Использование ИКТ на уроках музыки.
статья по музыке на тему

Журавлева  Надежда Александровна

Современный урок нк может быть интересен без использования ИТК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИТК на уроах музыки.19.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках музыки

Сегодня в мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днём появляются всё более новые технологии. Почти каждый человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерой. Дети живут в технологическом пространстве для них это  пространство современно и интересно.  Поэтому современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Современный урок не может быть интересен без использования  ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями. Применение ИКТ делает обучение ярким, запоминающим, интересным для обучения, формирует эмоционально – положительное отношение к предмету.

Не в каждом городе, учащиеся имеют возможность посещения театров, выставок, музеев, концертов, поэтому школьный урок музыки становится для ребят чуть ли не единственным источником, рассказывающий о мировых достижениях музыкального искусства.

ИКТ сочетают в себе много компонентов для успешного обучения.

1.     Использование музыкальных энциклопедий и обучающих программ  по музыке.  (  «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», обучающая программа «Музыкальный класс», «Энциклопедия классической музыки», «Развиваем музыкальные способности», и т. д.)

Все эти обучающие  программы  содержат хорошо иллюстрированный информационный материал, качественный музыкальный материал и много тестов, игр, кроссвордов, различных заданий.

2.    Использование «Цифровых образовательных ресурсов»,  как комплекс средств обучения, в который входят:      

 Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика. Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии.

 Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

 Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

 Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

 Творческие (интерактивные) задания для учащихся; вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля над успешностью развития музыкальной культуры школьника.

3. Создание мультимедийных презентаций.                                                                                 Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Они отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность   восприятия,   разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией.

4.      Создание  музыкальной фонотеки.

С помощью сети Интернет можно пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира, записывать различные музыкальные телепередачи, балеты, мюзиклы, концерты, найти слова, ноты и фонограмму к изучаемым песням.

6.    Использование игровых технологий

Мультимедиа-технологии и созданные мультимедиа-ресурсы могут быть использованы при реализации самых разных методов обучения. Одними из методов, в которых использование мультимедиа может дать наибольший педагогический эффект, являются различные игры, применяемые в учебном процессе. Использование мультимедиа-ресурсов позволяет сделать такие игры более яркими, живыми и интересными.

Примеры мультимедийных игр для уроков и внеурочной деятельности:

«Угадай  мелодию», «Мои первые знания о музыке», «Инструменты симфонического оркестра», «Разгадай кроссворд», «Что я знаю о музыке»,

«Знатоки музыки», «Нотная азбука».

7. Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

Таким образом, применение ИКТ на уроке музыки  решает ряд важнейших задач,  прежде всего, – это повышение интереса к музыке,  усвоение учебного материала, активизация познавательной деятельности, реализация творческого потенциала учащихся, воспитание активности и самостоятельности; формирование  эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; развитию теоретического мышления.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить эффективность урока:

-  позволяют изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником.

- при одном часе в неделю становится возможным увеличить интенсивность урока, его насыщенность.

 - использовать на уроке качественные видеоматериалы.

 - повысить   мотивацию к изучению предмета.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка.

   Есть еще одна опасность, о которой следует сказать. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.

  Так же, компьютерные технологии – это не основа обучения, а скорее увлекательное дополнение. Ведь эти технологии никогда не заменят живое общение с учителем на уроке, посещение концерта, выставки. Не заменят и пение под аккомпанемент, исполнение хороводов, или игру на детских музыкальных инструментах на уроках музыки.

Музыка – это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах,  научиться определять свое место в этом мире.

Литература

  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., -2006.
  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., -2002.
  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., -2004.
  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003.
  5. Селевко, Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006.
  6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/ Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование тестов на уроке музыки"

Традиционной  формой  проверки  на  уроках  «Музыка»  долгое  время  были  викторины, но  в  процессе  обучения  в  школе ...

Использование ИКТ на уроках музыки.

Современные ученики по-другому воспринимают окружающий мир, нежели пять, десять, пятнадцать лет назад. Они прекрасно владеют техникой икомпьютерными технологиями,знают, где и как находить нужную инфор...

Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"

Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации  познавательной деятельности учащихся"...

Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"

Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"...

Использование ИКТ на уроках музыки в средних классах

Применении информационно-коммуникативных технолоогий на уроках музыки.Использование ИКТ на уроках музыки  в  средних классах.Применение мультимедийных технологий в образовательном проц...