Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему
Разработка заданий и таблиц для определения музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_zadaniya_dlya_diagnostiki_muzykalnyh_sposobnostey_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Подготовила: Овчарова Ольга Николаевна,
музыкальный руководитель
Каменский район,
2017
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой, с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания и обучения «Детство»
Считаю, что разработанный О. Радыновой метод диагностики, а так же критерии оценок, является самым объективным и удобным в практической работе с дошкольниками, я лишь его разбила по направлениям деятельности и добавила в тесты задания, соответствующие программе М.Васильевой и Н. Вераксы.
Задания для диагностики музыкальных способностей детей
в старшей группе.
Начало года.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать произведение Л.В. Бетховен «Финал концерта № 5 (фрагмент), определить характер произведения, выражая свои мысли полными фразами..
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер.
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать песню «Мы бандито», определить характер и содержание песни.
«3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний и нижний..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно.
Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ, определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто.
«3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения Моцарта «Маленькая флейта», обогатить свой рассказ движениями под музыку.
«3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя.
«2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке..
«1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет.
Начало года
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения., в удобном диапазоне.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма.
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении. Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Конец года
Чувство ритма.
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Про меня и муравья» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задания для диагностики музыкальных способностей детей
в подготовительной группе.
Начало года.
Ладовое чувство
Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности.
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Конец года
Ладовое чувство
Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение.
«3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения.
«2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности.
«1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется.
Задание № 2: Прослушать «Лето» А. Вивальди, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу.
«3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки.
«2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение.
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения..
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы..
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется.
«3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты.
«2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты.
«1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно.
Начало года.
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному..
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением. поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Конец года
Музыкально-слуховое представление.
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание.
«2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст.
Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание.
«3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием.
«2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может.
«1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку.
«3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии.
«2» - называет правильно, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки.
«3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого.
«2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается.
«1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно.
Начало года
Чувство ритма.
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Самостоятельно инсценировать песню «Чик и Чики-брик» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. смена движений в соответствии с текстом песни.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
«3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
«2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Конец года
Чувство ритма.
Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» - не выполнение задания, нет заинтересованности.
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
«3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры.
«3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание.
«2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда.
«1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса.
Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат». Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя.
«3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
«1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...
Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самог...
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....
Диагностика развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Диагностика и диаграммы...
Авторская разработка. Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...
- Мне нравится (3)