Авторская разработка. Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
методическая разработка по музыке на тему
Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_monitoringa.doc | 234 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
I Младшая группа
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Восприятие | 1.1. Проявления интереса к звукам и музыке | «Игрушки поют» Цель: выявить уровень развития умения внимательной слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера. Диагностический материал: игрушки (петушок, котик, лошадка, зайчик, кукла, мишка). Музыкальный репертуар: 1. «Петушок» р.н.п. обр. Красева; «Котя, котенька, коток» р.н.п. обр. Метлова; «Танечка, баю-байц» р.н.п обр.Агафонникова, 2. «Моя лошадка» Гречанинова; «Медведи» Тиличеевой, «Собачка» Раухвергера , 3. «Лошадка» Железновой, «Кукла щагает и бегает» Тиличеевой, «Заинька» Железновой Организация игры. Детям предлагается прослушать песенку в живом исполнении. Выбрать игрушку которая «поет» эту песенку. | 3 балла – внимание сохраняется до конца прослушивания, эмоциональная реакция адекватна характеру музыки. 2 балла – неустойчивый интерес, внимание кратковременно, эмоциональная реакция бурная, но быстро ослабляет. 1 балла – интерес отсутствует, внимание не концентрируется, эмоционально не откликается. |
1.2. Узнавание звуков и музыкальных произведений | «Угадай, на чем играет кукла Катя» Цель — изучить особенности музыкального звукового опыта детей. Диагностический материал: колокольчик, дудочка, бубен. Организация игры. В гости к детям приходит кукла Катя. Детям заранее демонстрируют музыкальные инструменты. Затем завуалировано педагог извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, какой инструмент прозвучал (возможен показ инструментов детьми, для этого расположите дополнительный комплект на столе перед «звучащим ларцом»). Ребенку предлагается послушать звучание колокольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой, и потом выбрать звучащий инструмент, «на котором играла кукла Катя». | 3 балла – делает правильный выбор самостоятельно 2 балла – делает правильный выбор с помощью педагога 1 балл – делает неправильный выбор | |
1.3. Эмоциональная отзывчивость на музыку | «Кукла спит — кукла пляшет» Цель — выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку. Диагностический материал: кукла Музыкальный репертуар: 1. «Танечка, баю-бай» р.н.п обр.Агафонникова; «Полька» Кобалевского, 2. «Вальс снежинок» Ломовой «Вот так» Железновой, 3. «Колыбельная» Моцарт; «Русская народная мелодия» обр. Ломовой Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет). | 3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл – равнодушен к звучащей музыке | |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Пение | 2.1. Подпевание вместе с педагогом знакомой песни с музыкальным сопровождением. | «Поем с Петрушкой» Цель: выявить уровень активности в процессе подпевания Диагностический материал: игрушка-петрушка Музыкальный репертуар:; 1. «Ладушки» р.н.м; 2. «Сорока-сорока» р.н.п.; 3. «Кот Васька» Лобачевой. Организация игры. Детям предлагается помочь Петрушке спеть песенку. Педагог поет за Петрушку. Дети подпевают. | 3 балла – пропевание всей фразы или мотива. 2 балла – подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука. 1балл – интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. |
Музыкально-ритмические движения | 3.1. Соответствие движений характеру музыки | «Бежали ножки по дорожке» Цель: определить уровень соответствия движений характеру музыки. Музыкальный репертуар: 1. «Ноги и ножки» Агафонниковой; 2. «Кто хочет побегать» Вишкарева; 3 .«Бег и подпрыгивание» Ломовой. Организация игры. Детям предлагается двигаться по залу под музыку. | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
3.2. Умение выполнять простейшие танцевальные движения (притопы ногой, хлопки в ладоши, кружение вокруг себя, повороты кистей рук) | «Повторяй за мной» Цель: изучить уровень развития танцевальных движений. Диагностический материал: игрушечный мишка Музыкальный репертуар: 1. «Чок да чок» Макшанцевой; 2. «Пляска с погремушками» Ануфриевой; 3. «Топ-хлоп» Сауко Организация игры. Детям предлагается научить мишку игрушку танцевать. | 3 балла – выполняет самостоятельно 2 балла – выполняет с помощью взрослого 1 балл – не выполняет |
Низкий уровень 1 – 1,6
Средний уровень 1,7 – 2,3
Высокий уровень 2,4 – 3
II Младшая группа
