Методическая разработка урока «Можем ли мы услышать живопись?» для 5 класса
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Разработанный урок по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_3_chetvert.docx | 19.59 КБ |
otkrytyy_urok_9_aprelya.ppsx | 916.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе 3 четверть
Тема полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
Тема 3 четверти «Можем ли мы услышать живопись?»
Цель урока: Научить видеть взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
-воспитывать нравственно-эмоциональные качества учащихся, способность к сопереживанию,
-развивать слуховое восприятие, познавательный интерес, творческие способности обучающихся,
-Углубить знания учащихся о русской культуре, о музыкальных инструментах(труба)
Оборудование: мультимедийная техника, баян.
Дидактический материал: карточки с характерами музыки, портеты композиторов и художников, карточки с музыкальными инструментами.
ХОД УРОКА
Наводящими вопросами перейти к теме четверти
«Можем ли мы услышать живопись?»
. Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. И Ф. Лист и Р. Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время художник И. Репин, утверждал, что без музыки не мыслит творческой жизни: “Без нее нет фантазии и окрыленности ”.
Эпиграфом к уроку я выбрала слова Микеланджело Буонароти «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»
На уроке мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам .
Глядя на картины, мы можем услышать живопись. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые, а особенные, музыкальные.
И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны.
Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.
Продолжение знакомства с картинами русского художника М.Грекова.
Слайд КАРТИНЫ ГРЕКОВА(4 картины)
Выделение одной картины «Трубачи Первой Конной Армии»
Беседа о том, что изображено на картине, звучит ли эта картина, почему Греков изобразил в первом ряду самые большие духовые инструменты.
(Любо-дорого глядеть и на красивых гарцующих коней, радуют глаз переливы сверкающей на солнце меди духовых инструментов, волнует сердце реющее на свежем весеннем ветру армейское знамя с золотыми кистями.
Впереди на белых конях музыканты - три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темно-гнедом коне гарцует командир... Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденновцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.)
Зачитать текст о том, что изображено на картине.(читают дети по моим заготовкам)
1. Только ли трубачи изображены на картине?
( Весь духовой оркестр. Греков условно назвал «Трубачами» все духовные медные инструменты, словно это трубы, только разной величины)
2. Как вы думаете, художник знал, как располагаются инструменты в духовом оркестре?
3. Почему он расположил самые большие инструменты впереди, хотя обычно они находятся в задних рядах духового оркестра?
( Греков хотел воплотить на живописном полотне образ сильной несокрушимой армии, какой в те годы считалась первая конная, созданная во время гражданской войны С. М. Буденным, ставшим ее командующим. Конечно, могучие трубы помогли ему в этом)
4. Какая музыка звучит с полотна?
Слушание. Дмитрий Покрасс « Марш Буденного»
- Такую музыку вы услышали на картине?
( выступление учащегося )
-Д. Покрасс был бойцом первой конной, ему было всего 20 лет. По заданию Буденного он написал знаменитый марш.
Слайд с портретом композитора Дм.Покрасса и командира Первой Конной Армии В.Буденного
Вопросы
-какая музыка по характеру?
-какие инструменты звучат?
-какой оркестр исполняет?
-какой самый главный инструмент в духовом оркестре? Почему?
Слайд с трубой. Показ инструмента, краткая информация о инстр.
Звучат Военные сигналы.
Труба - один из самых древних музыкальных инструментов (медных духовых). Ее рисунки находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Она возвещала об опасности, поддерживала мужество и отвагу воинов в бою. Открывала торжественные церемонии, праздники, призывала к мужеству. До сих пор в Польше живет легенда о трубе
( выступление учащегося )
« В древние времена на границе крепостной стены г. Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдалеке вихрь пыли. А через несколько мгновений сомнений не было: враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на границу. Одна из них впилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из рук…»
-Многие столетия бережно хранит народ Польши память о герое, который спас свой город ценой жизни.
Но труба может быть инструментом мягким, нежным , задумчиво- лирическим. Для этого используют трубу с сурдиной, которую музыкант вставляет в раструб инструмента. ,приглушая таким образом ее звучание.
Слайд с сурдиной
Сурдина – приспособлении для приглушения звука.
