Конспект урока музыки в 6 классе: "Диалог метра и ритма".
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_metra_i_ritma.doc29.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Диалог метра и ритма. Темп.

В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:

Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).

То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.

Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.

Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.

Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.

Метр — система организации музыкального ритма.

Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля  (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)

Щелчки метронома называются долями. 

Из долей складывается каждый такт произведения.

Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей, т.к. она самая сильная по ударению.

Т.е. такт – это  промежуток между двумя соседними сильными долями.

А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом.

Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.

Доля метра может быть выражена различной длительностью:  целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8

ТЕМП

От лат. Tempus - время

Музыкальный темп  - скорость музыкального процесса; скорость смены долей

Темпы подразделяются на три основные группы: медленные,  умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом,  итальянские обозначения.

Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:

- ларго (очень медленно и широко);

- адажио (медленно, спокойно);

- анданте (в темпе спокойного шага);

- модерато (умеренно, сдержанно);

- аллегретто (довольно оживленно);

- аллегро (быстро);

- виваче (быстро, живо);

- престо (очень быстро).

Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.

Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.

Потому что люди по-разному переживают отрицательные эмоции: одни как бы замирают, а другие, наоборот, мечутся, в зависимости от темперамента.

Например, соната си-бемоль минор С. Рахманинова или финал 17-й сонаты Л. Бетховена.

 

Послушаем

  • "Весну" А.Вивальди
  • Менуэт  Л.Боккерини
  • Адажио Т.Альбинони
  • Финал 17-й сонаты Л.Бетховена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Конспект урока в 5 классе Диалог

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме "Диалог"....

Технологическая карта урока музыки в первом классе по теме"Ритм" Школа России

Урок музыки веселый, солнечный! Тема урока проработана на разных уровнях. Эмоционально, доброжелательно, доступно организована работа по теме "Ритм". Разнообразие методов и приемов, смена ви...

Презентация и конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"

Конспект открытого урока для 6 класса "Диалог метра и ритма"...