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Восприятие | 1.1. Проявления интереса к звукам и музыке | «Игрушки поют» Цель: выявить уровень развития умения внимательной слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем поется. Диагностический материал: игрушки Музыкальный репертуар: 1.«Самолет» Тиличеевой, «Машина» Попатенко, «Петушок» р.н.п. обр. Красева, 2.«Воробей» Руббаха, «Медведь» Ребиков, «Зайчики» Черни, 3.«Птички» Раухвергера«Воробушки» в.н.м, «Кошка и котята» Витлина Организация игры. Детям предлагается прослушать песенку в живом исполнении. Выбрать игрушку которая «поет» эту песенку. | 3 балла – интерес устойчивый, внимание сосредоточено до конца прослушивания, высказывается о характере прослушанных произведений. 2 балла – внимание не устойчивое, но эмоционально реагирует, вербальные характеристики отсутствуют, если не задавать наводящих вопросов. 1 балл – отсутствие интереса, эмоциональная реакция отсутствует, |
1.2. Узнавание звуков и музыкальных произведений | «Угадай, на чем играет кукла Катя» Цель — изучить особенности музыкального звукового опыта детей. Рекомендуемые музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка, бубен. Организация игры. Детям заранее демонстрируют музыкальные инструменты. Затем завуалировано педагог извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, какой инструмент прозвучал (возможен показ инструментов детьми, для этого расположите дополнительный комплект на столе перед «звучащим ларцом»). Ребенку предлагается послушать звучание колокольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой, и потом выбрать звучащий инструмент, «на котором играла кукла Катя». ... | 3 балла – делает правильный выбор самостоятельно 2 балла – делает правильный выбор с помощью педагога 1 балл – делает неправильный выбор | |
1.3. Эмоциональная отзывчивость на музыку | «Кукла спит — кукла пляшет» Цель — выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку. Диагностический материал: кукла Музыкальный репертуар: 1. «Как у наших у ворот» р.н.п. обр.Ломовой, «Болезнь куклы» Чайковский, 2. «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковский, 3. «Колыбельная» Тиличеевой; «Гопак» Мусоргского Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет | 3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения 2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается 1 балл – равнодушен к звучащей музыке | |
Пение | 2.1. Пение знакомой песни в сопровождении | «Поем с Петрушкой» Цель: определить уровень активности в процессе пения, чистоту интонирования Диагностический материал: игрушка-петрушка Музыкальный репертуар: 1. «Песня цыплят» Н.Зарецкой; 2. «Зима» Красева; 3. «Солнышко» Гомоновой Организация игры. Детям предлагается помочь Петрушке спеть песенку. Педагог поет за Петрушку. Дети подпевают. | 3 балла – поёт протяжно, напевно, интонирует мелодии песни 2 балла – стараться петь напевно, интонация устойчивая, но дикция – не выработана. 1 балл – «поёт» говорком на одной высоте, звуки не чёткие |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкальный слух | 3.1. Звуковысотный слух Различать высокий и низкий звуки в пределах октавы до1-до2 | «Кот и котенок» Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков. Организация игры. Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а так – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок. Далее предъявляются звуки: Ми1 – соль2, Фа2 – соль1, Ля1 – ре2 | 3 балла – делает правильный выбор самостоятельно 2 балла – делает правильный выбор с помощью педагога 1 балл – делает неправильный выбор |
3.2. Динамический слух | «Мышка и слон» Цель: оценить уровень развития динамического чувства. Организация игры. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведения в двух вариантах исполнения: громко и тихо. После прослушивания громкого варианта ребенку показывают игрушку слона, и говорят что так громко ходит слон. После прослушивания тихого варианта показывают игрушечную мышку и говорят что так тихо ходит мышка. После этого исполняется другой музыкальный фрагмент в двух вариантах (громко и тихо). Ребенка просят отгадать когда ходил слон, а когда ходила мышка. | 3 балла – определяет правильно самостоятельно 2 балла – определяет правильно с помощью взрослого 1 балл – не определяет | |
Музыкально-ритмические движения | 4.1. Соответствие движений характеру музыки | «Гномы и великаны» Цель: выявить уровень соответствия движений характеру музыки. Музыкальный репертуар: 1. «Гуляем и пляшем» Раухвергера, 2. «Ходим, бегаем» Тиличеевой, 3. «Побегали, потопали» Бетховен Организация игры. Детям предлагается походить под музыку разным шагом. Под маршевую музыку ходить (танцевать) как «великаны», под быструю ритмичную музыку бегать (танцевать) как «гномики» | 3 балла - соответствуют 2 балла – частично соответствуют 1 балл – не соответствуют |
