Развитие внутреннего слуха на уроках сольфеджио
методическая разработка по музыке

Черненко Елена Васильевна

Внутренний  слух – это способность как слухового представления, т.е. возникновения в центрах слуха  образов  звучания  музыкальных  явлений музыкальной  речи, воспринятых  ранее, так  и слухового воображения, т.е. создания  в центрах  слуха   образов звучания новых, еще  неизвестных  музыкальных  явлений, путем  творческой переработки  некогда  воспринятых. Некоторые особенности работы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_4.docx26.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие внутреннего слуха на уроках сольфеджио

Внутренним мелодическим слухом можно начинать заниматься тогда, когда учащиеся овладеют навыками восприятия и запоминания примеров, легких в интонационном, ладовом и  метро-ритмическом отношениях, протяженностью в 2-4 тактах. Внутренний  слух – это способность как слухового представления, т.е. возникновения в центрах слуха  образов  звучания  музыкальных  явлений музыкальной  речи, воспринятых  ранее, так  и слухового воображения, т.е. создания  в центрах  слуха   образов звучания новых, еще  неизвестных  музыкальных  явлений, путем  творческой переработки  некогда  воспринятых. Внутренним мелодическим  слухом  называется  способность мысленного  представления звучания  мелодии.

Первая стадия заключается  в развитии способности  мысленного  интонирования  знакомых мотивов, т.е. умения петь их «про себя» (в уме). Так например, исполнив  голосом или на фортепиано простейшую мелодию и убедившись, что учащиеся правильно  восприняли  ее, следует предложить пропеть мелодию (по памяти) на какой-либо слог сначала громко, потом тише и, наконец совсем тихо. После  этого  спеть ее  закрытым ртом, затем шепотом и еще раз  «про себя». После мысленного интонирования необходимо вновь перейти к пению шепотом, закрытым  ртом, на  какие-либо слоги на P, а затем, постепенно увеличивая силу звучания, дойти до исходного F. В  тех группах, где учащиеся знают, что такое музыкальная фраза, разви-тием способности  мысленного интонирования возможно заниматься так: предварительно разбив данный отрывок на фразы и пронумеровав их, надо предложить ученикам спеть  его по фразам «цепочкой», т.е. по  очереди. Педагог обязан  следить за тем, чтобы все  вступали правильно и точно, т.е. чтобы  при смене учеников (в местах передачи) не было бы ни ритмических ни интонационных  ошибок. Когда  учащиеся будут  успешно справляться с этим, можно предложить им, предварительно разбив мелодию на фразы, исполнить ее на какой-либо слог с  чередованием сначала  пения f u p ,затем  сочетать  пение  с названием слогов и закрытым ртом. Далее - пение «вслух» и «шепотом», затем пение «вслух» с мысленным интонированием.

Следующей  формой  работы является непосредственное и отсроченное мысленное воспоминание учениками ранее выученных в классе произведений, т.е. воспроизведение их только в мыслях сразу же после исполнения или спустя некоторое время. Мысленным интонированием знакомых песен по памяти особенно полезно заниматься с учащимися, еще не умеющими петь по нотному тексту. Подготовительной работой для этого  является пение известных мелодий «про себя» при одновременном исполнении их «вслух»  педагогом. Учитель может неожиданно попросить учеников допеть пример самостоятельно «вслух». Учащиеся должны  вступить точно интонационно и ритмически. Когда же они  овладеют хотя бы самыми  элементарными навыками пения по нотам, можно приступить к мысленному  интонированию знакомых им или выученных заранее мелодий уже  по нотному тексту. При  развитии способности мысленного интонирования моментом активизирующим музыкальную  память, сосредотачивающим слуховое внимание, и, следовательно, в какой-то степени, облегчающим процесс пения «про себя», является  выстукивание «вслух» ритмического рисунка произведения с соблюдением  динамических  оттенков. Например, разучив с учащимися песню, педагог  предлагает им исполнить первую и третью фразы «вслух», а вторую и четвертую - «про себя», но с обязательным  выстукиванием  ритма.

