О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики
учебно-методический материал по естествознанию (8 класс) на тему


Учебно-методические материалы для использования на уроках физики и ОПК или интегрированных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fizika_i_opk.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                     «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Ржева Тверской области

Учебно-методические материалы                                                                                           для использования на уроках физики и ОПК

                                   или интегрированных уроков

«О духовно-нравственных аспектах обучения и воспитания на уроках физики».

                                                           Подготовила: Ефимова Галина Николаевна

                                                                                  учитель физики

                                                                                  МОУ «СОШ №12» г.Ржева                                                                                                          

                                                                                  Тверской области

г.Ржев, 2015 г.

  Метапредметный подход заложен в основу  ФГОС. Термины «метапредмет»,  «метапредметность»  в  современном  образовании  заявлены как  ориентиры  новых  образовательных  стандартов. Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. В этой статье рассматриваются метапредметные связи таких предметов, как физика и ОПК.  Во многих регионах нашей страны введен курс Основ православной культуры.  Этот курс вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, религиозной жизни и проявлении православной духовности в важнейших сферах жизнедеятельности: труде, нравственности, познании, искусстве, в межличностных отношениях, в отношениях к себе и миру.

     Замечательно, если в учебном учреждении сформирован православный педагогический коллектив, тогда знания, полученные на уроках ОПК, будут ненавязчиво подкрепляться и на других предметах: литературе, истории, математике и физике. С введением ФГОС важное место отводится воспитанию человека.  Можно много говорить детям о нравственности, о том, как правильно поступать, как жить в обществе, но если не говорить, откуда появились эти законы нравственности, Кто их дал людям, не знакомить детей с именами известных верующих ученых, тогда не получится сформировать твердого основания для духовного совершенства. Педагогу будет проблематично  отвечать на вопросы учеников: «А почему это хорошо?», «Почему это белое, а это черное?».

     Физика – это наука о природе, основанная на определенных  физических законах. И мы, изучая эти законы,  видим,  как разумно устроен наш мир. Мы видим определенный порядок во всем: каждый день наступает день и ночь (происходит вращение Земли вокруг своей оси…). Мы наблюдаем смену времен года. Планеты движутся строго по своим орбитам, даже вспышки на Солнце  имеют свою периодичность, а если мы заглянем в микромир, то и там мы увидим  определенный порядок в расположении атомов и молекул…

         И можно найти достаточно удивительных явлений, которые могут заставить задуматься о существовании Всемогущего  Творца  и удивить разумностью окружающего мира природы. На основе содержания учебного материала по физике в таблице приведены темы, которыми учитель может воспользоваться и дать время ребятам подумать о Промысле Божием о человеке и обо всем живом.

Тема урока

Класс

Элементы ОПК

Атмосфера

7

   Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Она спасает нашу планету от падения на ее поверхность бесчисленных метеоридов, которые не долетают до Земли, потому что при падении своем на Землю сгорают в атмосфере.              Атмосфера предохраняет нас от убийственных для всех земных существ космических лучей и палящих лучей Солнца.                                                                    Какая «природа» произвела нужные математические  и химические выкладки и установила с абсолютной точностью пропорцию нашего воздуха, который состоит из 78 % азота, 21% кислорода и 1 % других необходимых для нашего дыхания газов?
Наукой установлено, что если бы пропорция кислорода в воздухе была не 21%, а 50% и больше, то все горючее на Земле мгновенно бы вспыхнуло, а молния, ударившая в дерево, произвела  бы вспышку, от которой сгорел бы весь лес. С другой стороны: если бы пропорция  кислорода была в 10%, то мы не имели бы никакого представления об огне. При такой низкой пропорции кислорода, огонь немыслим.                       Если бы на Земле не было кислорода, то не было бы и жизни, а если бы из атмосферы был изъят азот – все живущее умерло бы…

Магнитное поле Земли

8

О Промысле Божием, о Премудрости Божией, о любви к своему творению.

Магнитное поле Земли защищает все живое от движущихся заряженных частиц из космоса.

Агрегатные состояния вещества.

8

Удивительные свойства воды.

Плотность льда 900 кг/м3, плотность воды 1000 кг/м3.

Наибольшей плотностью вода обладает при температуре +4 оС. В глубоких водоемах температура воды остается такой даже зимой, когда его поверхность покрыта слоем льда. Зимой лед оказывается на поверхности реки, не тонет, и поэтому сохраняется подводная жизнь.

