Открытый урок "Музыка и изобразительное искусство"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
На уроке расскрываетсясвязь музыки и изобразительного искусства на примерах произведений русских композиторов и художников. Эту связь можно услышать и увидеть, представить и проанализировать, исполнить и прочувствовать.Класс вовлекается в творческую работу, знакомится с искусством музыки и изобразительного искусства.В течении урока решаются цели и задачи урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_muzyka_i_izbrazitelnoe_iskusstvo.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство».
Данный урок разработан на основе авторской программы по предмету «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, М. «Просвещение», 2011 г.
план-конспект урока, презентация урока,
список используемой литературы, музыкальный материал для слушания.
Цель урока: научить находить общее и различное между музыкой и живописью.
Задачи урока.
Дидактические (образовательные):
- формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений изобразительного искусства;
- побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Развивающие:
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
- развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.
Воспитательные:
- воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор, экран,
- рисунки детей
- таблица «Говорим о музыке», тексты песен, тексты стихов: К.Бальмонта, Ф.Тютчева,
- м.Иванов «Музыка зимы»(ноты)
- Г.Струве «Музыка» (ноты);
Видеоматериал «Вечерняя музыка» В.Гаврилин,
Презентация «Аве Мария»,
«Аве Мария» Р. Лоретти
План - конспект.
Ход урока.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г.Гессе.
- Организационный момент.
- Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке.
У. Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:
- Что же роднит музыку с литературой?
- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
- Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?
И придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник- это окружающая нас жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах.
Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тестовые задания. Ответ в тетрадь.
№1
1.Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: песня…(опера, балет, мюзикл, романс, симфония).
№2
2.Литература дружит с музыкой в:
а) опере « Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова;
б) симфонии -действо «Перезвоны» В.Гаврилина
в) романсе «Горные вершины» М.Лермонтова
№3
3.Как и любой другой вид искусства, литература имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: поэма… (стихотворение, сказка, рассказ, повесть, былина).
№4
4.Литература дружит с музыкой в:
а) балете - сказке « Щелкунчик» П.И. Чайковского;
б) опере-былине « Садко» Н.А. Римского- Корсакова;
в) симфонической миниатюре « Кикимора» А.К. Лядова;
В этих музыкальных жанрах «дружат» музыка и литература.
III. Основная часть. Изложение нового материала.
У. А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.
Р. Лоретти «Аве Мария» - слушание.
Просмотр презентации «Аве Мария»- рассуждения учащихся
Вокально-хоровая работа: Учитель предлагает спеть песню «Музыка зимы» - работа над песней.
Учитель представляет песню «Музыка» Г.Струве ( предлагает разучить её на уроке
В первой строке песни стоит проблема - Я хочу увидеть музыку!
- С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку Учащиеся вспоминают произведения и их авторов:
Ответ вы найдёте в эпиграф к новой теме автора Г.Гессе.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь
Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
Тема нашего урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством».
Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.
У.Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении?
Д. Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.
У. Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?
Д. «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
У. Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки?
( Дети формулируют свои предположения, предлагают собрать всю информацию об этих искусствах.)
Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема «как упорядочить эту информацию?» Предлагается собрать всю информацию в таблицу соответствия, ориентируясь на предыдущую тему «музыка и литература».
Элементы | Музыка | Живопись |
Произведения искусства | А.Бородин «Богатырская симфония» Р.-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане»- «Три чуда» Русская народная песня «Вечерний звон» | А.Васнецов «Богатыри» М.Врубель «Лебедь» И.Левитан «Вечерний звон». |
Темы и образы | Лирические, эпические, драматические | Образы богатырей, Сказочный образ Образы природы, образы духовной культуры (колокольные звоны). |
Средства воплощения | Мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр (окраска звука), лад. | Линия, ритм, колорит, перспектива, цвет (цветовая гамма), краска. |
Вывод: Итак, мы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь.
- На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые виды искусств - это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы). Дружба звука и цвета дала новые плоды.
- Предлагаю познакомиться с одной такой работой, в которой нашлось удивительное слияние музыки и живой природы. (Видеоматериал).
Видио «Вечерняя музыка» В. Гаврилина
-Дети находят эти связи в теме, образах, средствах воплощения.
Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.
Вокально-хоровая работа :Сегодня на уроке мы начнём разучивать песню Г.Струве «Музыка»
-О чём поётся в песне? (дети читают слова)
-Каков её характер?
-Какие чувства вызывает она?
-Какая картина возникает в вашем сознании?
-Что роднит между собой песню с видеоклипом?
Вывод: Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту.
Работа с учебником стр. 76-79.
V. Итог урока.
У. Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства?
Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.
-А теперь выделим особенности « жизни» живописи и музыки.
Я выделила особенности жизни живописи, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.
Музыка | Живопись |
Слышимое; живёт во времени; устремлено к отображению внутреннего мира. | Зримое; неподвижно, статично; обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний. |
- Не зря, композитор и критик, А.Н. Серов называл музыку «языком души», Л.Толстой - «стенографией чувств», а В.Шекспир - «Это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души».
Свой 8-й сонет В.Шекспир посвятил музыке.
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку с радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упрёком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
( перевод С.Маршака).
- Друзья или соперники музыка и живопись?
- Так смогли ли мы увидеть музыку? Услышать живопись?
VI. Оценивание учащихся.
VII. Д/з: а) нарисовать рисунок к песне «Музыка»;
б) учебник стр. 76-79
VIII. Наш урок подходит к завершению.
Список используемой литературы:
1. Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М. Просвещение, 2011.
2. Рабочая тетрадь «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
3.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
4.Фонохрестоматия для 5 класса М., Просвещение, 2013г.
5. «Уроки музыки 5-6 классы», методическое пособие для учителя.
Авторы - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М. Просвещение, 2012г.
6.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок ( современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.
7.Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по изобразительному искусству "Народные промыслы"
Открытый урок по Изобразительному искусству в 5 класса по программа Б. Неменского "Народные промыслы"...
Открытый урок по изобразительному искусству к 23 февраля "Коллаж. Матрёшка-богатырь"
Такое внеклассное мероприятие по предмету «ИЗО и художественный труд» лучше провести перед праздником 23 февраля, так как выполненная поделка может являться сувениром для папы (дедушки, брата) ...
Открытый урок по изобразительному искусству
«Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»....
Открытое занятие по изобразительному искусству "Стилизация животных"
Конспект, разработка открытого занятия по изобразительному искусству .Тема:"Стилизация животных, насекомых"....
План-конспект открытого занятия по изобразительному искусству."Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись"
Открытое занятие "Ассоциативная композиция на тему "Волшебный цветок настроения". Живопись" было подготовлено для участия в муниципальном этапе конкурса педагогических достижений "Учитель года - 2012"...
Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду для дошкольников Тема: « Календарь первоклассника Дракоша идет в школу № 635»
Открытый урок по изобразительному искусству и художественному труду для дошкольников Тема: « Календарь первоклассника Дракоша идет в школу № 635»...
Открытый урок по изобразительному искусству во 2 классе на тему: «Дары осени»
Цель: выполнение зарисовок осенних овощей и фруктов в живописной технике акварельными красками.Задачи:-образовательные: знакомство с градациями свето-тени в живописи;-развивающие: умение получать нужн...