Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности на школьном уроке музыки
методическая разработка по музыке
Игра на детских музыкальных инструментах в современной педагогике музыкального образования рассматривается как один из ведущих видов музыкальной деятельности на школьном уроке музыки, в особенности в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности на школьном уроке музыки
Игра на детских музыкальных инструментах в отечественной педагогике музыкального образования традиционно рассматривалась как вид учебной музыкальной деятельности детей, в том числе школьников на уроках музыки.
В статье Н. И. Жемчужиной, написанной в 1980 г., говорится о том, что основные виды музыкальной деятельности, издавна существующие в школе, все более и более обогащаются. Например, на уроках музыки используется набор простейших музыкальных инструментов для самостоятельной игры на них школьников. Игра на детских музыкальных инструментах не только повышает интерес школьников к занятиям, но и способствует активизации слуховых образов, их двигательному закреплению, развитию гармонического слуха, подготовке школьников к восприятию и воспроизведению многоголосия. В данной статье игра на детских музыкальных инструментах рассматривается и как вид музыкальной деятельности, и как форма учебной работы.
В новой классификации видов учебной музыкальной деятельности учитывается, с одной стороны, природа музыкального искусства, с другой – особенности его постижения обучающимися с целью познания закономерностей музыки как искусства, раскрытия связей музыки с другими видами искусства и окружающей жизнью. В данной классификации выделяются следующие виды: собственно музыкальная деятельность, музыкально-теоретическая деятельность, музыкально-историческая деятельность, полихудожественная деятельность и музыкально опосредованная деятельность. На первом месте в этом ряду стоит собственно музыкальная деятельность обучающихся во всех ее основных разновидностях: слушание музыки; ее исполнение – вокальное и инструментальное; сочинение музыки.
Инструментальная деятельность детей на уроках музыки осуществляется преимущественно в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Г. П. Сергеева подчеркивает, что игра на детских музыкальных инструментах не должна превращаться в самоцель, ее надо сочетать в учебно-воспитательном процессе с другими видами учебной музыкальной деятельности младших школьников – слушанием музыки, пением, музыкально-ритмическими движениями, изучение элементов музыкальной грамоты. Эффективность этой работы с детьми зависит от многих факторов: от степени методической подготовленности учителя, его умения подбирать музыкальный материал, разумно выстраивать этапы работы над музыкальным произведением в каждом конкретном классе, последовательно формировать навыки индивидуальной и коллективной игры на детских музыкальных инструментах, комплектовать инструментарий в зависимости от его применения в условиях урочной и внеурочной работы.
Рассмотрим, какое отражение игра на детских музыкальных инструментах находит в содержании различных учебных программ по предмету «Музыка» для общеобразовательной школы.
Программа «Музыка» под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Цель программы – ввести обучающихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в обучающихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Автор обращает внимание на то, что музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научаться по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир обучающихся, их чувства и мысли. А любая форма общения с музыкой учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее.
Данные концептуальные установки реализуются в процессе всех видов собственно музыкальной деятельности обучающихся, в том числе в процессе игры на детских музыкальных инструментах, которые можно использовать на уроках для исполнения в ансамбле с учителем (в том числе в сочетании с четырёхручием, пением, движением). Подбор инструментов, определение ритма и характера звучания всегда должны исходить из особенностей данной музыки. Так, например, весь класс может участвовать в исполнении русской народной песни «Калинка», подчёркивая игрой на бубне начало или окончание фразы, дублируя хлопками или на деревянных ложках ритмический рисунок мелодии, отмечая пульс музыки на фортепиано.
В поурочных планах автора-составителя Т. С. Максимовой по данной программы предложены следующие примеры включения игры на музыкальных инструментах на уроках музыки, во-вторых, третьих и четвертых классах.
Второй класс. Тема урока − «Три кита в музыке: песня, танец и марш». Цели: познакомить с тремя основными жанрами музыки; воспитывать уважение к композитору, исполнителю, слушателю.
Ход урока: учитель показывает детям волшебную палочку и говорит: «к кому прикоснусь палочкой, тот сразу сможет сыграть на инструменте, даже если раньше не держал его в руках». Далее учитель предлагает исполнить песню «Во поле береза стояла» с использованием детских музыкальных инструментов – бубнов, треугольников, ложек, звоночков. В ансамбле с учителем исполнить песню можно по рядам, всем классом или одним ребенком, заколдованным волшебной палочкой.
