мастер-класс "«Использования средств массовой информации на уроках географии для активизации познавательной деятельности учащихся»
методическая разработка по географии по теме

 Людмила Николаевна Гайдамакина.

 

Хочу продемонстрировать  систему методов, приемов использования СМИ на уроках с целью  активизации познавательной деятельности  учащихся.   В современном мире роль средств массовой информации невозможно переоценить. Существует утверждение, что они являются четвертой властью, но подчас их влияние на людей настолько огромно, что от занятой ими позиции часто зависит судьба всех других властей. При этом передаваемая информация почти всегда носит субъективный характер, а иногда представляет собой открытую ложь. Человечество нашло только один выход из этой ситуации – создание различных СМИ, конкурирующих между собой, выражающих разные мнения, а люди должны делать собственные выводы, сравнивая разные позиции. Очень важно, чтобы дети уже в школе могли приобрести некоторые навыки по анализу информации. Это можно сделать на уроках общественных дисциплин, но еще лучше, если учащиеся сами смогут получить опыт работы в СМИ или опыт взаимодействия со школьными средствами массовой информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_konkurs.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Использования средств массовой информации на уроках географии  для активизации познавательной деятельности  учащихся»

                                 План проведения мастер-класса:

1.Вступление

 2.Постановка целей и задач  

  3.Теоретическая часть  

 4.Практическая часть  

    6.Подведение итогов мастер-класса.

      1.Вступление   «Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». Это высказывание определяет мой творческий путь, как  учителя. Источники творчества  это  – общение с учащимися, собственный опыт,  опыт других учителей,  жизненная и профессиональная позиция,  интуиция, культура.

 От творчества учителя к творчеству ученика – таково моё профессиональное кредо. Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я стараюсь сделать актуальными в моей работе как учителя географии. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили

  2.Постановка целей и задач.      Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер-класс,  чтобы передать вам освоенные мною способы деятельности, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать следующие проблемы:

-как поддерживать высокую мотивацию учения и создавать для ученика ситуацию успеха и уверенности в себе;

-как научить учащихся способам самостоятельной и творческой деятельности;

-как закрепить знания, умения, полученные на уроках и научить применять их  в жизни;

-как развивать умение запоминать на уроке необходимый объем информации.

Цель: Продемонстрировать систему методов, приемов и форм использования СМИ на уроках для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования критического мышления.

Более подробно я бы  хотела сегодня остановиться на решении последней проблемы, которая отражена в тематике мастер-класса, и, которая, как я считаю, связана со всеми выше обозначенными проблемами, стоящими перед учителем.    

Предлагаю послушать притчу и определить ее смысл, в результате которого выяснить цели проведения занятий каждому для себя.

                         Притча

Жили в одном лесу Мумий-Троль  и гномики. Дружно жили, все вместе делали, проблемы сообща решали. В одно утро случилась у них беда: ушла вся вода из колодца. Устроили они совет, стали думать, как воду вернуть. Одни предлагали новый колодец копать, другие - новое место жительства искать. Спорили они, спорили и вдруг,  самый,   высокий Мумий-Тролль  как закричит: «Смотрите, смотрите! На том краю леса,  река течет. Давайте просеку к ней прорубим, и жить туда переедем!» Идея всем понравилась, стали выбирать, кто руководить будет, остановились на шустром, энергичном гномике. Неделю работали, другую. Работали днем и ночью, но река никак не показывалась. В чем же дело? Попросили тогда самого высокого Мумий-Тролля посмотреть: скоро ли река покажется? Что же он увидел?.. Оказывается, работа совсем в другом направлении движется.

                 В чем смысл притчи?

1. На фоне единого информационного пространства меняются взаимоотношения учителя и ученика. Теперь преподаватели и дети вместе ищут информацию, анализируют её и создают уроки. Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора.

Каждый раз, когда планирую  очередной  урок,  задаю себе одни  и тоже  вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

Работа над этой проблемой побудила  меня к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Но прежде, чем мы перейдем к теоретической части, я  предлагаю вам объединиться за круглым столом в единую группу.

Волшебный дар цветов и их красота творят чудеса. Общаясь с этими прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Цветы лучшие посредники в общении между людьми. Цветы сопутствуют нам постоянно в течение жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. Я  предлагаю выбрать тот цветок, который Вам милее,  который ассоциируется с  вашим образом, и  идеей и приклеить его на стебелек.

