | Слышит инструкцию учителя, организует рабочее место под руководством учителя. Соблюдает режим организации учебной и внеурочной деятельности под руководством учителя. | |
Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. | Слушает инструкцию учителя, работает с символами и по образцу вместе с учителем. | ||
Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников. | Участвует в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя. | ||
Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. | Работает с символами по образцу с помощью учителя. Выполняет при помощи учителя действия по схемам-символам. | ||
Познавательные учебные действия: | Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов. | Понимает некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов с помощью учителя. | |
Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. | Находит общее на основе существенных признаков на наглядном материале с помощью учителя. | ||
Умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. | Понимает знаки, символы схемы, использует предметы- заместители с помощью учителя. |
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
I. Методическая литература, дидактические материалы | ||
| ||
II. Технические средства обучения | ||
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
5. Информационно-коммуникационные средства обучения: аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD); презентации, видеофильмы, посвященные творчеству композиторов, исполнителей и дирижеров; видеофильмы с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, известных оркестровых и хоровых коллективов; | ||
III.Учебная мебель | ||
| 12 | |
| 12 | |
| 1 | |
| 2 | |
| 2 | |
IV. Учебное оборудование | ||
| 1 | |
| 1 |
8. Календарно-тематическое планирование: музыка, 1 класс (ФГОС)
№ П\П | Тема раздела, урока. | Кол- во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | Корректировка | |
план | факт | |||||
Тема I раздела: "Волшебное царство звуков" | 18 | 18 | 18 | |||
1. | Тема урока: Звуки шумовые и музыкальные. | 2 | 2.09.16 5.09.16 | Пение: песня "Музыка" (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой). Слушание музыки. Песня "Где музыка берет начало?" из т/ф "Чехарда" ( муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Слушание музыки с имитацией звуков природы. Песня "Музыка" (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой). Слушание звуков природы, окружающего мира, наблюдение за объектами окружающего мира, определение настроения музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. Упражнения: "Музыкальное знакомство" и др. Соблюдение основных правил урока - как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание. Соблюдение правил пения. | ||
2. | Тема урока: На зелёном лугу. | 2 | 9.09.16 12.09.16 | Слушание звуков шумовых и музыкальных. Выявление характера музыки: задорно, весело, радостно, звонко. Пение: р. н. песня "На зеленом лугу". Повторение песен из программы по музыке для дошкольных учреждений, например: "Кто пасется на лугу" (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю.Черных); "Кузнечик" (муз. В. Герчик, сл. А.Жилиной); "В траве сидел кузнечик" (муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова). Элементарное музицирование: звуковая импровизация по озвучиванию пейзажа "Звуки и краски лета" (музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и др.). Слушание музыки. Пьеса "Песня жаворонка" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Звучание синтезатора, имитирующего голоса птиц. Слушание звуков летней природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжания пчел и др. Звукоподражание. Упражнения: "Голоса природы", "Аромат цветов", "Цветок", "Кузнечики, стрекозы, бабочки". Пластическая импровизация под музыку "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского. | ||
3. | Тема урока: У тихого пруда. | 2 | 16.09.16 19.09.16 | Пение: упражнение на распевание (волнообразные мелодии на гласные звуки). Песня "Тихая песенка" (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова). Песня "Аленушка" (муз. Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой). Повторение одной из разученных ранее песен (по выбору). Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Тихий плеск воды" (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, детский синтезатор). Слушание музыки. Пьеса "Печальная история" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Весело - грустно" Л. ван Бетховена. Упражнения: "Звуковые волны", "Разноцветные рыбки", "Игра воды", "Лягушки", "Утки", "Пузырьки воздуха". Звукоподражание. Пластическая импровизация "Игра воды" под музыку М.Равеля (пьеса "Игра воды"). | ||
4. | Тема урока: В вихрях грозы. | 2 | 23.09.16 26.09.16 | Пение: песня "Громкая песенка" (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова). Песня "Неприятность эту мы переживем" из м/ф "Лето кота Леопольда" (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта). Р. н. песня "На зеленом лугу" (повторение). Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Музыка грозы" (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, металлофон). Слушание музыки. Имитация раскатов грома. "Третья песня Леля" из оперы "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова. Слушание звуков грозы и имитация звуков грозы. Упражнения: "Ветер", "Дождик" и др. Звукоподражание. | ||
5. | Тема урока: Высоко в горах. | 2 | 30.09.16 3.10.16 | Пение: песня "Музыкальное эхо" (муз. и сл. М. Андреевой). Р. н. песня “Как под горкой”. Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Камнепад в горах" (музыкальные инструменты: барабан, маракасы; звучащие предметы, например, камушки). Звуковая картина "Полет к вершине" (музыкальные инструменты: синтезатор, металлофон). Слушание звуков гор: эхо, пение птиц, журчание ручейка и др. Упражнения: "Эхо в горах", "Высоко - низко", "Вверх - вниз", "Горка", "Горный ручеек", "Танец ручейка", "Пляска огня", "Пробуждающийся гейзер". Звукоподражание, подпевание. Пластическая импровизация "Проснувшийся вулкан: танец огня" под музыку А.Н. Скрябина: симфоническое произведение "Прометей (Поэма огня)" или М. де Фалья (пьеса "Танец огня"). Пластическая импровизация "Горный поток" под музыку А. Шнитке (пьеса "Поток"). | ||
6. | Тема урока: Осенняя сказка. | 1 | 7.10.16 | Пение: Песня "Листопад" (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой). Элементарное музицирование: Звуковая композиция "Звуки осени" (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.). Слушание музыки. Пьеса "Грустный дождик" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Слушание звуков леса и подражание: "Ворона", "Кукушка", "Дятел". Упражнения: "Опавшие листья", "Грибной дождь", "Осенний ветер", "Шорох осенних листьев". | ||
7. | Тема урока: В осеннем лесу. | 1 | 10.10.16 | Пение: Песня "Листопад" (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой). Слушание звуков леса и подражание: "Филин", "Кукушка", "Ворона". Элементарное музицирование: Звуковая композиция "Звуки осени" (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.). Звукоподражание, подпевание. | ||
8. | Тема урока: Встреча с солнышком. | 1 | 14.10.16 | Слушание звуков окружающего мира, звуков природы, леса. Определение настроения музыки: радостное, весёлое, грустное. Пение: песня "Выйди солнышко" (муз. Р. Паулса) Слушание музыки. Пьеса "Грустный дождик" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Имитация звуков природы. Подпевание, пластическое интонирование. Игра на шумовых и духовых инструментах. | ||
9. | Тема урока: Во владениях Его Величества Ритма. | 2 | 17.10.16 21.10.16 | Пение: песня "Барабанщик" (муз. и сл. Ю. Литова). Песня "Часы" (муз. П. Ступелла, сл. П. Авчарского). Элементарное музицирование: исполнение различных ритмических рисунков (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, бубен, колокольчик). Ритмическое сопровождение песни, марша и танца. Ритмический аккомпанемент пьес "Марш деревянных солдатиков" и "Вальс" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Слушание музыки. Пьеса "Старый замок" из цикла "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского. Упражнения: "Поезд", "Бег с передышками". Марш под музыку П.И. Чайковского (пьеса "Марш деревянных солдатиков" из цикла "Детский альбом"). Танцевальные движения под музыку. Пляска под музыку П.И. Чайковского (пьеса "Камаринская" из цикла "Детский альбом"). | ||