Тема урока − «Танец». Цель: познакомить с жанром танца.
Ход урока: учитель исполняет «Итальянскую польку» П. И. Чайковского. Вместе с детьми, учитель определяет форму произведения. Далее, детям предлагается исполнить этот танец с оркестром детских музыкальных инструментов (раздаются звоночки, бубны, треугольник).
I часть – с треугольниками. II часть – каждая вторая доля с бубнами и звоночками. III часть – с треугольниками.
Тема урока − «Изобразительность в музыке». Цель: научиться лучше слушать и понимать музыку, рисовать ее в своем воображении.
Ход урока: учитель предлагает детям подобрать детские музыкальные инструменты, которые могли бы изобразить звуки следующих явлений - пение птиц, гром, дождь, выстрел охотника. Дети выбирают барабан, металлофон, колокольчик, пианино, свистульки. Учитель предлагает выйти и продемонстрировать каждому свои варианты.
Третий класс. Тема урока – «Танцевальность в музыке». Цель: развить тему на примере инструментально музыки.
Ход урока: Учитель рассказывает о произведении М. И. Глинки «Арагонская хота», как ярком примере танцевальности. Музыка этого произведения построена на мелодии испанского танца «Хота». Этот танец темпераментный, стремительный и жизнерадостный. Далее учитель предлагает послушать произведение «Арагонская хота», обратив внимание на легкость звучания симфонического оркестра и на выделение акцентов. Затем учитель предлагает исполнить произведение с помощью использования детских музыкальных инструментов. Учитель обращает внимание, что I часть произведения будет исполняться с маракасами. Во II части будут участвовать барабаны и бубны. III часть – реприза.
Четвертый класс. Тема урока – «Музыка моего народа». Цель:
познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления в народе.
Ход урока: Учитель раздает детям инструменты – ложки, бубны, треугольники, колокольчики. Учитель предлагает детям исполнить уже знакомую детям песню «Калинка», при этом произвольно подыгрывать себе на детских музыкальных инструментах. Затем учитель напоминает детям слова разученных на прошлом уроке частушек. Далее организуются партии ложек, бубнов, треугольников с колокольчиками (по рядам). Дети разучивают свои партии с помощью учителя, потом добавляется аккомпанемент. Далее учитель предлагает выбрать дирижера «оркестра». Дирижер руководит «оркестром» и показывает, где вступать каждой партии.
Тема урока – «Музыка моего народа». Цели: продолжить знакомство с жанрами народной музыки; дать понятие вариации.
Ход урока: Учитель напоминает детям что ложки, бубны и треугольники – это ударные инструменты. Учитель раздает инструменты детям и предлагает самим создать форму музыкального произведения – вариации с помощью плясовой народной песни «Светит месяц» в исполнении русских народных инструментов. Учитель объясняет детям, что для создания вариаций нужно в каждом куплете изменят характер музыки, с постепенным вступлением музыкальных инструментов. Дети и учитель совместно подбирают разные варианты исполнения.
Программа «Музыкально искусство» В.О. Усачёвой и Л.В. Школяр.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (формулировка Д. Б. Кабалевского), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений (развитие формулировки.Д. Б. Кабалевского авторами программы).
В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды учебной музыкальной деятельности, а как формы приобщения к музыке, являющиеся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигается деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Все эти три позиции решают задачу: продолжить естественное для детей седьмого года жизни существование в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: омузыкаливание загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.
В поурочных планах автора-составителя В. М. Самигулиной по данной программе приводятся следующие примеры включения игры на музыкальных инструментах на уроках музыки в первых, вторых и четвертых классах.
Первый класс. Тема урока – «И шелест к шороху спешит». Цели: развить музыкальность детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании.
Инструменты: маракасы, треугольник, тарелка, ксилофон.
Ход урока: учитель знакомит детей с речевой ритмической игрой «Сто чудес». Делит детей на 3 группы: в одной маракасы, в другой – листки бумаги, в третьей – целлофан. Чередуя их, учитель задает разные ритмы. Все проводится в едином метроритмическом движении без остановок и пауз.
