Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности
статья по музыке по теме
Статья посвящена основным аспектам духовно-нравственного воспитания на уроках музыки
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности
Подготовила: Войнова Н.О.
Ефремов - 2013
Основная задача учителя музыки - воспитание души. «Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»
Считаю, что главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.
В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому, я убеждена в том, что учитель музыки в школе должен стремиться к тому, чтобы уроки музыки стали основой духовно-нравственного воспитания личности.
Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.
На своих уроках стремлюсь к тому, чтобы школьники научились ориентироваться в мире музыки, прививаю им музыкальный вкус, приобщаю к высшим духовным ценностям, учу познавать мир и формирую образ мира средствами искусства, помогаю детям в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. стараюсь Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.
Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. Сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии, что является важным и актуальным в наше время рациональности и практичности.
Наиболее ярко духовное воспитание отражено в программе по музыке Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Ученики начинают своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.
На протяжении всех лет обучения изучаемые темы повторяются, но лишь для того, чтобы закрепить те или иные понятия и расширить свой кругозор по данной теме. Программа по предмету «Музыка» уже в начальной школе имеет семь разделов: «Музыка и ты», «Россия – Родина моя». «День полный событий», « О России петь – что стремиться в храм», «Горо,гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».
Уже в первом классе учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями дети знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем», со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом».Учащиеся 5-7 классов выполняют творческие проекты, которые способствуют активизации познаватеьной деятельности, развитю креативности, исследовательских умений. Предлагаю вашему вниманию проектную работу ученицы 6 б класса Шелковниковой Карины.
Большое внимание на уроках музыки стараюсь уделять и формированию уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Важные нравственные постулаты на роках музыки закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся.
На своих занятиях знакомлю учащихся с биографиями русских композиторов, исполнителей. Стараюсь показать взаимосвязь музыкального искусства разных народов и подчеркиваю древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Таким образом, уроки музыки воспитывают в детях такие важные качества личности как гражданственность и патриотизм.
Особенно ценными, в этом отношении являются произведения великих русских композиторов: Глинки, Прокофьева, Бородина, Мусоргского, Чайковского и других. Особое внимание уделяю «Гимну РФ» композитора Александрова.
Духовно-нравственное воспитание продолжается не только в рамках образовательного процесса, но и вне школы. Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в городском музыкальном конкурсе «Молодые голоса Красивомечья». В 2010-2011 учебном году вокальная группа учащихся 4 класса стала призером конкурса, а в 2011-2012 учебном году ученица 5А класса Гладышева Ангелина заняла первое место среди участников конкурса в своей возрастной категории.
Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что духовное, нравственное развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека, и решить все задачи этого направления не в наших силах, но именно современная школа и уроки музыки на сегодняшний день призвана дать человеку основные духовно- нравственные ориентиры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки
Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...
Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки
В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...
Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки
Методы и приемы, используемые на уроках музыки...
Духовно-нравственное развитие детей на уроках музыки.
Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания за...
«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»
Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисци...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности
Материал-обобщение...
Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки"
Доклад "Духовно - нравственное развитие обучающихся на уроках музыки" подготовлен к городскому семинару МО учителей музыки...