Посмотрите,  какой необыкновенный получился у нас букет!

Все мы с вами разные, как эти цветы в букете, у каждого из нас накоплен определенный опыт работы, кто-то лучше владеет и знает  интересные методические приемы, другие профессионально применяют на практике современные технологии, кто-то желает узнать новое. И каждый из нас уникален и не повторим!

 Я предлагаю Вам  сегодня приятно  и активно провести время, пообщаться друг с другом, смело высказывать свои мысли,  обменяться опытом работы, приобрести методические разработки.

                                   3.Теоретическая часть

Итак, я хочу продемонстрировать  систему методов, приемов использования СМИ на уроках с целью  активизации познавательной деятельности  учащихся.   В современном мире роль средств массовой информации невозможно переоценить. Существует утверждение, что они являются четвертой властью, но подчас их влияние на людей настолько огромно, что от занятой ими позиции часто зависит судьба всех других властей. При этом передаваемая информация почти всегда носит субъективный характер, а иногда представляет собой открытую ложь. Человечество нашло только один выход из этой ситуации – создание различных СМИ, конкурирующих между собой, выражающих разные мнения, а люди должны делать собственные выводы, сравнивая разные позиции. Очень важно, чтобы дети уже в школе могли приобрести некоторые навыки по анализу информации. Это можно сделать на уроках общественных дисциплин, но еще лучше, если учащиеся сами смогут получить опыт работы в СМИ или опыт взаимодействия со школьными средствами массовой информации.

СМИ часто называют средствами массового обмана. Мы должны подвести детей к другому восприятию этого весьма полезного ресурса.

 Что такое СМИ для обывателя - средства массовой информации, а для нас:   Смотри. Мысли. Исследуй.

Но прежде определимся, какие источники информации мы можем использовать на уроке?

                  СМИ – это - пресса - телевидение - Интернет.

                                                   А) ПРЕССА

«Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе»
                                                                                                 (
С. Батлер.)

   - Какая тема сейчас самая актуальная в СМИ

1.Метеорит, который упал в Челябинске ( можно найти эти места на карте, обсудить  проблему  падения метеоритов…)

2.Частые землетрясения в Японии…

3.Циклон на Камчатке…

4.Извержение вулкана Этна…

5.Критическая экологическая обстановка на оз.Байкал…

( Предлагаю участникам мастер- класса информацию из периодической печати).

-При изучении какой географической темы можно использовать этот материал?

           -В какой форме можно представить материал?

-комментированное чтение;

-дискуссия;

-практическая работа (отметить на контурной карте страны).

-Объяснить и указать причины.

Но, согласитесь, одна статья не содержит всю информацию. Для того чтобы у учеников сложилась объективное представление, необходимо собрать как можно больше информации: статьи из разных газет, телевизионные новости,  передачи, интернет-информация.

Мои ученики собирают и классифицируют информацию по интересующей проблеме. На уроках эта информация обсуждается.

( ребятам нравится  писать новости на листочках и крепить на плакат «Что случилось на Планете,  всем я в школе расскажу»)

Далее  эту информацию  необходимо проанализировать и представить в форме учебного материала: задач, графиков, диаграмм.

 Мы часто сталкиваемся с работой со статистическим материалом, трудность работы с ним заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. При этом, используя данные СМИ,  мы можем  самостоятельного внести обновления.

 Для решения этой проблемы удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме “ Страны-малютки” проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали статистический материал в Интернете и ежедневной прессе. Продуктом этих  проектов становятся  презентации  (11 класс).

Еще один из интересных и важных вопросов, который составляет проблему при изучении темы в 8 классе «Население России» Информация устаревшая, данные за 2010 год, необходимо искать что-то более актуальное и точное.

На данном примере хорошо прослеживаются межпредметные связи. Ученикам всегда кажется, что география не имеет связи с математикой, но это не так (считаем плотность населения, естественный прирост, сальдо миграции и т.д.). Решая такие задачи, мои ученики удивленно восклицают: “Ведь это сплошная математика”. Мы, собственно, и добиваемся, чтобы они поняли: “Всё в школе и жизни взаимосвязано”.