«Чем больше ученые изучают воду, тем больше они находят в ней замечательных и неповторимых свойств. Одной из таких неповторимых особенностей воды является ее способность расширяться при замерзании. Все вещества при замерзании, то есть при переходе из жидкого состояния в твердое, сжимаются, а вода, наоборот, расширяется.

А теперь давайте подумаем: зачем понадобилось Творцу создавать воду такой, что она при замерзании не сжимается, а расширяется? Что бы случилось в мире, если бы вода не обладала таким необычным свойством?

Очевидно, что если бы вода при замерзании сжималась, то лед бы тогда был тяжелее воды и тонул бы в ней.

Попробуем представить на мгновение, что бы случилось зимой на речке, если бы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             лед в ней тонул. По-видимому, сразу же возникли бы проблемы с катанием на коньках. Но это далеко не самое главное. Самое главное то, что речка при слишком сильных морозах промерзала бы до самого дна, и все живые организмы погибли бы в ней!» [2].

Свет. Шкала электромагнитных волн

9,11

Видимый свет представляет собой электромагнитные волны с длиной волны примерно от 400 нм до 800 нм (нм – нанометр – 10-9м). Это излучение,  которое воспринимает глаз человека. На шкале электромагнитных волн свет представляет собой узкую полоску. Все остальные излучения: низкочастотные, радиоволны, инфракрасное, ультрафиолетовое,  рентгеновское, гамма- излучения – человек не видит. Это может являться ответом на вопрос: «Почему мы не видим Бога?». В то же время можно спросить: «А ты видишь радиоволны, излучаемые твоим сотовым  телефоном? Ведь ты знаешь, что они есть, хотя и не можешь их показать».

Дисперсия света

11

Радуга - одно из самых удивительных явлений природы.

 Можно говорить о красоте, о гармонии, «о примирении Неба и Земли». В Библии говорится, что радуга впервые появилась на Земле после Великого Потопа, как знак Бога, что больше не повторится такое бедствие.

«Радуга – одно из самых изумительных явлений природы. Над сущностью этого явления люди задумывались издавна. Радуга является спутницей дождя. Время ее появления зависит от перемещения дающего ливневые осадки облака. Радуга может возникнуть как перед дождем, так и в процессе выпадения осадков или по окончании процесса

Что такое радуга?                                                
Обычно радуга представляет собой цветную дугу с угловым радиусом 42°. Дуга просматривается на фоне дождевой завесы или полос падения дождя, не всегда достигающих поверхности земли. Радуга наблюдается в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. Центром радуги является антисолярная точка – эта точка диаметрально противоположна Солнцу. В радуге различаются семь цветов, кроме того, радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне завесы капель поливальной установки.

Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Источником радуги является разложенный на компоненты солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу. Основные особенности радуги правильно объясняет созданная более 300 лет назад теория Декарта-Ньютона.

Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий. Цвета идут в следующем порядке, если считать от внешнего радиуса к внутреннему (довольно просто запомнить данный спектр, выучив простую фразу-акростих: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», здесь первая буква каждого слова соответствует первой букве цвета):

Каждый - Красный;                                                  Охотник - Оранжевый;                                                               Желает - Жёлтый;                                                                                      Знать - Зелёный;                                                                      Где - Голубой;                                                                        Сидит - Синий;                                                                           Фазан - Фиолетовый.

Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди.  [3].                                      

 

Электростатика. Закон Кулона

10

Удивительна  форма записи двух законов. Один закон определяет характер взаимодействия тел в механике. Это закон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном – одним из величайших физиков всех времен. Он формулируется так:                                                          две материальные точки массами m1  и m2, находящиеся на расстоянии  r друг от друга, притягиваются с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними:                                                      F = Gm1m2/ r2. А другой закон принадлежит электродинамике, точнее  является основным законом электростатики – закон, открытый французским ученым Шарлем Кулоном о взаимодействии двух точечных зарядов. Он так и называется  - законом Кулона:

Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. 

Обратите внимание на его формулу: F= kq1q2/r2. Какое поразительное сходство формы записей, только в формулах  употребляются другие обозначения, другие физические величины и постоянные! Кто так гармонично мог создать этот мир, где происходит созвучие даже в законах, описывающих силы разной природы? ( Сила всемирного тяготения по своей природе является гравитационной, а сила в законе Кулона – электрической.)

