Диалог об уроках музыки
статья по музыке на тему

Дурахов Антон Георгиевич

Изменился обучаемый. К худшему или к лучшему – вопрос не для данной дискуссии. Но изменился и современный учитель. Он зачастую оперирует понятием «услуга», «тьюторство», «технология», «портфолио», «информационная грамотность», «траектория развития», не ощущая в себе достаточно прочной опоры, а именно – мировоззренческой, на мой взгляд. Кроме сознания того, что своим трудом он достойно обеспечивает себя и семью, должен быть другой повод для самоуважения, причина для того, чтобы считать себя успешным человеком! Повысить престиж профессии новый педагог может только через трансляцию личной позиции – позиции человека знающего, знающего КАК и знающего ЗАЧЕМ он стоит у доски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_esse_durahov.docx150.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

 

Творческое эссе

«НОВОЙ ШКОЛЕ – НОВЫЙ УЧИТЕЛЬ»

 Преподаватель музыки

ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

Дурахов Антон Георгиевич

Диалог об уроках музыки и не только…

D:\Users\Desktop\антон фото.jpg  D:\Users\Desktop\антон ф 2.jpg

Ставрополь

2017

           

          Какой учитель нужен новой школе?

          Когда задают вопрос, ответ на который неоднозначен, принято спрашивать: «А что об этом говорили древние греки?». И всегда чувствую себя определённым образом ответственным за то, что они говорили, хотя грек я не такой уж древний… Если мои корни не помогают найти ответа, тогда я обращаюсь к другим сторонам моей же личности – тем, которые связаны с полученным образованием. Итак, попробуем!

Новое. Оно не может не брать своих начал в прошлом. Поэтому отправимся туда, где будущее и прошлое, скажем так, сидят за одним столом…    

Вот ровесники - Математик и Музыкант. Они встречаются в таверне города Халкида, раскинувшегося у берегов Эгейского моря. Где-то здесь тысячи лет назад древние греки искали истину: пифагорейцы рассуждали о гармонии, Платон о бытии и познании, Аристотель – о пространстве и времени… За столом, накрытым по традиции, они принимаются рассуждать, как повелось от того же Сократа.

Математик: Скажи мне, ведь ты – не только музыкант, но и учитель музыки?

Музыкант: Да, мой друг… Надеюсь, ты не видишь в этом противоречия!

Математик: Как тебе сказать… Вот я время от времени работаю с числами и отношениями, но учить этому других не стал. Слишком долгий путь пройден для того, чтобы научиться самому. Проходить его ещё раз? Не вижу смысла.

Музыкант: Наверное, я вижу смысл как раз в том, чтобы пройти этот путь ещё не раз, причём пройти не одному – и каждый раз по-новому.

Математик: И кто тебя сопровождает? Твои же ученики?

Музыкант: Нет, это я сопровождаю их. Хотя ты прав… Порою именно они ведут меня!

Математик: Но зачем нужны уроки музыки в школе? Разве музыка – это наука? Разве она не субъективна?! Я, как и ты, на уроках музыки что-то пел под аккордеон вместе с одноклассниками, и за это нам ставили какие-то отметки. Вот математика – другое дело. Она учит анализировать и сравнивать, ее логика поднимает людей на высочайший уровень мышления... Там же можно увидеть практические результаты!

Музыкант:  Тут ты прав, хотя я и вспоминаю весьма пригодившееся в жизни «из пункта А в пункт Б…»! Да, музыка не считается наукой. А может, это наука не доросла до музыки? Ведь если мы «поверяем алгеброй гармонию» и вдруг находим математическое выражение гармоничным, то так ли уж различны эти области?

Математик: Но в музыке важнее природные способности… Это вряд ли «универсальный язык»; для многих музыка – фон, приятное приложение к серьёзной работе.

Музыкант: Музыка – наиболее короткий из известных человечеству путей к самым сокровенным уголкам души. Нужно слушать музыку, чтобы услышать себя в ней! Если «твоя музыка» - только незатейливый «фон», то кто же тогда ты сам?

Этот спор ведут на протяжении ряда лет во мне математик и музыкант, используя его как средство поиска верного направления на пути современного образования… Так к чему же они  пришли сегодня?

Нужно ли преподавать искусство в новой школе? Актуально ли это сейчас? Современное человечество прагматично и много внимания уделяет практическим результатам деятельности… Полезны ли музыка, литература, живопись, высокое искусство вообще?  Ведь из жизни взят персонаж Бёрджесса, слушавший дома Бетховена, а потом… убивавший людей.