Слушание «Хабанеры» М. Равеля
Слайд М.Равель портрет
Хабанера- испанский народный танец-песня. Возник он на острове Кубы и потом стал одним из самых любимых танцев Испании. Обычно исполнение хабанеры сопровождается пением. Французский композитор Морис Равель в начале прошлого века написал вокализ для голоса и фортепиано в ритме хабанеры. В исполнении на трубе «Хабанера» звучит как песня без слов.
- Какое настроение вызывает у вас музыка М. Равеля?
- как звучала труба?
- какой инструмент сопровождал трубу?
Может ли труба быть оружием на войне?
Слайд Трубач
Исполняется песня «Песня о маленьком трубаче»
Краткая беседа о песне, подвиге маленького трубача.
Проверка знаний:
Работа по группам
-дать портреты разных композиторов и художников, ребята должны найти тех о ком сегодня шла речь и назвать их.
- дать картины разных художников, найти среди них знакомые картины Грекова (Трубачи и Тачанка)
- выбрать инструменты которые входят в состав духового оркестра
- ответить на вопросы: Правда ли, что……
Домашнее задание:
-Найти в интернете материал об истории создания картины «Трубачи первой конной» и написать небольшое сообщение.
- найти в энциклопедии ответ на вопрос: «Какие еще бывают сурдины, для каких инструментов».Нарисовать эти инструменты с сурдинами.
-найти репродукции других звучащих картин.
- спросить у родителей о «Песне о маленьком трубаче» (пели они ее в школе или нет, знают ли слова)
Рефлексия
Где вы сможете применить свои знания?
С каким настроение вы сегодня работали на уроке?
Попробуйте закончить эти предложения.
Сегодня на уроке мне было…
Сегодня я…..
Я понял, что…
Теперь я могу…..
Я почувствовал, что….
Колобки с настроением (выбрать любого, который соответствует настроению сегодняшнего урока)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М. Греков
Картины М. Грекова
М. Греков «Трубачи первой конной армии»
Д м. п окрасс « М арш Б уденного» С. М. Буденный
Труба - один из самых древних музыкальных инструментов (медных духовых). Ее рисунки находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции.
Морис равель «Хабанера» М. Равель Танец «Хабанера» Хабанера- испанский народный танец-песня. Возник он на острове Кубы и потом стал одним из самых любимых танцев Испании.
П есня о маленьком трубаче Кругом война, а этот маленький… Ему толкуют все врачи: “Куда такой годится маленький? Ну, разве только в трубачи!” А что ему? Все нипочем: “Ну, трубачом, так трубачом!” Как хорошо, не надо кланяться, Свистят все пули над тобой. Везде пройдет, но не расстанется С своей начищенной трубой. А почему, да потому, Что так положено ему. Вот как – то раз в дожди осенние, В чужой степи, в чужом краю Полк оказался в окружении И командир погиб в бою. “Ну, как же быть, ну, как же быть?” “Ну, что ж, трубач? Тебе трубить!” И встал трубач в дыму и пламени, К губам трубу свою прижал, И за трубой весь полк израненный Запел “Интернационал”. И полк пошел за трубачом, Обыкновенным трубачом! С олдат, солдат, нам не положено… И верно, что тут плач, не плач. В чужой степи, в траве не скошенной Остался маленький трубач. А он, ведь он, все дело в чем, Был настоящим трубачом! Слова С. Крылова. Музыка С. Никитина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Методическая разработка "Урок-экскурсия "Острова любви Марины Цветаевой", 11 класс
Урок-экскурсия знакомит обучающихся с исключительностью дарования, трагическим величием М.Цветаевой, для которой вся жизнь - это хождение по душам и творение судеб, «езда на остров любви»....
Методическая разработка урока по теме: «Защита творческого проекта». 7 класс.
Методическая разработка открытого урока по теме: «ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА». 7 класс.Цели: 1. Закрепление теоретических знаний и практических навыков учащихся по разделу ...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Методическая разработка урока систематизации материала по геометрии для 7 класса по учебнику Л.С. Атанасяна. Урок-практикум. Построения с помощью циркуля и линейки и Решение задач на применение признаков равенства треугольников.
Данный урок практический; находится в разделе главы II «Треугольники» и является одним из завершающих в этой теме. Он предназначен для систематизации знаний и умений по теме, для контроля ...