Ученые, верующие в Бога

7-11

В 70-е годы на Западе была издана книга «Мы верим», в которой 53 выдающихся ученых, из них многие – Нобелевские лауреаты, убедительно свидетельствуют о своей непоколебимой вере в Господа Иисуса Христа. Нашим соотечественникам с детских лет внушалось, что Бога нет, что его придумали темные, невежественные люди, дикари, не умеющие объяснить явления природы.

Макс Борн, немецкий физик, лауреат Нобелевской премии написал:

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».

Крупнейший физик нашего столетия Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии, говорит: «Вера начинается со  знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума – неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале – Бог».

Исаак Ньютон (1642 - 1727)
Великий английский физик, создатель классической механики, был и богословом. Он написал труды о Святой Троице, а также толкование на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил именно свои богословские сочинения, хотя почитавшие его как ученого современники на них не обратили внимания. Всегда, произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу.[4].
 Он был одним из величайших ученых, которому принадлежит много выдающихся открытий: закон всемирного тяготения, законы механики, интегральное исчисление и др. Ньютон любил Бога и верил в Слово Божье. Он изучал Библию и писал к ней комментарии. Он говорил: "Библия имеет для меня первостепенное значение как Слово Бога, написанное боговдохновенными людьми. Я ежедневно читаю Библию". Он ясно высказал свою точку зрения как ученый, когда сказал: "Атеизм бессмыслен. Когда я смотрю на Солнечную систему, я вижу Землю на том самом расстоянии, которое обеспечивает ей получение соответственного количества тепла и света. Такое не происходит случайно". Когда Ньютон исследовал движение планет, он видел во всем руку Божию: "Эта самая прекрасная система Солнца, планет и комет могла произойти только по решению и суверенному праву разумного, могущественного Существа… Это Существо правит всем… как Господь всего".[5].

М.В.Ломоносов говорил: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению… ».

«Спросите студентов МГУ им. М.В.Ломоносова о духовной жизни Михаила Васильевича Ломоносова. Немногие смогут сказать хоть что-то. А ведь это был человек, который знал наизусть Псалтырь – 150 псалмов! Он же не зубрил ее, а просто молился, читал, видимо, регулярно. Господь дал ему, конечно, память. Но когда человек имеет духовное устроение и духовной жизни уделяет особое внимание, то он преуспевает во всех отношениях». (Из статьи известного протоиерея Валериана Кречетова «Марфа – это наука, а Мария – духовная жизнь».[6].

      О Солнце и его роли в нашей жизни с блестящим поэтическим мастерством говорит М.В.Ломоносов в стихотворении «Утреннее размышление о Божием величестве»:

  1. Уже прекрасное светило                                            Простерло блеск свой по земли                                     И Божия дела открыло.                                         Мой дух, с веселием внемли,                                      Чудяся ясным толь лучам,                                   Представь, каков Зиждитель Сам!
  2. Когда бы смертным толь высоко                            Возможно было возлететь,                                  Чтоб к солнцу бренно наше око                                      Могло, приблизившись, воззреть,                                Тогда б со всех открылся стран                         Горячий вечно Океан.
  3. Там огненны валы стремятся                                           И не находят берегов,                                                              Там вихри пламенны крутятся,                                        Борющись множество веков;                                                    Там камни, как вода, кипят,                                     Горящи там дожди шумят.
  4. Сия ужасная громада –                                        Как искра пред Тобой одна.                                        О коль пресветлая лампада                                                  Тобою, Боже, возжжена                                                          Для наших повседневных дел,                                                 Что Ты творить нам повелел!
  5. От мрачной ночи свободились                                     Поля, бугры, моря и лес                                                           И взору нашему открылись,                                      Исполненны Твоих чудес.                                                          Там всякая взывает плоть:                                             «Велик Зиждитель наш, Господь!»
  6. Светило дневное блистает                                                           Лишь только на поверхность тел,                                           Но взор Твой в бездну проницает,                                          Не зная никаких предел.                                                   От светлости Твоих очей                                       Лиется радость твари всей.
  7. Творец! Покрытому мне тьмою                                  Простри премудрости лучи                                       И что угодно пред Тобою                                   Всегда творити научи                                                 И, на Твою взирая тварь,                                           Хвалить Тебя, бессмертный Царь.[1].

С.П.Королев (1907-1966)

Русский ученый – ракетостроитель и создатель космических спутников и кораблей был верующим человеком. Разумеется, вся жизнь Королева находилась под наблюдением – он вынужден был посещать церковь тайно. Известно, что он жертвовал на монастыри немалые средства. Интересно, что в среде космонавтов – как русских, так и зарубежных – много верующих.[4].

