«Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках музыки в ДШИ»
методическая разработка по музыке на тему
Творческое начало присутствует в каждом ребенке, раскрыть и развивать его - необходимое условие обучения. Задача преподавателя – создать благоприятный психологический климат.
Музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект.
В воспитании духовно-нравственном развитие необходимо соотносить материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории, географии, изобразительного искусства.
Межпредметная связь делает уроки более выразительными, интересными, целостными.
Для того, чтобы, деятельность учащихся была продуктивной, определяются цели работы, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их решения. В связи с этим, в учебном процессе, появляется возможность не только более полно раскрыть способности учащегося и подобрать подходящий для него репертуар, но и помочь ему решить возникающие проблемы, указать на возможные ошибки в общении, поведении, научить анализировать ту или иную ситуацию, опираясь на духовно-нравственные ценности. Задача педагога сформировать эти качества.
Поэтому в современной школе искусств духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности, способствующим развитию творческой одаренности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_muzyki_v_dshi.docx | 19.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках музыки в ДШИ»
К теме моего выступления я, хочу привести высказывания великих творческих личностей, писателей: Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
«В нашей стране не талантливы только лентяи»
Николай Алексеевич Островский
И с этими словами нельзя не согласиться. «Бесталанные», дети – редкость, аномалия. Это – следствие болезни родителей, алкоголизмом, наркоманией. За редким исключением любой ребенок обладает теми или иными способностями.
Способности – лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратиться ли возможность в действительность, зависит от множества условий: от того, например, нужны ли будут эти знания и навыки ребенку, будут ли заинтересованы окружающие его люди в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями; от того как его будут обучать, как будет организована учебная деятельность, в которой эти умения и навыки закрепятся.
Поскольку творческое начало присутствует в каждом ребенке, раскрыть и развивать его - необходимое условие обучения.
Разберём термин «духовно-нравственное воспитание», так сказать на составляющие. Итак, согласно психологическому словарю «духовное» – это активный элемент всего сознания, внутренняя и субъективная сущность индивида. Это так же то место, откуда исходят волевые решения, где находится источник внимания и усилия.
Значение слова «нравственность» по Ожегову – это внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек.
Как видно из определений, задача педагога сформировать эти качества, развить их, чтобы в будущем наш с вами, пока еще маленький, хрупкий человечек смог не только адаптироваться в обществе, но и влиять на него, сделать его лучше, совершеннее.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. В современной социокультуре музыка всё больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Большинство детей предпочитает эстрадно-развлекательную музыку, которая не требует интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Они не воспринимают её как художественное целое. Она служит для них фоном.
Музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. На сегодняшний день процесс обучения должен представлять собой тесное взаимодействие, синтез научных и духовных устремлений.
Современная школа искусств, ставит перед собой задачу развивать не только творческие способности учащихся, но и воспитывать духовно-нравственные идеалы.
Я не знаю французского, немецкого и итальянского языка, но когда звучит музыка, мгновенно в моё сердце входит музыка. В это время нам не нужна внешняя связь; достаточно внутреннего общения сердца. Каждый раз, когда исполняется одухотворённая музыка, мы обретаем вдохновение и восторг. Музыка способна поднять наше сознание в мгновение ока. Таким образом, музыка может изменять наше сознание при условии, что она исходит из сердца и входит в сердце. Та музыка, что затрагивает самые глубины нашего сердца, способна поднимать наше сознание.
Что же касается музыкальных произведений, то можно найти громадное количество произведений не только классической музыки, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка.
Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Поэтому необходимо соотносить материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории, географии, изобразительного искусства.
Например, изображение человеческого горя, подвигов, самоотверженности и красоты любви, служит темой во многих видах искусства. Искусство облагораживает и воспитывает человека, действует на него внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах.
Межпредметная связь делает уроки более выразительными, интересными, целостными.
На уроках специальности в классе фортепиано я нередко сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением раскрывать свои возможности. Поэтому моя задача, как преподавателя – создать благоприятный психологический климат, способствующий раскрепощению учащегося.
Для того чтобы, деятельность учащихся была продуктивной, определяются цели работы, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их решения, что является своеобразным толчком, который выводит учащегося из состояния «инертного покоя» и способствует творческому осуществлению выполняемой деятельности. В этом случаи работают духовные стороны мира ребёнка: воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Учащийся должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в конкретном музыкальном произведении.
Занятие в классе фортепиано дают возможность преподавателю создать индивидуальный подход к каждому учащемуся, помогают раскрыть внутренний мир ребёнка: его способности, психологические черты характера, проблемы в семье и в школе. В связи с этим, появляется возможность не только более полно раскрыть способности учащегося и подобрать подходящий для него репертуар, но и помочь ему решить возникающие проблемы, указать на возможные ошибки в общении поведении, научить анализировать ту или иную ситуацию, опираясь на духовно-нравственные ценности.
Школа искусств является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребёнка, что ставит преподавателя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на каждом уроке. Важно не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда наиболее остро стоит вопрос духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования учащихся. Поэтому в современной школе искусств духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности, способствующим развитию творческой одаренности учащихся.
Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках музыки, что «вживляли» во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников, в своём социокультурном пространстве. «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.
В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе....
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности
Статья посвящена основным аспектам духовно-нравственного воспитания на уроках музыки...
О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики
Учебно-методические материалы для использования на уроках физики и ОПК или интегрированных уроков...
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Реализация духовно-нравственного развития и воспитания на уроках музыки и церковного пения в православной гимназии"
1. Цель программ и направление моей работы в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях общего образования2. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание3. Ру...
Доклад на тему: «Развитие духовно-нравственного и творческого потенциала личности на уроках музыки».
В современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности....