Мастер-класс «Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»
материал по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Мастер-класс»
«Работа над художественным образом музыкальных произведений на начальном этапе обучения»
Педагог: Малиновская А. Н.
Цель: Приобщение воспитанников к миру искусства.
Цель занятия: Научится понимать и чувствовать художественный образ музыкальных произведений.
Задачи:
- Развивать художественный вкус, воспитывать изобретательность, самостоятельность взглядов, осмысленное восприятие.
- Привитие навыков самостоятельного творческого мышления.
- Обучение сценической этике.
- Привитие опыта коллективной деятельности (игра в ансамбле).
- Воспитывать музыкальную грамотность. Развивать интерес к искусству, обогащать кругозор.
Содержание занятия:
Вводная часть:
Вступительное слово. Рассказ педагога.
Основная часть:
Выступление воспитанников:
- Тюнина Мария (8 лет, 2 год обучения).
Исполняет:
Ф. Амиров «Лирический танец».
А. Исакова «Медвежата резвятся».
- Толмачева Полина (8 лет, 2 год обучения).
Исполняет:
В. Моцарт «Маленькая пьеса».
И. Беркович «Русская песня».
- Ансамбль Тюнина М. и Толмачева П.
Исполняют:
Н. Богословский «Игра с котенком».
- Курышева Полина (9 лет, 3 год обучения)
Исполняет:
И. Парфенов «Белочка».
- Алехно Лада (9 лет, 3 год обучения)
Исполняет:
Н. Штогаренко «Мотылек»
- Ансамбль Алехно Л. и Зафт Р.
Исполняют:
А. Грибоедов «Вальс».
Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая воспитанника музыкально, интеллектуально, артистически, а, следовательно, и пианистически, иначе воплощения не будет. А это значит: развивать его слуховые данные, широко знакомить его с музыкальной литературой, развивать его фантазию, удачным метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, дополнять и толковать музыкальную речь, развивать в воспитаннике любовь к другим искусствам.
Одним из главных требований для достижения художественной красоты исполнения является требование простоты и естественности. Вся работа, протекающая на занятии, есть посильная работа над музыкой и ее воплощением в форт игре, другими словами над «художественным образом» и фортепианной техникой. Важно не переусердствовать в рассказах об «образе», о «содержании», о «настроении» и при этом не добиваться контрастного воплощения своих высказываний в звуке, фразе, нюансировке, технике. Также не следует увлекаться только фортепианной техникой, а о музыке и ее смысле иметь побочное представление.
Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и освоением нотной грамоты. То есть если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное исполнение было выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого рекомендуется пользоваться народными мелодиями, а также простейшими мелодиями Моцарта, Гайдна, Баха и наших русских композиторов.
Приступая к работе над музыкальным произведением нужно дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью следует проиграть пьесу целиком либо прослушать в записи. Полезно рассказать о форме произведения, об основной мелодической линии (теме), о фактуре, в которой это произведение выдержано. Также полезно будет познакомить воспитанника с автором, эпохой, содержанием, стилем изучаемого произведения. Главным средством обучения является эмоциональное убеждение. Умение педагога ясно и образно говорить о музыке способствует пробуждению художественного мышления воспитанника.
1. Русский художник Шишкин очень любил русскую природу, часто гулял в лесу, наблюдая за удивительным миром растений, цветов, а также зверей, обитающих в лесу.
А теперь послушаем как современный советский композитор А. Исакова передала образы резвящихся медвежат в музыке.
Звучит пьеса А. Исаковой «Медвежата резвятся».
2. Следующее произведение проникнуто необыкновенной красотой и поэтичностью. Это пьеса Ф. Амирова «Лирический танец» - мелодия правой руки богата украшениями, хроматизмами, что придает восточный колорит звучанию. Грациозность и изысканность танцующих девушек выражена в плавном и спокойном звучании мелодии. В средней части, в ее кульминации звучат некоторые ноты тревоги и драматизма. Однако трех частная форма возвращает нас к плавному и спокойному звучанию заключительной части.