4.2. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | «Дождик» Цель: определить уровень развития чувства ритма и метрической моторной регуляции Организация игры. Ребенку предлагается вслед за педагогом изобразить в медленном темпе капельки дождя. Педагог на фортепиано исполняет мелодию дождика с несложным ритмическим рисунком. | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки |
Низкий уровень 1 – 1,6
Средний уровень 1,7 – 2,3
Высокий уровень 2,4 – 3
Средняя группа
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Восприятие | 1.1. Проявления интереса к музыке | «Расскажи о чем музыка» Цель: изучить особенности проявления интереса к музыке, развития умений детей определять характер музыки, ее жанр, умение высказываться о ней. Диагностический материал: картинки с изображением жанров музыки (марша, танца). Музыкальный репертура: 1. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Полька» П.И. Чайковский, 2. «Полька» Глинка, «Смелый наездник» Шумана, 3. «Марш» Тиличеевой, «Шуточка» Селиванова Организация игры. Детям предлагается послушать и различить две пьесы, разные по жанру (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку, рассказать о чем музыка, какая она. | 3 балла – интерес устойчивый, внимание сосредоточено до конца прослушивания, 2 балла – внимание не устойчивое, но эмоционально реагирует, 1 балл – отсутствие интереса, слабый интерес, эмоциональная реакция отсутствует, |
1.2. Определение характера и жанра музыки , умение рассказать о содержании | 3 балла – высказывается о характере прослушанных произведений, может определить характер, рассказать, о чем песня 2 балла – вербальные характеристики отсутствуют, если не задавать наводящих вопросов, не может рассказать о содержании, но может определить характер. 1 балл – словесно не высказывается, почти не реагируют на музыку. | ||
1.3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту | «Отгадай» Цель: изучить уровень развития музыкальной памяти. Музыкальный репертуар: 1. «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковский, «Дождик» Парцхаладзе, «Лошадка» Банниковой, 2. «Вальс» Шопен, «Андрей – воробей»Тиличеевой, «Дед Мороз» Шуман, 3. «Баба Яга» П.И. Чайковский, «Песня жаворонка» П.И.Чайковский, «Солнышко» Е.Гомоновой Организация игры. Ребенку предлагается прослушать несколько знакомых музыкальных произведений и угадать название, о чем музыка. | 3 балла – узнает самостоятельно 2 балла – узнает с помощью наводящих вопросов. 1 балл – не узнает | |
Пение | 2.1. Пение знакомой песни самостоятельно с музыкальным сопровождением. | «Маленький концерт» Цель: выявить точность и чистоту интонирования, уровень развития вокальных навыков Музыкальный репертуар: 1. «Песенка – приветствие» Картушиной, «Паровоз» Картушиной, 2. «Мороз» р.н.п, Зимние забавы» Картушиной, 3. «Кошкин дом» р.н.п, «Гуси» Картушиной. Организация игры. Ребенку предлагается исполнить песню для других детей как будто на концерте. | 3 балла – пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле 2 балла – подпевание отдельных слов, дикция не разборчива, забывает слова, но старается петь вместе со всеми 1 балл – интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания |
2.1. Пение малознакомой песни с музыкальным сопровождением | |||
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкальный слух | 3.1. Звуковысотный | «Кто поет?» Цель: выявить уровень развития звуковысотного слуха Диагностический материал: карточки, на которых изображён медведь, зайчик, птичка; Музыкальный репертуар: «Зайчик» М. Старокадомского. «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Карасёва. Организация игры. Ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения и выбрать соответствующую музыке карточку. | 3 балла – делает правильный выбор самостоятельно 2 балла – делает правильный выбор с помощью педагога 1 балл – делает неправильный выбор |
3.2. Динамический | «Барабанщик» Цель: определить уровень развития динамического чувства. Организация игры. Ребенку предлагается стать музыкантом и подыграть на барабане оркестру. Включается музыка в аудиозаписи. Если музыка играет громко ребенок стучит громко, если музыка играет тихо, ребенок стучит тихо. | 3 балла – определяет правильно самостоятельно 2 балла – определяет правильно с помощью взрослого 1 балл – не определяет | |