10. | Тема урока: Во дворце Королевы Мелодии. | 2 | 24.10.16 28.10.16 | Пение: пение различных мелодических рисунков. Повторение песен, разученных в первой четверти (по выбору). Элементарное музицирование: импровизации на темы "Грустная королева" и "Веселая королева" (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор, игрушечное пианино). Слушание музыки. Пьеса "Мелодия" П.И. Чайковского. Танцевальная импровизация "Танцуем на балу у Королевы Мелодии" под музыку П.И. Чайковского "Вальс" из "Детского альбома". | ||
11. | Тема урока: Звуки вокруг нас. | 1 | 31.10.16 | Слушание звуков окружающего мира, наблюдение за объектами окружающего мира, определение настроения музыки: радостное, весёлое, грустное, торжественное, серьёзное. Пение: гамма до мажор. Музыкальная игра "Живые нотки". "Песенка о гамме" (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Элементарное музицирование: игра коротких мелодий знакомых песен (музыкальные инструменты: металлофон, игрушечное пианино, детский синтезатор). Соблюдение основных правил урока - как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание. Соблюдение правил пения. | ||
Тема II раздела: "Сказочная страна" | 14 | 14 | 14 | |||
1. | Тема урока: Музыкальное путешествие в сказочный лес. | 2 | 11.11.16 14.11.16 | Пение песни из мультфильмов (по выбору). Определение музыкальных образов сказочных героев. Определение характера мелодии: весёлая, грустная. Выполнение движений под музыку, выражая её настроение. Пьеса "В сказочном лесу" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Баба Яга" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Игра на шумовых и духовых инструментах. Ритмические импровизации, пластическое интонирование. | ||
2. | Тема урока: Сказочные картины. | 1 | 18.11.16 | Пение: р. н. песня "Ах, вы сени". Элементарное музицирование: звуковая картина "Полет на ковре-самолете" (музыкальные инструменты: металлофон). Слушание музыки. Пьеса "Нянина сказка" из цикла "Детский альбом" П.И.Чайковского. Пьесы "Злюка", "Резвушка", "Плакса" Д.Б. Кабалевского. Пластическая импровизация "Сказочные облака" под музыку К.Дебюсси (пьеса "Облака"). Ритмические импровизации, пластическое интонирование. | ||
3. | Тема урока: Курочка Ряба. Чудеса в музыке. | 2 | 21.11.16 25.11.16 | Пение: р. н. песня "Курочка-рябушечка". Слушание музыки. Музыкальная сказка "Курочка Ряба" М.Магиденко. Пластические импровизации: "Дед и баба работают", "Дед и баба бьют яичко", "Дед и баба плачут", "Дед и баба пляшут" под музыку из музыкальной сказки "Курочка Ряба" М.Магиденко. Пластическая импровизация "Танец цыплят" под музыку М. П.Мусоргского (пьеса "Балет невылупившихся птенцов" из цикла "Картинки с выставки"). | ||
4. | Тема урока: Колобок. | 1 | 28.11.16 | Пение: песенки персонажей музыкальной сказки "Колобок" В. Герчик. Песня "Колобок" (муз. Г.Струве, сл. В.Татаринова). Элементарное музицирование: звуковая картина "Колобок в лесу" (музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, металлофон, треугольник, детский синтезатор). Слушание музыки. Песенки персонажей музыкальной сказки "Колобок" В. Герчик. Пластические импровизации "Заяц", "Волк", "Медведь", "Лиса" под музыку из музыкальной сказки "Колобок" В. Герчик. Сочинение песенки Колобка. | ||
5. | Тема урока: Волк и семеро козлят. | 2 | 2.12.16 5.12.16 | Пение: "Песенка веселых козлят" из детской оперы "Волк и семеро козлят" (муз. М.Коваля, сл. Е. Манучаровой). Слушание музыки. Фрагменты детской оперы "Волк и семеро козлят" М. Коваля. Упражнения: "У кого какой голос?", "Звуки и чувства", "Нам не страшен серый волк" и др. Пластическая импровизация "Танец веселых козлят". | ||