Очень полезно исполнять какую-либо заранее  выученную секвенцию «цепочкой», т.е. поочередно различными ученика ми или чередованием  пения «вслух» с пением «про себя». Заниматься мысленным интонированием  необходимо в течении всего курса сольфеджио, т.к. данная способность, являясь одним из важнейших качеств музыкального слуха, помогает закреплять и более прочно усваивать слуховые навыки, приобретенные учащимися на занятиях в классе по специальности или теоретическим предметам. Мысленным интонированием очень полезно заниматься с мальчиками в период мутации  их голоса, поскольку петь «вслух» в это время или часто бывает  очень трудно, а  иногда даже и вредно.

Вторая  стадия  работы над  внутренним  мелодическим слухом—развитие умения осознавать  воспроизводимые  мысленно различные музыкальные  явления (мелодии, отдельные элементы музыкальной речи), не глядя в их нотную запись. Осознание слышимого есть особое свойство  музыкального слуха, в котором, принимают участие  органы  слуха, а  также  и центры  слуховой  и умственной  деятельности. Начинать развитие  этой  способности  следует  с воспитания в учащихся  умения по просьбе  педагога  фиксировать  внимание  на  каких-то  определенных  качествах.  Например, исполняя произведение, преподаватель  обращает  внимание учеников то на его жанр, то на настроение, воплощенное в нем, то на лад, то на  своеобразие метра, ритмического рисунка, интонационных  трудностей. После  того, как  учащиеся  будут  успешно  справляться  со  слуховым  анализом  под  руководством  педагога, следует   продолжая  усовершенствовать  его, параллельно  приучать  их  уже  к подобной  самостоятельной  работе. Проводить  ее  можно  следующим  образом: исполняя  какую-либо мелодию, доступную  пониманию  учащихся, надо  сначала  рекомендовать   им  внимательно  прослушать  пример, а затем  рассказать  о  его  строении,  жанровом   своеобразии, характере  музыкального  языка   и т.д. Разновидностью данной  работы  является  определение  на слух  отдельных  элементов  музыкальной  речи: различных  звукорядов, мелодически взятых  интервалов, трезвучий и их обращений ,септаккордов  и их обращений, а так-же устный  диктант.

Различают  два  вида  устного  диктанта: интонационный  и метро-ритмический.

Интонационный  диктант  проводится  таким  образом: исполнив  на фортепиано  несколько раз  мелодию (с  аккомпанементом  или без  него), педагог  предлагает  ученикам   сначала спеть ее «вслух»  по памяти  на какой-нибудь слог,  а  затем с  названием  нот. При  метро-ритмическом  диктанте учащиеся, прослушав  отрывок,  должны  самостоятельно   не  только  определить  метр, но  и рассказать,  сколько  в нем  тактов  и каков  ритмический  рисунок  в  каждом  из  них. Интонационным  устным  диктантом  можно  начинать  заниматься  с первого года  изучения  сольфеджио, как  только  появятся  навыки определения  по  слуху  ступеней  мажорного лада.

Метро-ритмическим вскоре же  после  того, как  будут  пройдены  размере 2/4, ¾ и  ритмические  длительности: начинать  воспитание слухового анализа музыки  рекомендуется с  разбора наиболее  ярких  мелодий.

Другой  формой  работы  является  письменный  диктант. Существует  много  видов  письменного  музыкального  диктанта: обычный  диктант, когда  педагог  исполняет  мелодию, а  учащиеся  ее  записывают;  запись  знакомых   примеров  без  повторного  исполнения  их  в данный  момент и,  наконец,  запись  по  памяти  только  что  выученных  в  классе  отрывков. Однако  все  они  представляют  собой диктант  по  памяти. запись  диктанта  по  памяти  осуществляется  путем  осознания  интонационного  и  метро-ритмического  строения  мысленно звучащих  мелодий  или музыкальных  фраз, мотивов, а  так же  отдельных  интонаций. неумение  осознавать  мысленно  произведение  является  одной  из  главнейших  причин  неверной  записи  диктантов. Работа  над  письменным  музыкальным  диктантом  начинается  с записи  (только  по  памяти, т.е.  без  повторного  воспроизведения  реального  звучания) хорошо известных учащимся   примеров. Особенно  полезно  в  младших  классах. Предлагая  записать  по  памяти  выученную  в классе  мелодию, педагог обязан  проверить, все ли  правильно  помнит  ее. Для  этого  он  должен  предложить  ученикам  либо  спеть  пример на какой-нибудь слог хором,  небольшими  ансамблями  или  индивидуально.