Далее учитель поет песню «Вальс ужей» (по мотивам стихотворения А. Усачева), разделяет детей на 3 группы: в одной – барабаны, в другой – маракасы, в третьей – листки бумаги. Сначала дети играют остинато барабана и маракасов, на его фоне учитель поет первую часть вальса. Вторая часть вальса – декламация с шуршащим аккомпанементом. Дети ритмично шуршат бумажками.
Главное – опыт спонтанного «проживания» вальса в движении и образе.
Тема урока – «Музыка передает характер сказочных героев».
Цель: показать способность музыки описывать характер героев.
Музыкальный материал: «Деревянный поезд» из сборника Г. Ванагайте «Мы и игрушки». Инструменты: треугольник, деревянные палочки, маракасы.
Ход урока: учитель говорит о том, что если внимательно слушать музыку, то она может рассказать о многом, например, изобразить поезд. Учитель делит детей на 3 группы: в одной – маракасы, в другой – деревянные палочки, в третьей – треугольник. Далее разучивает ритмические партитуры с каждой группой. Учитель задает общий метр, акцентируя первую ноту в каждой группе восьмых – это помогает сохранить единый темп и образно передать движение поезда. Когда дети хорошо освоят партитуры – учитель может использовать различные интерпретации – поезд приближается (pp – mf), удаляется (f - рр).
Второй класс. Тема урока – «Музыкальная речь».
Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами народного оркестра.
Музыкальный материал: пьеса В. Калинникова «Тень-тень».
Инструменты: ложки, бубны, треугольники.
Ход урока: учитель знакомит детей с пьесой В. Калинникова «Тень-тень»
(в аудиозаписи), предлагает детям вместе с оркестром народных инструментов исполнить пьесу. Далее делит детей на 3 группы (группа играющих на барабанах, ложках, треугольниках). Учитель объясняет детям, что нужно подыгрывать, ударяя, только тогда, когда звучит сильная доля. Далее учитель включает запись, вместе с детьми хлопает сильные доли. Затем дети подыгрывают пьесе на детских музыкальных инструментах.
Четвертый класс. Тема урока – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ».
Цель: познакомить детей с узбекской музыкой.
Музыкальный материал: аудиозапись узбекской народной песни-танца «Мавриги». Инструменты: бубны, треугольники, барабаны.
Ход урока: прослушивание аудиозаписи первый раз, затем учитель предлагает дополнить музыку своим ансамблем, имеющихся ударных инструментов. Учитель делит детей на 3 группы, исполняет мелодию с каждой партией. Затем учитель соединяет партии, песня-танец исполняется в ансамбле.
В программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной ставится цель формирования музыкальной культуры как неотъемлемой части общей духовной культуры школьников. Выдвигается принцип триединства деятельности композитора−исполнителя−слушателя: связь восприятия музыки с представлением о том, кто ее сочинил и исполнил; связь исполнения музыки с ее осознанным восприятием и пониманием того, как учащиеся ее исполнили. Игра на музыкальных инструментах входит в перечень разнообразных видов музыкальной деятельности учащихся. В программе предусмотрены различные формы проявления творческого начала, в том числе импровизация.
Значительный интерес в плане организации исполнительства на детских музыкальных инструментах представляет программа «Музыка» под редакцией Ю. Б. Алиева, которая разрабатывалась параллельно с программой
Д. Б. Кабалевского и была достаточно широко востребована в общеобразовательной школе в 90-е годы ХХ в.
Данная программа ставит своей целью формирование у детей любви к художественной музыке и потребности в общении с ней; воспитание их музыкальных интересов и вкусов, развитие музыкально-творческих способностей обучающихся.
В ходе музыкального воспитания учитель-музыкант формирует у детей любовь к музыке и потребность в общении с ней; воспитывает их музыкальные вкусы; формирует представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает настроения, чувства и мысли человека. Одновременно с этим, педагог развивает музыкально-творческие способности обучающихся, учит воспринимать музыку, вырабатывает исполнительские умения и навыки. Педагог учит ребят выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке, сопровождать на инструментах звучание произведения; «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыкального произведения. В программе выделяются такие виды учебной музыкальной деятельности, как слушание музыки, хоровое пение, движения под музыку, импровизация и игра на детских музыкальных инструментах.