И потом: развитие способностей, накопление знаний, выработка полезных умений, воспитание гражданина – в большей или меньшей степени школа занималась этим всегда! Что же изменилось?

Изменился обучаемый. К худшему или к лучшему – вопрос не для данной дискуссии. Но изменился и современный учитель. Он зачастую оперирует понятием «услуга», «тьюторство», «технология», «портфолио», «информационная грамотность», «траектория развития», не ощущая в себе достаточно прочной опоры, а именно – мировоззренческой, на мой взгляд. Кроме сознания того, что своим трудом он достойно обеспечивает себя и семью, должен быть другой повод для самоуважения, причина для того, чтобы считать себя успешным человеком! Повысить престиж профессии новый педагог может только через трансляцию личной позиции – позиции человека знающего, знающего КАК и знающего ЗАЧЕМ он стоит у доски.

Как логик, я вижу, что система ценностей «цивилизованного» человека несовершенна (прагматизм и конформизм, эгоистичное и потребительское в ней не уравновешены нравственной составляющей); как музыкант, я слышу, насколько дисгармонично звучание современного дискурса.

Моя задача – научить ребёнка выстраивать собственный путь познания, причём таким образом, чтобы развить и упрочить эстетический вкус – этот ориентир в мире разнообразных «продуктов творчества», в перенасыщенной информационной сети... Для этого я, как профессионал, должен вооружить ученика инструментарием в самом широком смысле слова; и пусть это будут цифры, слова, аккорды, схемы, способы рефлексии, реализация творческого проекта, модель поведения, чувство причастности к красоте… Учитель при этом должен лишь направить и помочь, а это требует мастерства.

Как человек гуманных убеждений, я не могу остаться равнодушным к тому, что ребёнок дезориентирован в мире информации и ориентирован современным социумом на ущербную модель бытия. Поэтому для меня важно составить противовес тенденции потребления, стремлению получить зримый материальный результат немедленно… И здесь всё же главное – собственный пример, пример успешности – такой, как я её понимаю. Ведь модель успешности многогранна!

Итак, НОВЫЙ учитель – это сумма таких слагаемых, как педагогический профессионализм, способность к саморазвитию, новое понимание своей роли в жизни ученика. Но главное - это осознание НОВОЙ МИССИИ: вернуть учёбе статус не только средства достижения цели, но и её истинный глубинный смысл. Он и в том, что обозначено греческим словом «гедонизм». Наслаждаясь процессом познания, отслеживая процесс саморазвития, ученик созидает себя и возвращается в новую школу, где он  человек и творец, а не объект обучения, поющий что-то под аккордеон за отметку!

Для выполнения этой миссии педагог должен быть обладателем зрелой гражданской позиции, человеком нравственным, причастным к истинной культуре, пропагандистом её и защитником, человеком, который может объяснить современному ученику, какое это удовольствие – слышать, понимать и творить, какое это преимущество – знать, что такое эталон, что такое интерпретация, работа с эталоном, а что есть его извращённое толкование и – хуже того – успешность мнимая, часто понимаемая как известность любым путём или материальная обеспеченность без упорного труда…

Давно сказано, что «не хлебом единым жив человек»! Я уверен в том, что эта мысль более чем современна – и всегда нова для моих учеников. И хоть сказано сие не древним греком, но я глубоко согласен с этим утверждением…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Диалог математики и музыки" 5 класс

Материал предназначен для проведения открытого интегрированного урока математики и музыки в 5 классе...

Диалог на тему "Музыка"

Данный материал содержит диалог на тему "Музыка", в котором отражены предпочтения молодёжи в области музыки и их взгляд на современное музыкальное творчество....

статья "РАЗГОВОР ПО ДУШАМ" (о диалоге на уроках музыки)

Поговорим о Музыке...Мария Подлесная БоброваПоговорим о музыке пока цветет сирень.Уходит в даль закатом теплый день.И нежностью весны едва дышаШуршат листвой бескрайние леса.Поговорим о музыке ушедших...

Учебно-методический материал к уроку музыки.6 класс. 2 четверть. Тема "Диалог метра и ритма". Программа В.В. Алеев.

Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио- файлы к  уроку музыки в 6 классе. 2 четверть. Тема "Диалог метра и ритма". Данный материал ориентирован на работу с учебни...

Конспект урока музыки "Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов".

Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течёт речка»).Претворение в балете китайской музыкальной традиции (опора на наци...