3.3. Тембровый | «Отгадай, какой это музыкальный инструмент» Цель — изучить восприятие тембра музыкальных звуков. Диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, изображения музыкальных инструментов. Игра проводится с подгруппой детей (4—5 человек). Организация игры. Детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны детям. На ширме располагаются изображения этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников: «Какой музыкальный инструмент звучит?» или «На каком музыкальном инструменте я играю?» | 3 балла – ребенок правильно назвал музыкальный инструмент. 2 балла — ребенок, сомневаясь, показал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показал правильно, назвал его с подсказкой. 1 балл — ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал неправильно. | |
Музыкально-ритмические движения | 4.1. Соответствие движений характеру, ритму музыки | «Потанцуем с матрешкой» Цель: выявить уровень соответствия движений характеру музыки, ритмичность двигательных навыков. Музыкальный репертуар: 1. «Всадники» Витлина, «Полянка» р.н.м, 2. «Смелый наездник» Шумана, «Зайчики» Рожавского, 3. «Марширующие поросята» Берлин, «Экосез» Жилина Организация игровой ситуации. Детям предлагается определить какая музыка звучит и придумать какие танцевальные движения можно под нее станцевать. На втором этапе игры детям предлагается потанцевать с матрешкой и повторять за ней танцевальные движения (притопы одной ногой поочередно, пружинка, хлопки и др.) | 3 балла – двигается и хлопает ритмично согласовывая движения с музыкой 2 балла – ритмичность периодическая, движения соответствуют характеру музыки. 1 балл – движения не ритмичны, не соответствуют характеру музыки. |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкально-ритмические движения | 4.2. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков) | Д/и «Веселые подружки» (II вариант) Цель: выявить уровень развития чувство ритма. Диагностический материал: плоские фигурки из картона (5шт), разрисованные в русском стиле, деревянные ложки, металлофон. Организация игры. Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Музыкальный руководитель: Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька! Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Ребенок выходит и выстукивает ритм на металлофоне, ложках. | 3 балла – воспроизводит ритм точно 2 балла – воспроизводит метр 1 балл – беспорядочные хлопки |
Музыкальное творчество | 5.1. Песенное творчество | «Спой свое имя» Цель: изучить уровень развития песенного творчества Организация игры. К детям приходит клоун Петруша (игрушка). Знакомится с детьми и пропевает свое имя. Спрашивает как кого зовут. Детям предлагается пропеть свое имя для клоуна Петруши. | 3 балла – проявляет оригинальность в исполнении 2 балла – стремится проявить оригинальность, но действует в основном по показу 1 балл – не проявляет оригинальности |
5.2. Танцевально – игровое творчество | «Лесные жители» Цель: оценить уровень развития музыкально-игрового творчества. Организация игры. Детям предлагается под музыку изобразить движениями лесных зверей (зайчика, медведя, лисичку, волка, птичек). |
3 балла – выразительно двигается, проявляет оригинальность в изобретении игровых образов. 2 балла – стремится к выразительности, но действует в основном по показу. 1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально |
Низкий уровень 1 – 1,6
Средний уровень 1,7 – 2,3
Высокий уровень 2,4 – 3
Старшая группа
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Восприятие | 1.1. Определение характера и жанра музыки | Д/И «Три кита» Цель: выявить умение определять характер, жанры музыки. Диагностический материал: цветные карточки с изображением жанров музыки (песня, танец, марш) Организация игры. Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска, колыбельная), выбрать карточку соответствующую жанру исполняемого произведении. Музыкальный репертуар: 1.«Марш» Наденко; «Приглашение» у.н.м.; «Песня осени» Насауленко. 2.«Колыбельная» Э.Григ; «Марш деревянных солдатиков» Чайковский; «Экосез» Шуберт. 3.«Марш» (из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский; «Светит месяц» р.н.м.; «Веснянка» Шаламоновой | 3 балла – внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки. 2 балла – слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки.. 1 балл – нет заинтересованности, задание выполняет неверно. |