Вид учебной музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах, осуществляется с помощью творческих игр «Палочки – звоночки», «Композиторы» и «Оркестр». В «Палочках – звоночках» дети аккомпанируют на детских музыкальных инструментах в заданном ритме палочками, звоночками, погремушками и с помощью других музыкальных инструментов. В творческой игре «Композиторы» – учатся сочинять музыку разного настроения на заданный текст по темам четвертей в течение года. В «Оркестре» -дети аккомпанируют произведению с помощью детских музыкальных инструментов.
Первый класс. Тема года – «Музыка рассказывает о жизни».
Первоклассникам присущи подвижность, потребность в переключении внимания, склонность к игре, перевоплощению. Поэтому построение урока должно включать разнообразие содержания, методов работы и видов учебной музыкальной деятельности.
Музыкальный репертуар для творческой игры «Палочки – звоночки» в первом классе меняется в зависимости от названия тем.
В темах «Школа», Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка» используются: Марш (из кинофильма «Веселые ребята»)
И. Дунаевского; песни «Вместе весело шагать» В. Шаинского; «Осень» Ц. Кюи; «Летний вальс» М. Красева.
В темах «Музыка о доме», «Музыкальные портреты», «Детские песни, танцы» используются: «Колыбельная» М. Блантера; «Пляска и плакса» Г. Уствольской; «Камаринская» П. Чайковского; «Мишка с куклой пляшут полечку» М. Качурбины.
В теме «Музыка о животных» используются «Скворушка прощается»
Т. Попатенко; «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского; «Жираф и оса»
Ю. Левитина.
В теме «Сказка в музыке» используются: «К нам гости пришли» А. Александрова; «Марш Черномора» М. Глинки; «Колдун» Г. Свиридова.
Примерные требования к уровню музыкального образования обучающихся первого класса: обучающиеся сумеют назвать знакомые детские музыкальные инструменты, узнавать их по виду и звучанию, понимать дирижерские жесты.
Второй класс. Тема года – «Выразительные возможности музыки».
По своим физиологическим особенностям обучающиеся второго класса мало отличаются от первоклассников: они не умеют долго сосредоточиваться на одном материале. Это побуждает учителя использовать в своей работе разнообразные методы, всемерно опираясь при этом на творческую активность самих детей. Для оживления урока рекомендуется включать в него элемент игры, занимательности. Значимым становится включение обучающихся в одну из позиций – «композитора», что в достаточной мере активизирует процесс формирования музыкальной культуры, делая его личностно-окрашенным и индивидуализированным. В пении и слушании песен и пьес включается ритмическое сопровождение. При этом дети побуждаются к самостоятельному выбору подходящих для этого ритмов.
Учитель включает в игру на музыкальных инструментах импровизацию. Это основано на сочинениях мелодий с учетом освоенных ступеней. Базой импровизации является умение оперировать интонациями, освоенными в других видах учебной музыкальной деятельности, прежде всего в пении. Пример таких импровизаций: на уроке второклассники импровизируют мелодии на заданных ступенях (I – V). Учитель задает ступени, например первую, третью, пятую; дает настройку; выписывает на доске ритмический рисунок попевки. Обучающиеся придумывают на заданный ритм и ступени различные мелодии. Иногда им предлагается сочинить текст к своей мелодии.
Второклассники знакомятся с новой творческой игрой – «Композиторы»:
учатся сочинять музыку разного настроения на заданный текст по темам четвертей в течение года.
Наряду с «Композиторами», ребята играют в уже знакомую творческую игру «Палочки – звоночки».
Музыкальный репертуар для творческой игры «Палочки – звоночки» во втором классе меняется в зависимости от названия тем.
В теме «Музыка изобразительная» используются: «Капельки» В. Павленко; «Упрямый братишка» Д. Кабалевского; «Кенгуру» К. Сен-Санса.
В теме «Музыка выразительная» используются: «Полька» И. Дунаевского; «Вальс» Ф. Шопена; «Необычайное происшествие» А. Гречанинова; «День победы» Д. Тухманова.
К концу второго года обучения желательно, чтобы обучащиеся узнавали по внешнему виду и звучанию новые для себя инструменты, в том числе детские.
Третий класс. Тема года – «Музыкальные формы и жанры».
В третьем классе закрепляются, углубляются и расширяются навыки, полученные в первых двух классах. Особое внимание на уроке уделяется развитию слуха, с которым связано решение таких новых задач, как воспитание умений различения ладов, восприятия и анализа произведений разного характера, но одного жанра. Учебная программа третьего класса тесно связана с программой предыдущего класса.