6. | Тема урока: Волшебное озеро. | 1 | 9.12.16 | Пение: повторение песен темы "У тихого пруда": "Тихая песенка" (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова); "Алёнушка" (муз. Ж.Кузнецовой, сл. И.Векшегоновой). Элементарное музицирование: звуковая картина "Волшебное озеро" (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детский синтезатор). Слушание музыки. Симфоническая картина "Волшебное озеро" А.К. Лядова. Фрагмент "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро" П. И.Чайковского. Упражнения: "Звуковые волны", "Звук нарастает", "Волна" и др. Пластическая импровизация "Сказочные лебеди на волшебном озере" под музыку из балета "Лебединое озеро" П. И.Чайковского (фрагмент "Вальс" или "Танец маленьких лебедей"). | ||
7. | Тема урока: Сказочный лес. Время года - Зима. | 1 | 12.12.16 | Пение: песни из мультфильмов (по выбору). Слушание музыки. Пьеса "В сказочном лесу" Д.Б. Кабалевского. Пьеса "Баба Яга" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Шутка-фантазия "Баба Яга" А.С. Даргомыжского. "Частушки бабок-ёжек" из м/ф "Летучий корабль" (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина). "Песня Лешего" из т/ф "Новогодние приключения Маши и Вити" (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового). Упражнения: "Неведомые голоса" и др. Повторение упражнений: "В лесу", "Ворона", "Кукушка", "Филин" и др. Сочинение ритмических композиций. Сочинение мелодии к нескольким стихотворным строчкам. | ||
8. | Тема урока: В пещере горного короля. | 1 | 16.12.16 | Пение: песня "Пестрый колпачок" (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Элементарное музицирование: звуковая картина "Сказочная пещера" (звучащие предметы: камушки). Слушание музыки. Пьеса "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" Э.Грига. Тема Кикиморы из народного сказания "Кикимора" для симфонического оркестра А. К. Лядова. Упражнения: "Танец эльфов", "Воздушные создания". Повторение упражнений: "Эхо в горах", "Высоко - низко", "Горный ручеек", "Пробуждающийся гейзер" и др. Музыкально-пластическая деятельность. Карнавальное шествие сказочных персонажей под музыку Э. Грига (пьеса "Шествие гномов" из сюиты "Пер Гюнт"). | ||
9. | Тема урока: Царство Деда Мороза. | 2 | 19.12.16 23.12.16 | Пение: песня "Елочка" (муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой). Песня "К нам приходит Новый год" (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой). Песня "Снежинки" (муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова). Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Звуки зимы" (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.). Звуковая картина "У елки: наши музыкальные подарки" (музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, свистульки, колокольчики и др., а также звучащие игрушки: куклы, мишки, резиновые игрушки, юла, воздушные шарики, мячик и т. д.). Слушание музыки. Арии Снегурочки и Деда Мороза из оперы "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова. Упражнения: "Ветер воет", "Холод и тепло", "Снежинки", "Метель гудит" и др. | ||
10. | Тема урока: Музыкальное путешествие в сказочную страну. Рождественские чудеса. | 1 | 26.12.16 | Пение: песня-колядка "Добрый тебе вечер". Народное песнопение "Рождественское чудо". Слушание музыки. Пьеса "В церкви" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Пьеса "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Фрагмент "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского. Пластическая импровизация "Вальс снежных хлопьев" под музыку из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского. | ||
Тема III раздела: «На родных просторах» | 17 | 17 | 17 | |||
1. | Тема урока: Моя Россия. | 2 | 13.01.17 16.01.17 | Пение: песня "Моя Россия" (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Песня "Наш край" (муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А. Пришельца). Песня "Край, в котором ты живешь" (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Слушание музыки. Песни о России в исполнении детских хоровых коллективов. Упражнения: "Родники и река", "Мельница". | ||