1.2. Умение рассказать о содержании музыкального произведения | Беседа с детьми Цель: изучить особенности эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных произведений. Организация игры. Детям предлагается прослушать музыкальное произведения После прослушивания проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки. Примерные вопросы: Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше? Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором? Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства? Чаще ты испытываешь настроение как в первом произведении или как во втором? Почему? Какой характер у музыки (каждого произведения)? Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка? Музыкальный репертуар: 1.«Болезнь куклы» П.И. Чайковский 2.«Смелый наездник» Шуман 3.«Вальс цветов» П.И. Чайковский | 3 балла – внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки. 2 балла – слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер. 1 балл – нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. | |
1.3. Эмоциональная отзывчивость | 3 балла – в процессе слушания выражает удовольствие, радость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции.. Часто сопровождают музыку движениями 2 балла –получает удовольствие от процесса слушания музыки, но при этом остается равнодушными или сосредоточенно слушает, покачиваясь в такт или сохраняя статичность, затрудняется объяснить, почему понравилось то или иное произведение. 1 балл – в процессе слушания музыки обычно равнодушен или сосредоточен на других видах деятельности. Не сопровождает музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном положении | ||
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Пение | 2.1. Пение знакомой песни самостоятельно с музыкальным сопровождением. | «Песенка для друга» Цель: выявить уровень развития певческих навыков Организация игры. Детям предлагается исполнить знакомую песню для друга после вступления под музыкальное сопровождение и без него Музыкальный репертуар: 1. «Осенняя песня» Юдиной 2. «Белая дорожка» Ренева 3. «Весня» И.Меньших | 3 балла – поет, чисто интонируя движение мелодии. 2 балла – поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, нужна помощь взрослого. 1 балл – интонирование отсутствует, не точный текст. |
2.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) | |||
2.3. Пение малознакомой песни самостоятельно с музыкальным сопровождением. | «Повтори мелодию» Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений: вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона. Организация игры. Детям предлагается повторить за педагогом песенку. Музыкальный репертуар: 1. «Листики» Картушиной 2. «Бубенчики» Тиличеевой 3. «Воздушный шар» Картушиной | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балла – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует | |
Музыкальный слух | 3.1. Звуковысотный | «Куда идет мелодия?» Цель — изучить уровень развития звуковысотного слуха. Организация игры. Ребенку предлагается сыграть в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определить, куда идет мелодия: вверх или вниз?» | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил |
3.2. Динамический | «Барабанщик» Цель: определить уровень развития способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) музыки. Организация игры. Ребенку предлагается стать музыкантом и подыграть на барабане оркестру. Включается музыка в аудиозаписи. Если музыка играет громко ребенок стучит громко, если музыка играет тихо, ребенок стучит тихо. | 3 балла – воспроизводит динамические оттенки точно 2 балла – воспроизводит динамику не совсем точно 1 балл – действует беспорядочно | |
3.3. Тембровый | Д/и «Музыкальное окошко» (IIIвариант) Цель: выявить уровень развития тембрового слуха.. Диагностический материал: домик, фигурки животных, музыкальные инструменты. Организация игры. Заранее детям дается образец звучания для каждого животного (определенный муз. инструмент) На окне сидела кошка и мяукала немножко А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко? Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и при помощи музыкальных инструментов озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж. | 3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки 2 балла – интонирует только общее направление мелодии 1 балл – не интонирует | |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
3.4. Гармонический | «Два гномика» Цель: выявить степень развития ладово-гармонического слуха, способности определить характер звучания в ладовых созвучиях. Организация игры. «Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика: один из них веселый, другой грустный. Попробуй определить, в каком порядке будут исполнять созвучия веселый и грустный гномики». | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл – не определил | |