3. Сейчас в исполнении Толмачевой Полины прозвучит музыкальное произведение В. Моцарта «Маленькая пьеса». Говоря о творчестве Моцарта, мы вспоминаем, что маленький Вольфганг Амадей очень рано стал заниматься музыкой (с 4 лет) и уже в раннем возрасте занимался сочинительством музыки. Его творчество отличается необыкновенной легкостью, светлостью, жизнерадостностью. Это одно из ранних произведений Моцарта, написанное в форме «рондо» - основная часть рефрен – в мажоре, а эпизоды – в миноре.
4. Красота русской природы передана в следующем музыкальном произведении «Русская песня». Как звучит мелодия? Спокойно, плавно, широко – как просторы нашей родины. Послушаем пьесу Берковича «Русская песня».
5. Для педагога важен подбор детей в ансамбле. Ансамбль Тюниной М. и Толмачевой П. исполнит пьесу Н. Богословского «Игра с котенком». Пьеса написана в трехчастной форме. Главная мелодия в I партии – рисует образ ласкового, пушистого, мягкого котенка, а акцент II партии дополняет «крадущимися» шагами движения котенка.
Во второй части он предстает в новом образе – разыгравшийся, развеселившийся и показывающий свои коготки. Все это девочки должны передать нам в звуках музыки.
6. А. Штогаренко «Мотылек».
Все видели бабочек, мотыльков – образ их несложный: летают, порхают с одного цветочка на другой (в музыке это передается лёгкими короткими мотивами на легато) однако и их тоже подстерегают неожиданности и неприятности (в кульминации мы услышим некоторые нотки настороженности). Лада расскажет нам, что она представляет, когда играет эту пьесу.
7. Яркая, юркая, проворная, очень осторожная рыжая белочка нарисована звуками музыки в пьесе современного композитора И. Парфенова. Посмотри, какая умелица Полина Курышева. Она сегодня приготовила картинку на пьесу «Белочка»…
Полина какими музыкальными средствами воспользовался композитор, чтобы передать образ белочки: стаккато, контрасты (F, P), короткие лиги, пьеса написана в среднем и высоком регистре, быстрый темп.
8. Возвращаясь к старинной танцевальной музыке, мне бы хотелось, чтобы Рита Зафт нам немножко рассказала о времени, стиле и музыке того времени. Наряду с программной музыкой на начальном этапе используется и жанровая, и танцевальная музыка.
В исполнении Алехно Л. и Зафт Р. прозвучит «Вальс» А. Грибоедова.
Подведение итогов:
Заключительное слово.
Используемая литература:
Кленов А.С. Там, где музыка живет. Педагогика, 1985,-152 с., ил. ББК 85.2. К 48. Тираж 90000 экз.;
Корыхалова Н. Чтобы музыка зазвучала. Детям о музыке. Издательство: Музыка, 1999 г. – 120 с. ISBN: 978-5-7140-0602-9 Тираж: 3000;
Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Составитель С.И. Голованова. Выпуск третий. Тетрадь первая. Полифонические произведения, старинные танцы: для фортепиано. М.: «Крипто-лошос»,1995 г. – 63, [1] с. – 5000 экз.;
Фортепиано. Репертуарная серия для музыкальных школ. Составитель С.И. Голованова. Выпуск третий. Тетрадь вторая. Этюды и виртуозные пьесы. М.: «Крипто-логос», 1995 г. – 64 с. Тираж 5000 экз.;
На рояле вокруг света. Фортепианная музыка XX века. Хрестоматия. 3 класс. Составитель С. Чернышков. Издательство: Классика-XXI, 2003 г. – 60 с. Тираж 2000 экз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВЛИЯНИЕ ТехническиХ способностЕЙ студентов колледжа НА созданиЕ художественного образа музыкального произведенияг.о. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, Емельянов Владимир Вас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/13/picture-279941-1376385474.jpg)
"Работа над художественным образом музыкального произведения"
Презентация урока фортепиано с учащейся 3 кл фортепианного отделенияТема урока:«Работа над художественным образом музыкального произведения»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-483687-1411211501.jpg)
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-522880-1426573522.jpg)
«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»
Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз...
Работа над художественным образом музыкального произведения
Методические рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/11/picture-272903-1373532722.jpg)
Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».
Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-673821-1443621554.jpg)
Работа над художественным образом музыкального произведения на уроках фортепиано
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...