                                       Б) ТЕЛЕВИДЕНИЕ

«Телевидение служит доказательством того, что люди готовы смотреть все что угодно, лишь бы не смотреть друг на друга»     (Э. Ландерс.)      Традиционно на уроках географии используются видеоматериалы образовательных каналов

  1. «Непутевые заметки с Д .Крыловым» канал «Россия»
  2. «Хочу знать» канал «Россия»
  3. «Галилео»  на канале « Карусель»
  4.  «Планета животных» канал Россия
  5. «Их нравы» на 1канале
  6. «Маленькие питомцы» на канале  ТВЦ
  7. «В мире дикой природы» на канале «Карусель»
  8. «О Животных» на канале  «ЗОО ТВ»
  9. «Путешествие по странам и континентам» на канале СТС

Расписание телепередач можно найти в газете «Телесемь»

 Они помогают наглядно представить то, о чем говорится на уроке. В самом деле, “Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

               Как же правильно работать с такой информацией?:

-написать на доске задания по содержанию фильма;

-можно попросить составить план после просмотра фильма;

-еще ваши ученики могут составить конспект или выполнить зарисовки.

 Но помните, что эти задания нужно выполнять после просмотра или во время специальных пауз, иначе само задание теряет смысл.

Работа с названными каналами должна быть систематической. Детям необходимо знать про них, смотреть полезные фильмы и передачи.

 Вначале,  проводником становится учитель:

-изучает программу телепередач,

- выделяет необходимые учащимся фильмы и передачи,

-записывает время их показа на доске,

- затем во время уроков обсуждает просмотренные передачи, чтобы приучить ребят получать информацию из образовательных, а не развлекательных каналов. Вдохновившись интересными фильмами профессионалов, дети сами начинают выступать в роли операторов и режиссеров.

                              В) СЕТЬ ИНТЕРНЕТА

 Всё больше информационных технологий находит своё применение в учебно-воспитательном процессе. Одной из таких технологий являются географические информационные системы.

Использование  их  значительно повышает мотивацию обучения, способствует саморазвитию и  активному внедрению современных педагогических технологий,      Современные дети больше увлечены не телевизором, а компьютером.

- Как связана наша тема с компьютером?

       Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землёй. Он позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то с использованием  интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран мира меняются постоянно. Каждый год происходят изменения, а данные о них появляются в печатных изданиях с опозданием, поэтому приходится обращаться к более мобильным источникам, в том числе к Интернету.  Много информации мы получаем из всемирной паутины-Интернета.

- Как использовать его средства во благо образования?

- Во-первых, использовать образовательные сайты. Учитель готовит каверзные задания, ответы на которые не найдешь в учебнике, в справочной литературе и в школьной библиотеке.

-Интернет помогает в ситуации, когда необходима новая информация, отсутствующая в учебнике. Ведь многие данные изменяются ежедневно, а учебники издаются раз в несколько лет.

( Например, из Интернета можно узнать количество субъектов РФ, часовые пояса России,  демографическую ситуацию в стране, погоду…)

 Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам и по классам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария уроков в 6-11классах с использованием программы презентации Power Point.
Использование компьютера на уроке помогает мне решать следующие проблемы: формировать мотивацию к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке, обеспечение социализации личности учащегося через освоение информационных технологий.

(  предлагаю сайты сети Интернета, рассказываю о методических наработках)

Возможности электронного учебника позволяют наглядно показать причинно- следственные связи, сложные для понимания, а также позволяет решить вопрос отсутствия наглядности. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.    У всемирной паутины много положительных моментов, но есть у нее и свои минусы.                Что можно отнести к минусам?

-сопутствующую информацию;

-недостоверную информацию.

     На уроках нужно обговорить обе ситуации и привести детей к выводу критически оценивать любую из них.

Второй названный недостаток, недостоверность информации, можно использовать как рабочий материал. Предоставляем ученикам на уроке тексты с ошибочной информацией и просим исправить ошибки.

Работа со СМИ, как правило, вызывает интерес у всех учеников класса, но некоторые увлекаются особенно. Их в этом нужно поддерживать. Я, например, нашла выход в создании исследовательских работ.

Интернет-издания обновляются по мере появления нового материала. Также

существует интернет – радио и интернет-телевидение.

Благодаря развитию интернет- СМИ, количество людей, предпочитающих читать бумажную прессу, с каждым годом сокращается. Так, опросы общественного мнения в 2010 г. показывали, что только 19 % жителей России  в возрасте от 18 до 35 лет просматривают бумажную прессу. Средний возраст читателей бумажных газет  равен 55 годам. Общий тираж выпускаемых  газет с 1989 по 2010 годы сократился с 62 млн. до 49 млн. экземпляров в день.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.
Хотелось бы иметь возможность проводить уроки с использованием Интернета, давать возможность ученикам выходить непосредственно в сеть. С применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, т.к. ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Сделать это, не имея доступа в Интернет в классе, достаточно сложно.