Музыкально-ритмические движения | 4.1. Соответствие движений характеру, ритму музыки | «Потанцуй» Цель: выявить уровень развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом и ритмом. Организация игры. Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко. Музыкальный репертуар: 1. «Парная пляска» ч.н.м. 2. «Три притопа» Александрова 3. «Кот и мыши» Ломовой | 3 балла -. ребенок не медля сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов, самостоятельно выполнят задание 2 балла - ребенок сменяет характер движения через 2—3 секунды после звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их, несамостоятелен, иногда требуется подсказка взрослого. 1балл - ребенок не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов. |
4.2. Воспроизвести хлопками ритмический рисунок мелодии | Д/И «Веселые гудки» Цель: определить уровень развития чувство ритма. Диагностический материал: рисунки паровоза и парохода, карточки и по три полоски из картона: широкие – долгий звук, узкие – короткий. Организация игры. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.). Давайте тоже его по приветствуем хлопками. Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках. Аналогично игра проводится и с паровозом. | 3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз. 2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой. 1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей | |
4.3. Качество выполнения танцевальных движений | «Волшебная стрелка» Цель: оценить качество исполнения различных танцевальных движений. Диагностический материал: планшет, на котором располагаются картинки с изображением танцевальных движений, в центре — вращающаяся стрелка; Организация игры. Ребенок вращает стрелку. На каком движении она остановится то движение и должен выполнить ребенок под музыку. Музыкальный репертуар: знакомые танцевальные мелодии. | 3 балла - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. 2 балла- есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. 1 балл - малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкальное творчество | 5.1. Песенное творчество | «Поем стихи» Цель: выявить уровень развития песенного творчества. Организация игры. Детям предлагается придумать мелодию на знакомые стихи и пропеть их. | 3 балла – импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная, исполнена самостоятельно 2 балла – импровизация менее выразительная, не оригинальная выполнена с помощью 1 балл – импровизация не выразительная, не оригинальная ребенок зажат |
5.2. Танцевально – игровое творчество, импровизация | «Двигательная импровизация под музыку» Цель: выявить уровень развития танцевально- игрового творчества. Организация игры. Детям предлагается представить себя осенними листьями, снежинками и др. танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. | 3 балла – импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная. 2 балла – импровизация менее выразительная и эмоциональная. Требуется помощь педагога. 1 балл – импровизация не выразительная, не эмоциональная, ребенок зажат. |
Низкий уровень 1 – 1,6
Средний уровень 1,7 – 2,3
Высокий уровень 2,4 – 3
Подготовительная группа
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Восприятие Восприятие | 1.1. Определение характера и жанра музыки | Д/И «Музыкальный светофор» Цель: выявить умение определять характер и жанр музыкального произведения. Диагностический материал: фланелеграф, большой светофор. Внутри кружочков-фонарей на светофоре дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут, карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Организация игры. Музыкальный руководитель: (показывает большой светофор) Вот горит светофор, с ним дружок мой, ты не спорь! Что покажет он – узнай, а захочешь – выполняй! Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют характер музыки Музыкальный репертуар: «Танец» Чичкова, «Марш парад» Осокин, «Экосез» Гумеля, «Марш гусей» Канеды, «Колыбельная» Григ. | 3 балла – внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки. 2 балла – слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки.. 1 балл – нет заинтересованности, задание выполняет неверно. |