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Иоганн Кеплер, величайший астроном, физик и математик, открывший законы движения планет в Солнечной системе, таким молитвенным обращением к Богу закончил свой последний научный труд. «Прежде, чем оставить этот стол, за которым я совершил все свои исследования, — пишет Кеплер, — мне остается только, возведя очи к небу и подняв руки, поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне!
Великий Боже: Ты распространяешь свет Свой на землю и, поднимая нас к источнику Твоей благодати, уготовляешь нам место в лучах Твоего света… Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел. Вот я окончил эту книгу, в которой заключаются результаты всех моих трудов. Я вложил в нее все способности, какими Ты меня наделил. Я сообщил людям о величии Твоих дел: я им дал все объяснения, какими мой конечный ум позволил мне обнять бесконечное… я употребил все старания для того, чтобы подняться до истины; но если я, ничтожный червяк, рожденный и взросший во грехе, сказал что-нибудь недостойное Тебя, тогда, о Боже, научи меня, как исправить ошибку! Я молю Тебя не допустить меня до самообольщения этим трудом, который посвящен Твоей Божественной славе!
Боже, прими меня в лоно Твоей благодати и даруй мне милость, чтобы труд никогда не послужил для зла, но лишь для прославления Твоего имени и для спасения душ»
.

Блез Паскаль (1623-1662), французский религиозный философ и математик писал:

«Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы». Из книги «Непознанный мир веры».

«Бог регулирует человеческое знание о Себе – Он дает знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему».

Джеймс Джоуль

«Познание законов природы есть познание Бога»

Макс Планк

«Куда бы мы ни  обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».[4].

Нильс Бор (1885-1962), датский физик, один из основоположников квантовой механики.

Датчанин, великий физик, соединивший планетарную модель атома с квантовыми представлениями, - вскоре после крещения пережил чувство присутствия Бога. И когда оно прошло, вера в Бога не исчезла. Однажды произошел спор между Бором и Эйнштейном. Эйнштейн не принял квантовой теории и сказал, имея в виду вероятностную картину мира, соответствующую квантовой теории физике: «Господь Бог не играет в кости». На это Бор возразил ему: «Однако не наше дело предписывать Богу, как Он должен управлять миром». Бор хотел сказать, что Бог всемогущ и что Он Сам предписывает природе законы, а дело ученых лишь обнаруживать их.[4].

Попов А.С. (1859 – 1905) – изобретатель радио, создатель первого в мире радиоприемника. Интересно, что он окончил духовное училище и семинарию, исповедовал православную веру.[4].

Элективный курс «Познай самого себя»

9, 11

Уроки проходят в виде практикума. Ребята оценивают свои физические параметры: рост, массу, дыхательный объем легких, среднюю мощность.              К 9 классу видно, как мальчики во многом сильнее девочек. Численные результаты физических параметров юношей наглядно больше, чем у девочек – это является моментом утверждения для мальчиков, почему именно их призывают в армию, «сильный должен защищать слабого», почему не стыдно пронести не только свой портфель...

       Согласно стандартам второго поколения одним из приоритетных направлений является возвращение к духовным истокам. Вопросы духовного и нравственного воспитания должны рассматриваться не только  на предметах гуманитарного цикла, но и на уроках естествознания, в том числе и на физике. Приведенный выше материал об ученых-физиках, физических явлениях  может быть использован на уроках физики и ОПК.  

Литература:

  1. Доказательства существования Бога на примере порядка во Вселенной. Изд. «Даниловский Благовестник» -М., 1994 .
  2. Хоменков А. Творец мира в зеркале природы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
  3. Сезоны-года.рф
  4. Непознанный мир веры. Изд.Сретенского монастыря. -М., 2004.
  5. http://psytribe.org/index.php?topic=12210.0
  6. Журнал «Покров», 8/2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики.

Обобщение опыта работы учителя физики и математики по формированию ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания на уроках физики и математики....

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Духовно- нравственное воспитание на уроках физики

Одним из главнейших направлений педагогической деятельности учителя является воспитание нравственного, духовно богатого человека....

План по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики

Данный план  по духовно-нравственному воспитанию на уроках физики составлен на 2013-2014 год....

«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе

В соответствии  с традициями отечественного  образования, как заявлено в  ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...