технологическая карта урока "Музыка -сестра живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Урок музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_kl.docx | 28.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по музыке в 5 классе . Учитель музыки Антипова О.А.
Тема урока: «Музыка- сестра живописи»
Тип урока: Получение новых знаний
Форма: Комбинированный
Цель: показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством;
формировать умение применять усваиваемые знания или способы учебных действий в условиях решения учебных задач.
Задачи урока:
Обучающие
- научить слушать и анализировать музыкальные произведения П.Чайковского «Первый фортепианный концерт» II ч.; М.Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный»; М. Чюрлениса «Море».
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
-показать, как фон, рельеф, контрастность преломляются через произведения музыкального и изобразительного искусства
научить различать на слух звучание музыкальных инструментов;
организовать процесс анализа музыки;
учить петь детей в ансамбле с товарищами под фонограмму.
Развивающие
развивать навыки музыкального восприятия;
в процессе слушания музыки развивать тембровый слух;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки учащихся;
развивать творческие способности детей;
развивать творческую инициативу детей.
Воспитательные
на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке и изобразительному искусству, потребность в общении с искусством;
прививать интерес к творчеству русских и зарубежных композиторов и художников;
обогащать духовный мир детей.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
-компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки, синтезатор;
-презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда: П.Чайковский «Первый фортепианный концерт» II ч.; М.Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный»;М.Чюрлёнис «Море», иллюстрации русских художников.
-карточки с заданиями для учащихся;
-творческие, исследовательские работы учащихся.
-наглядный материал в виде солнца (взаимосвязь музыки с живописью и различными науками);
-фонограмма песни Е.Ермолова «Мир, который нужен мне»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент) | Вокальное приветствие | Настраиваются на восприятие. Совместное исполнение речевого канона «Тихон» с движениями | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) 3. Рефлексия деятельности 4. Вокально-хоровая работа | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации: -Сегодня мы продолжаем с вами постигать секреты музыки и, прежде, чем мы с вами обозначим тему урока, я попрошу обратить ваше внимание на экран: Слайд № 1(К.Моне «Стог сена в Живерни») -опишите, что вы видите на картине? - но, при внимательном рассмотрении вы увидите, что всё изображено по-разному. - как изобразил художник домики, лес цветы? Вывод: Значит сочетание приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план)
Предлагаю послушать фрагмент из 2 части Фортепианного концерта П. Чайковского и обратить внимание на иллюстрации. (слайды № 2-9) При прослушивании музыки вы видели картины великих русских художников. Все ли картины подходят по характеру к музыке? Если нет, то почему? -какой инструмент солировал, играл главную партию? -какую роль выполнял оркестр? -в чём выражается рельеф и фон в прослушанном музыкальном отрывке? (слайды № 10-11) -как будет звучать тема нашего урока? Ваши предположения? Остановимся на пейзажах, живописи . Слайды № 12-13 с высказыванием Леонардо да Винчи «Музыка- сестра живописи» (прикрепляем на доску части импровизированного цветка (наглядный материал) -Обратите внимание на картину Дробицкого «Жизнь и Смерть» (слайд № 14); - Как изображается на картине жизнь? Как изображена смерть? Кому знакомо слово контраст? Что оно означает? Как выражается контраст в живописи? - Послушайте фрагмент из музыкальной картинки М. Мусоргского «Два еврея. Богатый и бедный» и предлагаю желающим побыть в роли художников и попробовать нарисовать на листе контраст. - В чём проявляет себя контраст в музыке? Пока художники стараются выполнить свою работу, на ваших столах лежат карточки с заданиями. Выполните их. Справиться с заданием №1 вам помогут ребята, которые приготовили небольшие сообщения. Оцените себя - если вы считаете, что ваш ответ полный, то можете поставить себе «5», если нет- «4» Физминутка -распевка: по методике А. Емельянова «У жирафа есть вопрос», с использованием глиссандо и штро-баса и движениями. -Выполните задания №2 (по карточкам) и оцените свою работу. Организация рефлексии - Перед вами нотный стан (№3 на листе), на который каждый из вас нарисует нотку в том месте, которое соответствует вашему настроению от урока. Чем больше урок вам понравился, тем выше должна расположиться нотка и наоборот. Наш урок мы завершаем совместным исполнением песни А. Ермолова «Мир, который нужен мне» Итог: Спасибо за плодотворную работу на уроке. Молодцы!. | Дети отвечают на вопросы: больше по размеру; четкие линии, размытые линии дальних предметов. Вдалеке изображены менее чётко. Высказывают свои предположения, версии, объясняют почему. Дети отвечают на наводящие вопросы, называют жанры изобразительного искусства в сопоставлении с картинами на слайдах (натюрморт, портрет, пейзаж) Выступление Клименковой Ирины с презентацией «Творчество М.Чюрлёниса» (показ картин и звучание музыки М.Чюрлениса «Море») Дети высказывают свои предположения, версии, объясняют почему. Дети высказывают свои предположения, версии, объясняют почему. Ребята, приготовившие сообщения, рассказывают о взаимосвязи музыки с литературой, математикой, физикой, историей, географией, биологией и доказывают, что музыка не только сестра живописи, но и других наук и культур. Самостоятельно выполняют работу. Вместе со всеми проверяют и оценивают выполненное задание. | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Личностные: формировать учебно- познавательный интерес к изучаемому материалу. Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, понимать важность совместной работы. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям, воспринимать и анализировать информацию. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной речи Личностные: эмоциональная отзывчивость на музыку Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в разных видах деятельности Познавательные: проводить сравнения и устанавливать аналогию Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности Личностные: формировать умение самовыражаться в вокальном творчестве. Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками Познавательные: Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Познавательные: воплощать интонационно-мелодические особенности Личностные: формировать умение самовыражаться в коллективном творчестве. Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
технологическая карта урокамузыки в 5 классе "Можем ли мы услышать живопись"
описание урока с требованиями по ФГОС...
Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Времена года в музыке,живописи,литературе".
Данный урок проходит 2 четверти ....
дополнительный материал к уроку "Музыка сестра живописи"
Дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе "Музыка- сестра живописи"...
Конспект урока «Музыка – сестра живописи» 5 класс
Конспект урока «Музыка – сестра живописи» 5 класс...
Сценарий открытого урока "Музыка-сестра живописи"
Конспект открытого урока в 5 классе."Музыка-сестра живописи"...
Технологическая карта занятия по теме "ТПО профессиональной деятельности медицинской сестры"
Методическая цель занятия: отработать методику организации аудиторной самостоятельной работы учащихся на практическом занятии по теме «Техническое и программное обеспечение профессиональной деят...