Наконец, эффективным средством  развития  способности  мысленного  интонирования служит  обычный  диктант. Предлагая  учащимся  записать  незнакомое, только  что  услышанное  сочинение, необходимо  требовать  от  них  внимания  во время  игры. Записывать  же  надо  только  в  паузы  между  исполнением, мысленно  интонируя (по  памяти) его. Пропевать  мелодию  «вслух», даже  очень  тихо, необходимо  категорически  запрещать. В целях  лучшего  запоминания  диктанта, в начале  его  надо  играть  несколько  раз  подряд (4-5), а  потом изредка  по  одному  разу.

Подготовительной  работой  по  всем  видам  диктанта  является аналитический  диктант.  Сущность  его  заключается  в следующем:  прослушав  мелодию  и хорошо  запомнив  ее, учащиеся совместно  с  педагогом  сначала  разбирают  пример, мысленно  воспроизведя  его  звучание, т.е. определяют  лад, метр, темп, количество  музыкальных  фраз, их  своеобразие ( повторяющиеся ,варьированные, различные  по материалу), окончания, особенности  интонационного  строения  и ритмического рисунка  каждой  из  них  и т.д.

Третьей стадией  работы  над  внутренним  мелодическим  слухом  является  развитие  «предслышания». Предслышание – это способность предварительного  мысленного   представления без  помощи  инструмента  по  нотному  тексту  точной  интонационной  высоты  и  длительности  каждого  последующего  звука  незнакомой  мелодии  при  исполнении  предыдущего  «вслух». «Предслышание»  лежит  в основе любой  музыкальной  деятельности. Оно  бывает  двух  видов:  непроизвольное  и  произвольное.

Непроизвольное  «предслышание»  наблюдается  при  пении «вслух» учащимися  по  нотному  тексту  или  только  по  памяти  хорошо   известных   мелодий,  а  также  при  транспонировании  последних   голосом  без  названия  нот. Во  всех  этих  работах  каждый  последующий  звук,  прежде  чем будет  воспроизведен  учениками «вслух»  сначала  с  помощью  памяти  возникает  в их  сознании.

Произвольное  «предслышание»  бывает  неопределенное  и определенное. В  первом  случае  появляющиеся в сознании  звуки, хотя  и ясно  слышаться, но  мы  не  можем  точно  сказать   какая  это нота, что за  интервал  она  образует  с  предыдущей, какова  ее  протяженность  и т.д. Такой  вид «предслышания»  наблюдается  у  музыкально-необразованных  людей, умеющих  подбирать по  слуху  на  каком-либо  инструменте  знакомые  произведения.

При  определенном «предслышании» каждый  из  мысленно  возникающих  у  нас  последующих  звуков  при   воспроизведении «вслух»  предыдущих  вполне понятен  нам. Мы  можем  точно  указать,  какая  это  будет  нота, какова  ее протяженность. Определение «предслышание» требует  наличия  теоретических  знаний,  и без  них  не  может  быть.

Неопределенное «предслышание»  развивается  в  процессе  подбирания  учащимися  на  инструменте  знакомой  песни,  нотный  текст,  которой  им  еще  не  известен. начинать  данную  работу  надо  в  первый  же  год  занятия по  сольфеджио.  Подбирать  мелодию  следует от  различных  нот. Так,  учащимся  младших  классов вначале  можно  предложить  сыграть  пример  от  таких  звуков, чтобы  он  весь укладывался  только  на  белых клавишах, позже  постепенно  привлекать  к  участию также  и черные. Первое  время, в целях облегчения  указанной  работы, очень  полезно  сначала  предварительно  спеть  песню «вслух» от данного  звука,  затем  мысленно  проинтонировать  ее, и  уже  только  после  этого начать  подбирать (с одновременным  проигрыванием  «про  себя»). Однако,  если  ученик  полностью  еще  не  овладел  навыком  мысленного  интонирования, следует  просить  его при  подбирании    мелодии  одновременно  подпевать  ее  «вслух». Более  подвинутые   могут  перед  подбиранием  не  петь от данного  звука  пример «вслух», а сначала мысленно проинтонировать  его  и затем  уже  сыграть  абсолютно  точно  ритмически и  интонационно. В заключение  необходимо   требовать  от  учащихся, чтобы,  подобрав  правильно  песню,  они  сыграли  ее  еще  раз,  но  с  соблюдением  всех  динамических  оттенков.