1.2. Умение рассказать о содержании музыкального произведения | "Музыкальная палитра" Цель: изучить способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, умение понимать содержание музыки, высказываться о ее характере Музыкальный репертуар: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского: 1. "Утреннее размышление" 2. "Сладкая грёза" 3. "Баба-Яга" 4. "Болезнь куклы" 5. "Игра в лошадки" Организация игры. Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить,какое настроение у него вызывает каждая из них ,какие образы представляются во время звучания музыки. 1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки; 2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы,картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки; 3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента. | 3 балла – внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки. 2 балла – слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер. 1 балл – нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. | |
1.3. Эмоциональная отзывчивость | 3 балла – эмоциональная реакция явно выражена, наблюдается сосредоточенность и устойчивость внимания 2 балла – эмоциональная реакция на музыку умеренная, слушает невнимательно, отвлекается, впечатления не яркие 1 балл – эмоциональная отзывчивость отсутствует, нет заинтересованности | ||
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Пение | 2.1. Пение знакомой песни самостоятельно с музыкальным сопровождением. | «Музыкальная шкатулка» Цель: выявить уровень развития певческих навыков. Диагностический материал: шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указано название песни). Организация игры. В шкатулку помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и исполняют его. Музыкальный репертуар: 1. «Падают листики» Картушиной 2. «Русская зима» Сидоровой 3. «Мы поем» Арсеева | 3 балла – поет, чисто интонируя движение мелодии. 2 балла – поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. 1 балл – интонирование отсутствует, не точный текст |
2.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) | |||
2.3. Пение малознакомой песни самостоятельно с музыкальным сопровождением. | «Музыкальный магазин» Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений: вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона Диагностический материал: магнитофон, кассеты с иллюстрациями к знакомым детям песням. Организация игры. «Покупатель» просит прослушать ту или иную песню. «Продавец» напевает ее самостоятельно. От того, как он споет песню, будет зависеть, купят кассету с песней или нет. Музыкальный репертуар: 1. «Мы веселые ребята» Картушиной 2. «Пойте тише малыши» Огороднова 3. «Поет, поет соловушка» р.н.п. | 3 балла – поет, чисто интонируя движение мелодии. 2 балла – поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого. 1 балла – интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. | |
Музыкальный слух | 3.1. Звуковысотный | «Куда идет мелодия?» Цель — выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю — определение направления мелодии. Музыкальный репертуар: русская народная песня «Как под горкой, под горой»; Г. Эрнесакс «Паровоз»; русская народная песня «Я на горку шла»; детская песня «Василек» Организация игры. «Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идет мелодия: вверх или вниз?» | 3 балла – определил верно (самостоятельно) 2 балла – определил верно (с помощью) 1 балл - не определил |
3.2. Динамический | Д/и «Тихо - громко» Цель: определить уровень развития динамического чувства, чувство ритма. Диагностический материал: равное количество бубнов и деревянных ложек по одному инструменту на каждого участника. Организация игры. Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубнами должна играть тихо, а группа с ложками – громко. Звучит музыка и группы соответствующим образом играют Затем группы с бубнами должна играть громко, а группа с ложками – тихо. | 3 балла – воспроизводит динамические оттенки точно 2 балла – воспроизводит динамику не совсем точно 1 балл – действует беспорядочно | |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкальный слух | 3.3. Тембровый | «Тембровые прятки» Цель: определить уровень развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и Диагностический материал: аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении: детского голоса; женского голоса; мужского голоса; хора; струнных смычковых инструментов; духовых инструментов; фортепиано; Организация игры. Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки. | 3 балла – адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента. 2 балла – адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров; 1 балл – адекватное определение только однородных тембров |