2. | Тема урока: В песне душа народа. | 1 | 20.01.17 | Пение (р. н. песни): "У кота-воркота" (колыбельная); "Сорока, сорока" (прибаутка); "Ладушки" (потешка); "Дождик", "Жаворонушки" (заклички); "Бояре" (игровая). Песни народов России (по выбору). Слушание музыки. Пьеса "Русская песня" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Произведения детского фольклора народов России (по выбору). Упражнения: "У колыбели" и др. Сочинение колыбельной песенки. Сочинение закличек о временах года, радуге, дожде, птицах и др. | ||
3. | Тема урока: Знакомство с народной музыкой родного края. | 2 | 23.01.17 27.01.17 | Пение: хантыйская народная песня "". Слушание народных песен народов ханты и манси. Пластическая импровизация "Танец медведя". | ||
4. | Тема урока: В гостях у народных музыкантов. | 2 | 30.01.17 3.02.17 | Пение: песни-загадки о народных инструментах: "Балалайка", "Гармонь", "Дудочка" (муз. В. Агофонникова, сл. З.Петровой). Элементарное музицирование: музыкальная игра-загадка "Кто на чем играет?" (музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и др. народные музыкальные инструменты). Ритмическое сопровождение песен-загадок: "Балалайка", "Гармонь", "Дудочка". Слушание музыки. Пьеса "Мужик на гармонике играет" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Звучание различных народных музыкальных инструментов. Упражнения: "Гармошка" и др. | ||
5. | Тема урока: Большой хоровод. | 1 | 13.02.17 | Пение: р. н. песня "Во поле береза стояла". Песня "Большой хоровод" (муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта). Песня "Дружат дети всей Земли" (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова). Песни народов России (по выбору). Слушание музыки. Песни народов России в исполнении детских хоровых коллективов и фольклорных ансамблей (по выбору). Упражнения: "Солнышко просыпается" и др. Музыкальная театрализация. Инсценировка р. н. песни "В хороводе были мы". Исполнение разных видов хороводов: круговой, орнаментальный и др. | ||
6. | Тема урока: Шире круг. | 1 | 17.02.17 | Пение: "В хороводе были мы". Песня "Большой хоровод" (муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта). Песни народов России (по выбору). Слушание музыки. Песни народов России в исполнении детских хоровых коллективов и фольклорных ансамблей (по выбору). Упражнения: "Солнышко просыпается" и др. Музыкальная театрализация. Инсценировка р. н. песни "В хороводе были мы". Музыкально-пластическая деятельность. Разные виды хороводов: круговой, орнаментальный и др. | ||
7. | Тема урока: Здравствуй, масленица! | 1 | 20.02.17 | Пение: масленичные народные песни: "А мы масленицу дожидали", "Едет масленица" и др. Хор "Прощай, масленица!" из оперы "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова. Слушание музыки. Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов. Пьеса "Февраль. Масленица" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Сцена проводов масленицы из оперы "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова. Упражнения: "Сугробы и солнышко", "Костер", "Снежинки тают", "Танец ручейка". | ||
8. | Тема урока: Бравые солдаты. | 1 | 27.02.17 | Пение: песня "Бравые солдаты" (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Р. н. песня "Славны были наши деды", "Солдатушки, бравы ребятушки". Элементарное музицирование: звуковая картина "Парад войск". Слушание музыки. Старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра. Например, марш "Прощание славянки" В.И. Агапкина. Упражнения: "Парад войск" и др. Музыкально-пластическая деятельность. "Марш военных музыкантов на параде" - имитация игры на инструментах военного духового оркестра под музыку военного марша. | ||
9. | Тема урока: Музыка весны. | 2 | 3.03.17 6.03.17 | Пение: Украинская н. песня "Птичка", немецкая н. песня-хоровод "Весна", рус текст В. Каратыгиной. Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Звуки весны" (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, пальчиковые тарелочки и др.). Слушание музыки. Пьеса "Приход весны" В.А. Моцарта Упражнения: "Сугробы и солнышко", "Снежинки тают", "Танец ручейка". | ||
