Конспект урока музыки в 6 классе: "Диалог метра и ритма".
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: Диалог метра и ритма. Темп.
В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:
Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).
То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.
Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.
Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.
Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.
Метр — система организации музыкального ритма.
Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)
Щелчки метронома называются долями.
Из долей складывается каждый такт произведения.
Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей, т.к. она самая сильная по ударению.
Т.е. такт – это промежуток между двумя соседними сильными долями.
А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом.
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.
Доля метра может быть выражена различной длительностью: целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.
Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.
Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8
ТЕМП
От лат. Tempus - время
Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);
- адажио (медленно, спокойно);
- анданте (в темпе спокойного шага);
- модерато (умеренно, сдержанно);
- аллегретто (довольно оживленно);
- аллегро (быстро);
- виваче (быстро, живо);
- престо (очень быстро).
Темп в музыке является одним из средств выразительности.
От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.
Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.
И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.
Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.
Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.
Послушаем
- "Весну" А.Вивальди
- Менуэт Л.Боккерини
- Адажио Т.Альбинони
- Финал 17-й сонаты Л.Бетховена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Легкая атлетика. Бег 30 метров. Прыжок в длину."
Урок для детей с ОВЗ...
Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»
Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Конспект урока в 5 классе Диалог
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме "Диалог"....
Технологическая карта урока музыки в первом классе по теме"Ритм" Школа России
Урок музыки веселый, солнечный! Тема урока проработана на разных уровнях. Эмоционально, доброжелательно, доступно организована работа по теме "Ритм". Разнообразие методов и приемов, смена ви...
Презентация и конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"
Конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"...