В игру на детских музыкальных инструментах включается творческая игра «Оркестр»: дети аккомпанируют произведению с помощью детских музыкальных инструментов.
Музыкальный репертуар для творческой игры «Оркестр» в третьем классе меняется в зависимости от названия тем.
В теме «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов» используются: «Камаринская» (вариации), «Неаполитанский танец» П. Чайковского; «Пляска и Плакса» Г. Уствольской; «Марш Пети» из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева; «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского.
В теме «Музыка в балете» используются «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского; «В пещере горного короля» Э. Грига.
Надо добиваться того, чтобы, закончив третий класс, дети: знали группы инструментов: струнные, деревянные и медные духовые, ударные; умели узнавать их по звучанию.
Четвертый класс. Темы года – «Русская народная музыка» и «Музыкальная жизнь России».
Для обучающихся четвертого класса характерно увеличение объема произвольного внимания, проявляющееся в способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании. Значительную роль при этом продолжает играть фактор эмоциональности, заинтересованности, увлеченности обучающихся.
Задача учителя в этом году – развернуть широкую и богатую панораму музыкальной жизни страны и проиллюстрировать это соответствующими примерами: музыка в концертных залах, музыкальные конкурсы, лучшие исполнители.
Ребята продолжают играть на детских музыкальных инструментах с помощью «Оркестра».
Музыкальный репертуар для творческой игры «Оркестр» в четвертом классе меняется в зависимости от названия тем.
В теме «Использование русской народной песни в творчестве композиторов» используется «Камаринская» М. Глинки.
В теме «Музыкальная жизнь России» используется повторение игр и упражнений, уже знакомых обучающимся.
Желательно, чтобы в результате обучения в четвертом классе у детей сложилось положительное отношение к русской народной музыке, чтобы они познакомились с русскими народными инструментами и узнавали их звучание.
В программе «Каждый ребенок – музыкант» Т. А. Рокитянской на уроках музыки дети имеют возможность упражняться на разных инструментах – ударных, струнных, духовых, постигая звучание данных инструментов, вслушиваясь в звуки, чувствуя их.
На уроках музыки в начальной школе звучит «живая» музыка (прослушивание записей предусмотрено только в старших классах): половина времени отводится на пение, половина – на игру в оркестре. В первом классе ставится задача развития эмоциональной сферы ребенка через вслушивание. Много внимания уделяется ритмическим упражнениям, в которых используется движение с шумовыми и ударными инструментами. Исполняются импровизации на металлофоне, ксилофоне, колокольчике, треугольнике, гуслях – вступления и заключения к песням, стихам, озвучивание сказок, настроений.
Используются упражнения на гуслях.
Во втором классе продолжается вслушивание в музыкальные звуки. Дети учатся делать точные движения при игре на металлофоне, ксилофоне, треугольнике, а также понимать дирижерские жесты. Помимо игры детских музыкальных инструментах вводятся упражнения на скрипках.
В третьем классе дети в составе оркестра исполняют несложные произведения. Помимо игры на детских музыкальных инструментах в составе оркестра вводится освоение обучающимися «настоящего» музыкального инструмента на музыкальных занятиях. В четвертом классе данная работа продолжается. Ведется активная работа по освоению игры в ансамбле и оркестре уже не на детских музыкальных инструментах, а на «настоящих» − флейте, скрипке, виолончели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий концерта Детской Филармонии "Невыдуманная история про музыкальные инструменты"
Сюжет заключается в том, что музыкальные инструменты спорят о том, кто из них главный. В процессе концерта дети знакомятся с особенностями некоторых музыкальных инструментов. Так же в сцен...
"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....
Музыкальный видео тест/демо "Музыкальные инструменты".
Дэмо/Видео тест "Музыкальные инструменты" предназначен для расширения знаний обучающихся о музыкальных инструментах, тренировки визуальной памяти и музыкального слуха. В видео сюжете пр...
Музыкальные картинки - Плакат "Первые музыкальные инструменты".
Плакат "Первые музыкальные инсрументы"....
"Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности"
Этот мастре-класс предназначен для учителей музыки и музыкальных руководителей в помощь в работе.Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использова...
Статья "Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки".
Игра на свирели как форма развития музыкальных способностей.Различные виды деятельности на уроке музыки в школе общего образования создают условия для многогранного развития школьников. Один из видов ...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...