10. | Тема урока: Мамин праздник. | 1 | 10.03.17 | Пение: песня "Ты на свете лучше всех" (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского). Элементарное музицирование: звуковая импровизация "Звуки весны" (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, пальчиковые тарелочки и др.). Слушание музыки. Пьеса "Мама" из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского. Песня "Пусть всегда будет солнце" (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина. | ||
11. | Тема урока: Путешествие по музыкальному городу. | 2 | 13.03.17 17.03.17 | Пение: песня "Край, в котором ты живешь" (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Песня "Веселый барабанщик" из к/ф "Друг мой Колька" (муз. и сл.Б. Окуджавы). "Песенка крокодила Гены" из м/ф "Чебурашка" (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского). Элементарное музицирование: звуковая картина-импровизация "Звуки большого города" (музыкальные инструменты: дудочки, трещотка, барабан и др.). | ||
12. | Тема урока: На родных просторах. | 1 | 20.03.17 | Пение: хантыйская народная песня "". Слушание народных песен народов ханты и манси. Пластическая импровизация "Танец медведя". | ||
Тема IV раздела: "Остров музыкальных сокровищ" | 15 | 15 | 15 | |||
1. | Тема урока: Океан - море синее. | 1 | 3.04.17 | Пение: песня "Синяя вода" (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина). Песня "Чунга-чанга" из м/ф "Катерок" (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина). Элементарное музицирование: звуковая импровизация "На морском берегу" (музыкальные инструменты: гусли, свистульки, дудочки и др.). Слушание музыки. Фрагменты музыкальных произведений, в которых изображено море, например: вступление к опере "Садко" или первая часть симфонической сюиты "Шехерезада" - "Море и корабль Синдбада" - Н.А. Римского-Корсакова; симфонический эскиз "Море" К. Дебюсси. Фрагмент "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова. Слушание шума морских волн. Упражнения: "Шум моря", "Звуковые волны", "Игра с волной", "Ветер по морю гуляет", "Буря", "Качка", "Лодочки в океане". | ||
2. | Тема урока: Три чуда. | 1 | 7.04.17 | Пение: р. н. песня "Во саду ли, в огороде". Элементарное музицирование: игра по нотам на металлофоне русской народной песни "Во саду ли, в огороде". Слушание музыки. Сцена "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова. Упражнения: "Богатырская сила" и др. Пластическая импровизация "Выступает, словно пава" под музыку из оперы "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова (тема Царевны Лебедь). | ||
3. | Тема урока: Чудесный цветы. | 1 | 10.04.17 | Пение: р. н. песня "Василек". "Песня о волшебном цветке" (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского). Элементарное музицирование: игра по нотам на металлофоне и детском синтезаторе р. н. песни "Василек". Слушание музыки. Пьеса "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского. Тема феи Сирени из балета "Спящая красавица" П.И. Чайковского. Р. н. купальская песня "На святого Ивана". Упражнения с элементами ароматерапии: "Цветик- семицветик", "Аромат цветов", "Подснежник", "Аленький цветочек", "Разговор цветов", "Засыпающий цветок". | ||
4. | Тема урока: Карнавал животных. | 2 | 14.04.17 17.04.17 | Пение: "Песенка Львенка и Черепахи" из м/ф "Как Львенок и Черепаха пели песню" (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова). Песня "Чунга-чанга" из м/ф "Катерок" (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) повторение. Элементарное музицирование: звуковой "портрет" животного с Острова музыкальных сокровищ (музыкальный инструмент: детский синтезатор) звукоподражание. Слушание музыки. Цикл пьес "Карнавал животных" К. Сен-Санса. Экологическая музыка. Слушание голосов экзотических птиц и зверей. Упражнения: "Черепаха", "Слон", "Кенгуру", "Павлин", "Цапля", "Смешная обезьянка". Пластическая импровизация "Угадай, кто появился?" под музыку из цикла "Карнавал животных" К. Сен-Санса (пьесы "Черепахи", "Слон", "Кенгуру", "Лебедь"). | ||