3.4. Гармонический | «Гармонические загадки» Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях. Организация игры. Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий. | 3 балла - угадано ребёнком 8-10 созвучий 2 балла – угадано ребёнком 4-7 созвучий 1 балл – угадано ребёнком 1-3 созвучия | |
Музыкально-ритмические движения | 4.1. Соответствие движений характеру, ритму музыки | «Детская дискотека» Цель: изучить восприятие интенсивности звучания и изменения характера движений в соответствии с ним. Организация игры. Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко. Музыкальный репертуар: «Веселый танец» е.н.м.; «Гопак» у.н.м.; «Детская полька» Жилинского. | 3 балла -. ребенок самостоятельно не медля сменяет быстрые движения, реагирует на смену музыкальных фрагментов. 2 балла - ребенок сменяет характер движения через 2—3, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их. 1балл - ребенок не справляется с заданием, не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов. |
4.2. Воспроизвести хлопками ритмический рисунок мелодии | «Ладошка» Цель: выявить уровень сформированности метроритмической способности Организация игры. Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладошки. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками. | 3 балла – использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз. 2 балла – умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой. 1 балл – ровный ряд половинных длительностей, и четвертных | |
4.3. Качество выполнения танцевальных движений | «Волшебная стрелка» Цель: определить качество исполнения различных танцевальных движений. Диагностический материал: планшет, на котором располагаются картинки с изображением танцевальных движений, в центре — вращающаяся стрелка; Организация игры. Ребенок вращает стрелку. На каком движении она остановится то движение и должен выполнить ребенок под музыку. Музыкальный репертуар: знакомые танцевальные мелодии. | 3 балла – выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. 2 балла – есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно. 1 балл – малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | |
Раздел | Исследуемый показатель | Диагностическая игровая ситуация | Критерии оценки |
Музыкальное творчество | 5.1. Песенное творчество | «Домик крошечка» Цель: определить уровень развития песенного творчества.. Диагностический материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака птичка. Организация игры. Стоит в поле теремок, теремок Как красив он и высок, да высок. По ступенькам мы идем, все идем. Свою песенку поем, да поем. Приходите в теремок, теремок, Будем печь большой пирог, да пирог. С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки. Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу : «По ступенькам я иду…», затем стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке. Персонажи спускаются по ступенькам и поют: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допивает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит. | 3 балла – импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная, исполнена самостоятельно 2 балла – импровизация менее выразительная, не оригинальная выполнена с помощью 1 балл – импровизация не выразительная, не оригинальная ребенок зажат |
5.2. Танцевально – игровое творчество, импровизация | Двигательная импровизация «Деревья и листочки» Цель: выявить уровень развития танцевально - игрового творчества. Организация игры. Дети делятся на две команды — «Деревья» и «Листочки». «Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для аккомпанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. Каждый листочек стоит рядом со своим «деревом», С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями. Музыкальный репертуар: «Экосез» Шуберта, «Вальс-шутка» Шостаковича, «Вальс цветов» Чайковский. | 3 балла – импровизация выразительная, оригинальная, эмоциональная. 2 балла – импровизация менее выразительная и эмоциональная. Требуется помощь педагога. 1 балл – импровизация не выразительная, не эмоциональная, ребенок зажат. |
Низкий уровень 1 – 1,6
Средний уровень 1,7 – 2,3
Высокий уровень 2,4 – 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью речи, музыки и движения.
Презентация для музыкальных руководителей детского сада...
«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....
Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Разработка заданий и таблиц для определения музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...