Музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната
консультация по музыке на тему
Доклад на МО по музыкальному воспитанию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_po_muz_vospitaniyu.docx | 24.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание в школе-интернате VIII вида.
Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.
Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и во внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер.
Оказывая сильное эмоциональное воздействие, музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка с ОВЗ, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком. Следовательно, очень важен правильный подбор педагогом музыкальных произведений для слушания и пения, а так же то, как он сможет пробудить у воспитанников интерес, стимулировать активность, поможет детям с ОВЗ в развитии способностей, духовно-нравственном становлении личности.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности:
- умение слушать музыку,
- слухоречевое координирование,
- точность интонирования,
- умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
- умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности;
- исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, решающихся на уроках музыки и во внеурочной музыкальной деятельности:
Задачи образовательные: (направленные на формирование знаний о музыке)
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Задачи коррекционные: (решение которых, способствует коррекции сфер личности ребенка с ОВЗ)
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими.
Задачи развивающие: (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
- активизировать творческие способности.
Задачи воспитательные: (решение которых способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности, толерантности; повышению общего культурного уровня воспитанников)
- повышать культурный уровень воспитанников;
- развивать художественный вкус детей;
- обогащать их музыкальный кругозор;
- создавать атмосферу творчества;
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.
Кроме задач, при работе с детьми, имеющими особенности развития, нужно обязательно учитывать педагогические принципы:
- доступности;
- побуждение детей к познавательной деятельности;
- последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
- наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка;
- многократной повторяемости с элементами новизны, т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются;
- активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
- соблюдения тщательной дозировки заданий;
- темп работы, соответствующий работе детей.
Цель, задачи и принципы системы музыкального воспитания направлены на решение главной задачи - формирование личности ребенка с ОВЗ.
Недостаточность интеллектуального развития детей затрудняет восприятие и анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.
Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Поэтому очень важно научить детей с ОВЗ внимательно слушать музыку, благодаря чему дети, активно приобщаются к музыкальной культуре: приобретают способность к художественному восприятию, постигают особенности музыкального искусства, происходит развитие и совершенствование процессов творческого (художественного) мышления и воображения, что оказывает огромное влияние на формирование личности человека.
Я беру за основу урока основные понятия: композитор, исполнитель, слушатель. На каждом уроке дети превращаются в детей- слушателей, в детей-исполнителей, знакомятся с композиторами.
Музыкальный образ труден для восприятия, т.к. лишен непосредственной живописи и конкретного слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. Поэтому восприятие слушателя достаточно часто нуждается в дополнительных «опорах», в роли которых могут выступать другие более доступные виды искусства.
В связи с этим, очень важно на уроках при прослушивании музыкальных произведений, знакомстве с новыми песнями опираться на имеющийся у школьников жизненный опыт (а это предметы и образы окружающего мира) и знания, полученные на других предметах.
Поэтому, я считаю, очень важно научить детей выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, учить ребенка объяснять, почему у него возникло то или иное мнение. Нередко случается, что ребенок, разобравшись с помощью учителя, меняет свое негативное, скорее всего, спонтанно возникшее суждение, на позитивное. А если не меняет, то учится объяснять и доказывать, почему он думает именно так. Это происходит благодаря беседе, в которой я обращаюсь с вопросами по содержанию музыки, по ее эмоциональному воздействию, не только конкретно к этому ученику, а ко всему классу. Причем, рассматриваем это мнение как правильное, истинное. И в ходе беседы, в которую обычно постепенно включаются все учащиеся, высказывая свои предположения по данному вопросу, мы стараемся разобраться, где истинное, а где ложное.
Такие беседы на уроках музыки, я считаю самым важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети учатся высказывать свое мнение, а для этого нужна определенная смелость; учатся его отстаивать, т.е. брать ответственность за свои слова; учатся слушать и уважать мнение другого, т.е. толерантности; учатся анализировать информацию и делать выводы, т.е. рефлексии; учатся общению. Все эти качества, безусловно, пригодятся воспитанникам в их дальнейшей жизни.
Используемые мною приемы на уроках помогают детям лучше понять, осознать, разобраться в звучащей музыке, полюбить ее. У детей возникает желание и потребность слушать ее вновь и вновь, при этом они понимают, что музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть. Постепенно дети начинают понимать, что слушать прекрасное, видеть прекрасное, говорить о прекрасном – значит улучшаться!
Своей большой находкой для урока музыки считаю использование пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше у ребенка развита речь, я на уроках использую пальчиковые игры. Не все дети могут сложить из пальчиков простейшие фигуры: петушка, козу, гусей и т.д. Приходится индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде, чем дети сами смогут сказать и слова игры и непринужденно поработать пальчиками обеих рук. Это очень кропотливый и долгий процесс. Ученикам пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся.
Огромное влияние на формирование личности воспитанников оказывает подготовка и участие в школьных мероприятиях. Участие детей в совместной подготовке мероприятия способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, развитию творческих способностей учащихся. А главное формированию таких важных качеств личности как самоорганизация, дисциплина, ответственность за общее дело, взаимовыручка, терпение.
Наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Выступая перед публикой, дети приобретают уверенность в себе, в своих силах.
Таким образом, музыкальная деятельность в системе музыкального воспитания школы-интерната способствует формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию человеческой индивидуальности, помогает ребенку понять этот мир во всем его многообразии связей и отношений, стать полноправным членом общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению. «Родиноведческое содержание образования»
Выступление на региональных педагогических краеведческих чтениях....
Развитие эмоциональных, познавательных и творческих возможностей ребенка на музыкальных занятиях в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8-го вида
Рекомендовано для детей с проблемами в интеллектульном развитии...
Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска
В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...
Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната
Опыт моей работы по патриотическому воспитанию воспитанников – это один из наших примеров, создания эффективной системы...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Музыкальная шкатулка».
Это модифицированная программа по театрально-музыкальному развитию детей младшего школьного возраста. Цель программы - совершенствование музыкально - образовательной работы с детьми м...
Патриотическое воспитание в системе воспитательной работы школы-интерната. Номинация: На благо Отечества
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в соци...
Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности на школьном уроке музыки
Игра на детских музыкальных инструментах в современной педагогике музыкального образования рассматривается как один из ведущих видов музыкальной деятельности на школьном уроке музыки, в особенности в ...