5. | Тема урока: В школе Скрипичного ключа. Ноты и другие нотные знаки. | 1 | 21.04.17 | Пение: гамма до мажор. Музыкальная игра "Живые нотки". "Песенка о гамме" (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой). Пение по нотам. Пение по образным нотным записям коротких мелодий, например: мелодии звезд, цветов, дождя, снежинок, солнышка и др. Элементарное музицирование: игра по нотам коротких мелодий знакомых песен (по цветным нотным записям, на цветной детской клавиатуре; музыкальные инструменты: металлофон, игрушечное пианино, детский синтезатор). | ||
6. | Тема урока: Музыкальный клад. Волшебная флейта. | 2 | 24.04.17 28.04.17 | Пение: хоровое исполнение фрагмента "Откуда приятный и нежный тот звон?" из оперы "Волшебная флейта" В.А. Моцарта. Повторение старинных песен из программы 1 класса. Элементарное музицирование: импровизированное озвучивание картины М. Врубеля "Пан" (музыкальные инструменты: губная гармошка, детский синтезатор). Слушание музыки. Звучание флейты, кугикл. Звучание флейты в опере "Волшебная флейта" В.А. Моцарта. Упражнения: "Флейта" и др. | ||
7. | Тема урока: Музыкальный клад. Старая шарманка. | 2 | 5.05.17 12.05.17 | Пение: исполнение р. н. песни "Во саду ли, в огороде" ("механическим" звуком - статично, без изменений динамических оттенков (музыкальный эксперимент). Выразительное, "живое" исполнение песен из программы первого класса (повторение). Слушание музыки. Пьеса "Шарманщик поет" из цикла "Детский альбом" П.И.Чайковского. Звучание шарманки. Пьеса "Шарманка" из цикла "Танцы кукол" Д.Д. Шостаковича. Пьеса "Шарманщик" Ф. Шуберта. | ||
8. | Тема урока: Музыкальный клад. Музыкальная шкатулка. | 1 | 15.05.17 | Пение: повторение песен программы первого класса (по выбору). Песня "Музыкальная шкатулка" (муз. Ю. Чичкова, сл. З. Петровой). Элементарное музицирование: повторение звуковых картин, созданных в течение года (по выбору). Слушание музыки. Пьеса "Музыкальная шкатулочка" С. Майкапара. Пьеса "Музыкальная табакерка" А.К. Лядова. Звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музыкальных игрушек с мелодиями детских песен. Повторение упражнений (по выбору). | ||
9. | Тема урока: Музыкальный клад. Музыкальный картинки. | 2 | 19.05.1722.05.17 | Пение: песня "О картинах" (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Слушание музыки. Пьесы из цикла "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского, например: "Старый замок", "Гном", "Избушка на курьих ножках", "Балет невылупившихся птенцов", "Богатырские ворота в Киеве". Пластическая игра-импровизация "Ожившие картинки" под музыку из цикла "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского (пьесы "Гном" и "Балет невылупившихся птенцов"). Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему "Фантастический музыкальный инструмент с Острова музыкальных сокровищ" (интегрированное задание). | ||
10. | Тема урока: Музыкальный клад. Музыкальный альбом. | 2 | 26.05.17 29.05.17 | Основы музыкальных знаний. Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира. Слушание музыки. Пьесы из цикла "Детский альбом" П.И. Чайковского: "Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка". Пение: песни народов мира, например, "Японская детская песня" (музыкальная транскрипция и русский текст А. Струве). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС
Рабочая программа 5-7 классс Босова Л.Л. ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО 5 классс
Данная рабочая программа составлена к учебнику Т.А.Ладыженской....
Рабочая программа учебного предмета Биология (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного предмета Биология (ФГОС ООО). УМК В.И. Сивоглазова....
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС ООО). УМК О.А. Климановой, А.И. Алексеева....
Рабочая программа учебного предмета Химия (ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного предмета Химия (ФГОС ООО). УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова и С.А. Сладкова....
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС СОО)
Рабочая программа учебного предмета География (ФГОС СОО). УМК А.П. Кузнецова и Э.В. Ким....
Рабочая программа учебного предмета Химия (ФГОС СОО)
Рабочая программа учебного предмета Химия (ФГОС СОО). УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова и С.А. Сладкова....