                                                 4.Практическая часть.

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие факторы размещения производства вы бы использовали при строительстве  алюминиевого завода в г. Волгограде? Покажите схематически.

( привожу пример статьи из прессы)

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем  позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Климатические ресурсы” в 8-м классе использую метео-  информацию телевизионных новостей, с помощью которой  учащиеся объясняют, какие климатообразующие факторы характерны для данной местности.

3. Дидактические игры: «Справочное бюро»,  «Заочное путешествие» «Туристическое агентство», «По странам и континентам»  и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, , сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом вариантах, старших классов – с использованием программы  Power Point.

Интересны презентации «Моя малая Родина»,  « Родина моя – Россия», «Здесь был я», «Народные промыслы» и т.д.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки,  но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

6. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии.

“На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры часто происходят землетрясения или вулканизм.

Задания, о которых я рассказала, выполняются учениками по желанию. Обычно их выполняет большинство ребят, ведь работы используются на уроках в качестве дополнительного материала.

Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других. А развить все эти качества поможет учитель географии

                                                   5.Заключение.

Вернемся к приемам использования СМИ на уроках географии:

-сбор информации и  комментирование;

-составление и решение задач;

-обработка статистических данных;

-создание видеопрезентаций;

-просмотр фильмов образовательных каналов;

-создание проблемных ситуаций;

-выполнение исследовательских работ.

Возьмем эти приемы не только мы, географы, но и другие предметники, ведь их можно использовать на любом уроке.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

Таким образом, очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Используя методики и технологии, которые я практикую в своей работе  и которые сегодня я  продемонстрировала, я добилась следующих результатов:

-возросла активность учащихся на моих уроках;

-«слабые» ученики стали чувствовать большую уверенность в своих силах и работать на равных с остальными;

- ученики стали самостоятельно и творчески решать проблемы, самостоятельно их исследовать, видеть связь учебного материала с жизнью;

- у учащихся появилось стремление аргументировать свои решения;

-развивается умение детей работать с разными источниками информации, интегрировать материал разных предметов.

Требования, предъявляемые к современному человеку,  имеют необходимое качество - высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией - это одни из основных характеристик человека, подготовленного к жизни в современном обществе. И школа, конечно же, не может остаться в стороне.

   6. Подведение итогов

Для подведения итогов мастер – класса я хочу продемонстрировать  технологию учебно-игровой деятельности, которая  даёт положительный результат при условии  активности учащихся и педагога, когда, спланированы способы оценки результатов.

 Эту игру я использую при изучении природных комплексов или природных зон, и хочу провести вместе с  вами.

Итак,  представьте, перед вами природный комплекс.

(показываю фрагмент природного комплекса)

  Какие компоненты природы образуют природные комплексы?

А теперь давайте мы выберем из участников мастер-класса тех, кто хочет быть компонентом природы. Выбираем «почву», «климат», «рельеф и горные породы», «воду», «растительный мир», «животный мир». Не забудем о влиянии солнечной энергии на все природные комплексы нашей планеты.

(участники мастер- класса выбирают таблички с названием природных компонентов)

Посмотрите, какой интересный ПК у нас представлен. Теперь  «компоненты» должны взяться за руки. Что это будет символизировать? Правильно! Что все компоненты природы в ПК взаимосвязаны, и изменение одного из них приведёт к изменению всех остальных компонентов. А теперь я предлагаю каждому «компоненту природы» рассказать о себе. Если у «компонента» не очень даётся характеристика, то тогда предлагаю участникам мастер-класса ему помочь.

                                              7.Составление синквейна

1.Объединение

2.Географическое, методическое.

3.Изучает, обобщает, исследует.

4Творческое сообщество учителей района.

5.Коллектив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование гимнастики с элементами степ- аэробики на уроках физической культуры».

Мастер- класс «Использование гимнастики с элементами степ- аэробики на уроках   физической культуры».Цель моего мастера-класса:   Распространение педагогического  опыта работы школ...

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...

Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"

Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе...

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  ...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...

Мастер - класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы"

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы...