«Использование ИКТ на уроках музыки, как средство повышения качества работы учителя»
проект по музыке по теме

Афанасьева Любовь Владимировна

    

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy.doc79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской  области средняя общеобразовательная школа с.Кабановка

муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

педагогический проект

«Использование ИКТ на уроках музыки, как средство повышения качества работы учителя»

Проект  разработала

                                                                                     учитель музыки

                                                       

Афанасьева ЛюбовьВладимировна.

с.Кабановка, 2013г.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                      стр.3-4

2.  Анализ ситуации                                                                               стр.4

3.Актуальность темы                                                                             стр.4-5

4. Цель и задачи проекта                                                                       стр.5

5. Сроки реализации проекта                                                                стр.5-6

6. Способы оценки эффективности реализации проекта                      стр.6

7. Ожидаемые результаты                                                                      стр.6

8. Использование ИКТ в структуре современного урока                    стр.6-9

9. Использование компьютерных технологий во внеурочной

    деятельности                                                                                            стр.9-10                                                                                      

10. Использование личного сайта учителя, как средство

     повышения качества работы учителя                                               стр.10

11. Результативность внедрения современных образовательных

      технологий                                                                                         стр.11                                                                              

12. Литература                                                                                        стр.12

                                  Пояснительная записка

Система образования постоянно совершенствуется, отвечая запросам социума. В рамках модернизации общего образования развивается и музыкальное образование, сохраняя специфику преподавания своей предметной области. В настоящее время в нем происходят значительные изменения: неотъемлемым компонентом обучения становятся ИКТ,в том числе музыкально-компьютерные, ядром модели развивающей учебной среды становятся инновационно -педагогические системы преподавания музыки. В современном мире технический прогресс развивается очень активно с каждым днем появляются все более новые технологии. ИКТ рассматриваются, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса. П о сравнению с традиционными формами обучения новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный детям; движение, звук, мультипликации и т.д. Но нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях, то есть использование ИКТ необходимо использовать дозировано. Практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами. Не стала исключением и школа, в которой я работаю.

           В школе я работаю 38 лет. Всегда стараюсь проводить уроки так, чтобы  ученикам было интересно, чтобы они  были не просто слушателями, а равноправными участниками  учебного процесса. А это возможно только тогда, когда между учеником и учителем достигнуто взаимопонимание, когда есть доверие друг к другу, когда каждый ученик воспринимается педагогом как личность со своим внутренним миром.  Инновационные процессы в российском образовании потребовали от меня осмысления новой миссии учителя. Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.  Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.

Анализ ситуации

          Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможности сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных технологий является весьма эффективным и целесообразным, но учитель всегда должен «идти в ногу со временем». В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответствие с компетентностно-ориентированным подходом в современном образовании.

Прежде всего, я прошла курсы повышения квалификации в ФГБОУ ВПО ПГСГА по программе «Проектирование образовательного процесса с использованием средств ИКТ), тем самым повысив уровень информационной компетентности.

           

Актуальность проекта

Новым образовательным стандартом  предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий. В процессе применения ИКТ происходит:

  • развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
  • эстетическое воспитание за счёт использования возможностей    компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • развитие коммуникативных способностей.

Цель проекта: использование ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности учащихся и качества работы учителя.

Основные задачи, решаемые мной с внедрением инновационного проекта:

  1. Разработка ресурсного обеспечения системы внедрения информационно – коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.
  2. Совершенствование технологии обучения, отвечающей современной системе образовательных приоритетов, максимально использующей преимущества ИКТ для повышения качества образования  школьников.
  3. Формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса (обучающихся и педагогов) через внедрение ИКТ.
  4. Достижение уровня профессиональной квалификации, позволяющего  реализовывать современные модели образовательного процесса с использованием ИКТ.

Объект реализации проекта: образовательный процесс в 1-4 классах

Диагностический инструментарий: проекты, портфолио учащихся, разноуровневые тесты, дидактические материалы, КИМы, презентации.

Сроки реализации проекта: 2012-2016 годы.

Этапы проекта:

I этап (подготовительный) -  сентябрь 2012г. – декабрь 2012г.;

II этап (практический) –  январь 2012г. – май 2016г.;

III этап (аналитический и обобщения результатов) – май 2016г. – август  2016г.

Подготовительный и прогностический этапы (сентябрь-декабрь 2012г)

Анализ готовности детей к обучению в школе выявил низкий уровень мотивации и познавательной активности у 60% учащихся 1класса. В классе всего 5 учеников и только 2 ребенка посещали детский сад. На основании этих данных мною  была разработана программа  по использованию СОТ, в том числе информационно-коммуникативных.

Практический этап ( 2013 – 2016 г.)

С января 2013 года программа реализуется мною на базе обучаемого  класса.

Аналитический этап  (2016г.)

На основе промежуточных и окончательных результатов будут сделаны выводы об эффективности эксперимента.

Способы оценки эффективности реализации проекта:

  • Наблюдение.
  • Мониторинг и анализ уровня сформированности предметных и метапредметных результатов.
  • Рейтинговое исследование отношения учащихся к учебным предметам.
  • Внешняя экспертиза (результаты контрольных и диагностических работ).

Ожидаемые результаты:

  1. Использование ИКТ в учебном процессе с целью активизации познавательной активности учащихся.
  2. Повышение качества изучения предмета музыки.
  3. Повышение качества информационной культуры всех участников образовательного процесса (учителя, учащихся, родителей).

Использование ИКТ в структуре современного урока

           В начальной школе я использую информационные технологии практически на всех уроках, при контроле знаний, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и т.д. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний,  творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Использование ИКТ даёт возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает сам ученик.

          При подготовке  урока  я продумываю и определяю на каких этапах данного урока необходима компьютерная поддержка: какие этапы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; как организовать компьютерные занятия. При всех положительных аспектах ИКТ я стараюсь безмерно не увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий на ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов -15 минут.

Информационно-коммуникативные технологии в структуре урока

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию, можно использовать презентации, рисунки, видеофрагменты. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока  становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Первичное усвоение новых знаний.

Использование мультимедийной презентации.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Но при этом нужно помнить, что уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Документ – камера позволяет наглядно продемонстрировать любое изображение на экране.

Использование различных обучающих программ. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» др.), а так же готовые обучающие программы (например: программа «Шедевры музыки» т.д.).

Первичная проверка понимания.

Работа с электронным приложением к учебнику на индивидуальных ПК.

Разноуровневые задания на ПК:

задания на развитие общеинтеллектуальных умений; сравнения, мышления, обобщения.

Игровая ситуация.

Физкультминутка

Видеоролики  (с голосовым или музыкальным сопровождением).Фрагмент программы «Волшебная флейта»

Первичное закрепление.

Использование ресурсов Интернет. Работа сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. У учащихся появляется возможность выполнять тесты и задания в режиме он-лайн (в том числе работа с ресурсами сайта ЭОР)

Тестирование на ПК, используя возможности электронных учебных материалов.

Подведение итогов.

Тесты, автоматически оценивающие результаты учащихся.

Рефлексия.

«Лист настроения». 

Я считаю, что использование на уроке компьютерных технологий оптимизировало образовательный процесс, а главное дало положительные результаты. Результатом работы является повышенный интерес к изучаемому материалу у учащихся, создание благоприятного  психоэмоционального фона при восприятии учебного материала, повышение уровня интереса детей к учебе. Результаты итоговой диагностической работы в 2-4 классах показали, что средний балл по музыке -4,8

Использование компьютерных технологий во внеурочной деятельности

            При подготовке к занятиям по внеурочной деятельности я задумываюсь над тем, как сделать эти занятия более интересными и познавательными. Информационно - компьютерные технологии становятся  и здесь незаменимыми помощниками. Использование ресурсов Интернет позволяет найти нужную интересную информацию, изучить справочную литературу. Вот уже два года я веду кружок «Хоровое пение». Иногда, при двухголосном пении, бывает трудно разобраться в партии, тогда мы с детьми смотрим видеоролик в режиме он - лайн и решение проблемы приводит к положительному результату. Почти каждое итоговое занятие темы заканчивается концертным выступлением, как отчет о продуктивной деятельности по изученной теме. В своей работе я широко применяю проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектных методов обучения.

            Таким образом, использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет учителю сделать свои занятия интересными и увлекательными, современными и эффективными.

Использование личного сайта учителя, как средство повышения качества работы учителя

           Я считаю одной из форм работы современного учителя создание и использование личного интернет-сайта. Использование личного интернет-сайта позволит учителю лучше организовать учебно-воспитательную деятельность на уроке, повысит познавательную активность и знания учащихся. Относительно недавно я начала работать над созданием своего сайта, пока это мини-сайт на  ns.portal. Создавая новый интернет ресурс, я преследовала следующую цель: повысить познавательную активность учащихся.

Основной целевой группой, являются мои ученики, также новый ресурс будет полезен учителям и родителям.

Учителю необходимо обмениваться опытом своей работы, знать мнения своих коллег, заниматься самообразованием. Используя ресурсы своего сайта, я публикую свои методические разработки, творческие работы своих учеников. Я считаю, что современный учитель должен стремиться к пропаганде  собственного педагогического опыта, а использование личного интернет-сайта учителя повышает эффективность  обучения.

 Конечно, это только первые шаги в создании сайта, но у меня есть много новых идей: электронный журнал (для родителей), тесты для ребят (чтобы ученики могли проверить свои знания), памятки для подготовки домашних заданий, недавно начала использовать электронную таблицу как вид домашней работы учеников, во втором полугодии планирую использовать ментальные карты. Я думаю, что сайт поможет повысить эффективность обучения.

Результативность внедрения современных образовательных технологий

 Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя способствует:

- повышению мотивации к учению,
- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
- развитию наглядно-образного, информационного мышления,
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у  школьников,
- повышению активности и инициативности  школьников на уроке,
- повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.    Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

 

Литература:


1.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
2.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib)

  1. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе
    http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  2. csait.spb.ru/music.html, www.soundlife.eu ; falshivim-vmeste.ru/links/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Методический семинар "Использование ИКТ на уроках английского языка как средство повышения качества работы учащихся"

Педагогический опыт работы учителяанглийского языкаСалчак Снежаны Степановны...

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...

Рефлексия на уроках музыки как средство повышения мотивации обучающихся и качества образования

Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива познавательных интересов, готовности к успешному обучению...

«Арт технологии на уроках музыки, как средство повышения качества образования»

арт технологии и их возможности для применения на уроках музыки и  Изо...