Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности
статья по музыке на тему
Использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.В своей работе использую музыкально-пластические движения, упражнения для развития чувства ритма. Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.Изучив приемы и средства, применение системы методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках музыки, способствует не только освоению предметного материала, но и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности | 24.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках музыки
для активизации познавательной деятельности.
Подготовила учитель музыки 1категории Разумова Надежда Ильинична МБОУ «Килемарская СОШ«
На уроках музыки каждый педагог стремится во что бы то ни стало «достучаться» до детской души, заставить ребят задуматься о противоречиях жизни, заглянуть в себя.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, так как главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В соответствии с требованиями новых стандартов в программе заложены основные методические принципы:
- увлеченности;
- триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;
- тождества и контраста, сходства и различия;
- интонационности;
- диалога культур.
Использование методов художественной педагогики:
- художественное, нравственно-эстетическое познание музыки;
- интонационно-стилевое постижение музыки;
- эмоциональная драматургия;
- концентричность музыкального материала;
- забегание вперед и возвращение к пройденному;
- создание «композиций»;
- художественного контекста.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. В каждой школе есть компьютеры или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
И в своей работе я стараюсь ввести в изучение тем компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Использование компьютера возможно на любом уроке, и особенно на музыке. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. В своей работе я использую несколько программ для работы с музыкой на компьютере. Их можно разделить на следующие группы:
Музыкальные проигрыватели
Музыкальные энциклопедии.
Программы для пения караоке.
Видео-уроки.
Мультимедийные презентации.
Средства Интернет.
Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики, в том числе методику сравнения и анализа. Так в теме: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно» находим отличия и сходства музыкального прочтения стихотворения каждым из композиторов. Анализируем отличия романса от песни или сравниваем характер и настроение «Вальса снежных хлопьев» и «Вальса цветов» Что их роднит?
Чем они отличаются друг от друга?
Применяю также и метод проектов.
Проект (в переводе с латинского «брошенный вперед»)-это самостоятельная деятельность, в которой можно проявить свои интересы и склонности, найти увлекательные факты из жизни музыкальных произведений и их создателей.
Детям на уроках музыки предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке, применяют интегрированные знания, умения из творческих областей Часто дети готовят презентации о жизни и творчестве композиторов, о произведениях крупной формы: кантата, опера, балет и др.
Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, композиторах. Прослеживаем историю развития той или иной группы, узнаем о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушиваем запись или просматриваем видеоклип.
Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся приобретают опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Используем такие творческие задания, как подобрать отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке.
Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством.
Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока. Провожу
физкультминутку для глаз.: «Глазкам нужно отдохнуть.», «В зимнем лесу».
Физкультминутки помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, переключить внимание с тем, чтобы после способствовать лучшей концентрации на уроке. Очень важно обращать внимание ребят на настроение, с которым они выполняют упражнения физкультминутки. Радостное, приподнятое настроение освежает, дает заряд энергии.
Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения, упражнения для развития чувства ритма. Движение под музыку развивает творческую фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению.
Музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Выполняя движение под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и их отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
С помощью хлопков и притопов удобно передавать ритмический рисунок музыки. Убедимся в этом на примере движений под мелодию песни « Все захлопали в ладоши».
Или игра « Охотники и зайцы». Здесь каждая группа движется под свою музыку: первая – под музыку «охотников», которые идут в ритме маршевой музыки; вторая - под музыку «зайцев». Участие в таких играх способствует активизации ритмического чувства, умения вслушиваться в звучание музыки.
На уроках ребята много поют, играют в музыкальные игры, учатся их инсценировать. Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений не только развивают музыкально-слуховые представления, они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок используются песни, прoграммная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности.
Красота музыки и красота движений создают на уроке особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства.
Знакомлю ребят с развлекательной "легкой" музыкой в исполнении лучших музыкантов. На этих образцах формирую музыкальный вкус, воспитываю музыкальную культуру, которая поможет детям отличить хорошее от плохого как в "легкой", так и в "серьезной" музыке.
На уроках использую такие песенные музыкально-ритмические движения, как: «Солнышко лучистое»,"Три хлопка над головой", "Танцуйте, сидя", Б.Савельева, "Обезьянки", "Топнем ножкой" и другие.
Итак, применение данных технологии отличается высокой результативностью и способствует
- личностному развитию учащихся;
- повышению интереса школьников к учебным занятиям;
- росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
- изменению самооценки учащихся;
- воспитанию активности и самостоятельности;
- формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни; развитию музыкального восприятия;
- овладению интонационно-образным языком искусства на основе творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Применение и использование компьютера и информационно-коммуникационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием посещают уроки, повысилась результативность и, главное, есть интерес детей к нашим урокам.
Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начинать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.
При активизации познавательной деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками развития способностей.
Изучив приемы и средства, применение системы методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся на уроках музыки, способствует не только освоению предметного материала, но и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации в обучении.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность образования. Она способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов.
Список использованной литературы:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе// Вестник образования. - 2001. - № 5. – С.17-19
- Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока. – М., 1993
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд.центр «Академия», 200
- Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "«Использования средств массовой информации на уроках географии для активизации познавательной деятельности учащихся»
Хочу продемонстрировать систему методов, приемов использования СМИ на уроках с целью активизации познавательной деятельности учащихся. В современном мире роль средс...
Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"
Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"...
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"
Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"...
Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся.
Статья по итогам конференции...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
«Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся»
Об использовании ИКТ на уроках музыки...