Сценарий открытого урока "Музыка-сестра живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Татьяна Станиславовна Поротова

Конспект открытого урока  в 5 классе."Музыка-сестра живописи"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе на тему:

«Музыка – сестра живописи»

Цель:

Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи.

Задачи: анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.

Оборудование:

  1. Видеопроектор
  2. Презентация по теме «Музыка – сестра живописи»
  3. Музыкальный материал.
  4. Материал для творческой работы.

                                                        Сценарий урока

Слайд 1

Добрый день, ребята. Сестрой живописи» назвал музыку великий Леонардо да Винчи. И действительно – эти два вида искусства развивались одновременно. Никто из вас даже не задумывался над вопросами: Почему сестры? В чем их схожесть? Это же ведь совершенно разные виды искусства. Художнику нужны кисти и краски, а композитору - ноты и музыкальные инструменты.

Ответы детей.

А какую цель мы с вами сегодня поставим на уроке, что мы должны выяснить?

Ответы детей.

Постановка цели.

На сегодняшнем уроке мы с вами поставили перед собой цель: найти родственность музыки и изобразительного искусства.

Начиная с древних времен человек рисовал. Рисовал на скалах, на песке, на глине - углями, мелом и просто палочками. Издавая при этом звуки совсем не похожие на песни, но эти звуки были поиском. Человек искал музыку. Он копировал звуки природы: шум ветра, стон погибающего зверя, крик птицы. Древние женщины успокаивали свих малышей под особенные звуки, под которые засыпал малыш, а воины издавали сигнальные звуки приближающейся беды или охоты на животного.

С давних времен рисовали музыкантов и музыкальные инструменты. Уже тогда, музыка и рисунок стали близки.

Время шло. Появлялись различные музыкальные инструменты. Художники рисовали картины природы, портреты людей и, среди этих картин были «звучащие картины».

Человек мог нарисовать все, кроме музыки. Как ее изобразить? На что она похожа? Ведь она сиюминутна. Звук появился и тут же исчез.

Во все времена пытались добраться до этой тайны – НАРИСОВАТЬ МУЗЫКУ,

Попыток было сделано много, а результат один. Музыка – это звук, а рисунок – это краски.

Но что же тогда их связывает? В чем сходство?

Слайд 2. К.Моне «Стог сена в Живерни»

Работа с учебником  Т.Н. Науменко, В.В. Алеев (стр.128)

Эта картина- сельский пейзаж. Мы видим стог сена, деревенские домики, полевые цветы, лесные дали.

И всё это изображено по-разному.

Так стог сена на переднем плане как будто звучит громче, рельефнее(размеры)

Фон – (домики, цветы, лес) изображен более отдаленно

Сочетание на картине приближенных и отдаленных предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения.

В музыке тоже есть рельеф и фон. Рельеф выражается в главной мелодии солирующего инструмента или голосаФоном является аккомпанемент, который как бы добавляет краски.

Послушайте произведение Чайковского П.И Концерт №1 для фортепиано с оркестром.

Солирующий инструмент – флейта. Нежная, печальная мелодия А фон – оркестр.

Давайте попробуем сравнить картину и музыку. Есть ли схожесть? (ответы ребят)

Итак вывод №1 – и музыка и изобразительное искусство имеет фон и главную тему(рельеф).

Сл.3. Следующее на чем мы остановим наше внимание – это контраст. 

Сл. 4. Рассмотрим картину на Э.Дробицкого «Жизнь и смерть».

Две противоположные фигуры - светлая и темная. Жизнь имеет лицо и светлые тона подчеркивают ее красоту. Смерть изображена, как темная, безликая фигура.

В музыке так же обязательно есть контраст. Послушайте произведение Л.В. Бетховена «Весело - грустно» . Две совершенно разные по настроению мелодии. Одна нежная, мягкая, а другая –быстрая, радостная.

Вывод №2 - и музыка и рисунок имеет контраст.

Давайте вспомним что значит понятие «тембр». В изобразительном искусстве - это цвета: темные, светлые, холодные, теплые. Один цвет имеет несколько оттенков. В музыке – один звук у разных инструментов звучит по разному. Людей мы отдичаем по тембру голоса. Мы никогда не перепутаем голос А. Пугачевой и Бьянки, Ф.Киркорова и Н.Баскова. Причина - тембр голоса.

Вывод №3 – и музыка и рисунок имеет окраску

Музыкальная игра : «Угадай, на чем играю»(на определение инструмента по тембру)

Посмотрите сколько общего имеет музыка и изобразительное искусство.

Но и это еще не все.

Слайд 5

Звуковая палитра

Цветовая гамма

Музыкальная живопись

Живописная музыка

Холодные и теплые тембры

Ритмический рисунок

Мелодическая линия

Светлые и сумрачные тона

Музыкальный портрет

Посмотрите на перечисленные определения. Давайте попробуем дать характеристику каждому из них. (ответы)

Мы подошли к самому главному выводу. Перечислив все схожие черты этих двух видов искусства, можем ли мы назвать их «сестрами»? (ответ)

Слайд 6

Вывод № 4 - «Музыка – сестра живописи»

Работа в группах: Одна группа выбирает слова, относящиеся к «живописи», вторая-к музыке». (Прикрепляем на доску)

Представитель от команды объсняет  выбор. Обсуждение правильного выбора ответов

Творческое задание (работа парами)

Приближается весна. А мы знаем, что и композиторами и художниками создано огромное количество прекрасных произведений о временах года.

Я вам поставлю произведение П.И. Чайковского Апрель («Подснежник») из «Времен года», а вы раскрасите лепестки, которые лежат на партах в весенние цвета.


Вывод:

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой. Способность оживлять художественный образ, придать ему глубину и объемность   это наиболее яркая выразительная сила, которая особенно очевидно проявляется в тех произведениях, где отсутствует текст или подобная литература. Музыка и живопись – это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.

Рефлексия.

Спасибо, ребята, что вы хорошо сегодня работали.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по истории России

Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"

Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...

Открытый урок по Живописи

Открытый урок по предмету "Живопись" на тему: "Контрастная гармония на ненасыщенных цветах"...

Положение открытого турнира и сценарий открытия соревнований по волейболу

Положение открытого турнира и сценарий открытия соревнований по волейболу...

Сценарий открытия научно-практической конференции школьников Шиловского муниципального района Рязанской области «ОТКРЫТИЕ».

Сценарий открытия  ежегодной научно-практической конференции школьников Шиловского муниципального района Рязанской области «ОТКРЫТИЕ» в рамках работы муниципальной инновационной площа...