Определенное «предслышание» - основа  воспроизведения «вслух» (по нотному  тексту) незнакомых  сочинений. Однако, чтобы  спеть  или  сыграть  неизвестную  мелодию, учащиеся  должны  сначала разобраться в ее  нотном  тексте, т.е. пробежав  его  глазами, осознать тональность, метр, ритмический  рисунок, значение  каждой  ноты  и т.д., а затем  уже  исполнить «вслух», предварительно  мысленно  воспроизведя  каждый звук.

Четвертой  стадией  совершенствования  внутреннего мелодического слуха  является развитие осознанного  мысленного воспроизведения учащимися звучания неизвестных  мелодий  на  основе  только  лишь  зрительного  восприятия  нотного  текста, т.е. без  пропевания  или  проигрывания их  «вслух». Подготовительными упражнениями  являются  пение  в ладу  или  от  данного  звука  интервалов, трезвучий  и других  элементов  музыкальной  речи. Если  изучение  ведется  в ладу, то необходимо, прослушав  как   звучит  тоника, но  не  воспроизведя ее  «вслух», снять  мысленно (с названием нот или без него), например, б.6-вверх, м.7 вниз, ув.53 вверх. Во  всех  случаях  проверкой правильного мысленного  интонирования  учеников  является  контролирование  или  точности  исполнения  педагогом «вслух» (голосом или на  инструменте) этих же  музыкальных  элементов  с последующим их исправлением.

Заключительной  стадией  воспитания внутреннего  мелодического  слуха  является  развитие элементарных творческих навыков, т.е. умения  сочинять  в уме  законченные  мелодии без  помощи  инструмента. Первоначальное  упражнение  заключается  в допевании  учащимися  самостоятельно  сочиненного  или  окончания  к проигрываемому  педагогом  примера: сначала заканчивающей Т, затем  2-х, 3-х завершающих  нот, далее нескольких  заключительных  тактов, позже  ответной  фразы к отрывку,  исполненному  преподавателем и,  наконец, всей  мелодии  по  данной  тематической  ячейке-мотиву. При этом  надо  добиваться, чтобы  ученики сочинили не один, а несколько  вариантов. После импровизации примеров  голосом,  следует  провести  аналогичную  работу за  инструментом и лишь  после  этого  приступить к сочинению.

Работа, выполняемая  в  классе,  должна  закрепляться  самостоятельными, регулярно  проводимыми  занятиями учеников дома. Поэтому домашние  задания  являются  повторением того, что  делали учащиеся в  классе.  В  период  развития  мысленного  интонирования  необходимо  предлагать  учащимся  петь  дома  специально  подобранные  для  этого для  этого  педагогом  обрывки  вначале   на Р ,затем с закрытым  ртом, далее  с чередованием пения «вслух» и  «про себя», И наконец, только мысленно. Во  время  работы над  предслышанием  очень  полезно давать  на  дом  исполнить  мелодии  сначала в очень медленных  темпах, потом  с паузами, и  наконец staccato; несколько  позже различного  вида  секвенции.  Далее  нужно  петь «вслух» без  названия нот  сначала  знакомые, а позже  и неизвестные примеры. Необходимо также задавать  на дом подбирать по памяти на фортепиано  выученные в классе  сочинения.

Список  используемой  литературы:

1. С. Майкапар. Музыкальный  слух. С-Пб., 1983 г.

2. Р. Шшуман. Жизненные  правила  для  молодых   музыкантов

3. В. Серединская. Развитие внутреннего  слуха  в  классах   сольфеджио. М., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».

Разработка урока по сольфеджио в 1 классе фортепианного отделения. Урок проведён в игровой форме, использованы песенки про ритм, остинато, метроном....

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио»

План методической работы по теме:«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио» 1.     Введение.2.     Работа по развитию мелодического слуха.3....

Наглядный материал "Определение на слух на уроках сольфеджио"

«Блоки» видов гамм, интервалов и аккордов в помощь преподавателю сольфеджио для сопоставления слуховых представлений с  обозначениями...

Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».

Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы»....

"Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио"

Открытый урок по сольфеджио, 3 класс ДМШ (возраст 9-10 лет)...

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио в младших классах»

Повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности....

Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»

Открытый урок по теме « Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»...