Методическая разработка: "Задания по теории музыки для 6 и 7 классов общеобразовательной школы. Олимпиада по музыке 2016"
методическая разработка по музыке (6, 7 класс) на тему

Марина Сергеевна Минякова

Олимпиада по теории музыки 2015-2016 учебного года была направлена на углубленное изучение жизни и творчества трёх композиторов-юбиляров.

Учащимся были предложены задания , связанные с музыкой В.А.Моцарта, Г.В.Свиридова, С.С Прокофьева.

В методической разработке представлена примерная музыкальная викторина для подготовки учащихся и непосредственно задания.

Размещены бланки заданий для учащихся 6 и 7 классов и проверочный образец для жюри.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Олимпиада по музыке

Викторина (примерный рекомендованный список произведений к прослушиванию)

Вольфганг Амадей Моцарт

7 класс

1.Симфония №40 1 часть                                    

2.Маленькая ночная серенада

3.Фантазия ре-минор

4.опера «Волшебная флейта»

5.Реквием

6.Увертюры к операм

7.Концерты для инструм. с орк (по выбору)

8. Сонаты (по выбору)

9.Танцы : бурре, менуэт

Сергей Сергеевич Прокофьев

1.Цикл «Мимолётности»

2.Концерт для фортепиано с оркестром №1

3. Кантата «Александр Невский» : хор «Вставайте люди русские», «Мертвое поле»

4.Балет «Золушка» : вальс-кода

5. Балет «Ромео и Джульетта» : тема Джульетты-девочки, танец Рыцарей

6.Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Георгий Васильевич Свиридов

1.Сюита «Время! Вперед!»

2.Музыкальные иллюстрации «Метель»

3.Цикл «Пушкинский венок»

4.Народные песни (по выбору)

5.Оратории «Поэма памяти Сергея Есенина»

Олимпиада по музыке

Викторина (примерный рекомендованный список произведений к прослушиванию)

Вольфганг Амадей Моцарт

6 класс

1.Симфония №40 1 часть                                    

2.Маленькая ночная серенада

3.Фантазия ре-минор

4.опера «Волшебная флейта»: Ария «Царицы Ночи», дуэт Папагено и Папагено

5.Реквием: Lacrimosa  ,Dies irae,

6.Увертюры к операм: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»

7.Концерты:  для инструмента (фортепиано или скрипки) с оркестром (по выбору)

8. Сонаты (для разных инструментов, по выбору)

9.Танцы : бурре, менуэт

Сергей Сергеевич Прокофьев

1.Цикл «Мимолётности»

2.Концерт для фортепиано с оркестром №1 (1 часть)

3. Кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте люди русские», «Мертвое поле»

4.Балет «Золушка» : вальс-кода

5. Балет «Ромео и Джульетта»: тема Джульетты-девочки, танец Рыцарей

6.Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Георгий Васильевич Свиридов

1.Сюита «Время! Вперед!»

2.Музыкальные иллюстрации «Метель»

3.Цикл «Пушкинский венок»

4.Народные песни (по выбору)

5.Оратория «Поэма памяти Сергея Есенина»



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ
УЧ – СЯ 6 КЛАССА

№ участника. _______

1

Определить жанр  музыкального произведения

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1.__ПЬЕСА (инструментальная)___Прокофьев  «Мимолетность» сонет № 10____

2.__ТАНЕЦ  __Моцарт «Немецкий танец»__

3.__ПЕСНЯ__Кантата "Курские песни" №2 "Ты воспой жавороночек __

2

Определить  голоса по тембру исполнителя

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1.__Сопрано _Моцарт опера «Волшебная флейта» ария Царицы Ночи_Исп. Анна Нетребко_

___________________________________________________________________
2.__Баритон _Свиридов_
 Петербургская песенка (А. Блок) Исп. Дмитрий Хворостовский

_________________________________________________________________

3

Определить форму музыкального произведения.

/Укажите жанр и название произведения, если знаете./

1.___ФУГА____Моцарт__Фуга для 2  фортепиано ___ до минор ________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4

Определить склад/ фактуру фрагментов звучащих музыкальных произведений по нотным примерам

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1.____Гомофонно-гармонический_Моцарт__ «Маленькая ночная серенада»__

_________финал_________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.___Аккордовая __Свиридов_сюита «Время вперед»_1 часть_

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5

Найди и исправь ошибки в биографии композитора.

Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Вена в семье музыкантов.   В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве.  В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из  Сераля» пропитана романтикой тех времен.
Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие  оперы  «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах. В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток. Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Последнее произведение Моцарта: «Реквием»,  так и не была закончена. Произведение закончил ученик композитора — Зюсмайер.С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ
УЧ – СЯ 6 КЛАССА

№ участника. _______

1

Определите жанр  музыкального произведения

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

2

Определите  голоса по тембру  исполнителя

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1._________________________________________________________________

___________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3

Определите форму музыкального произведения.

/Укажите жанр и название произведения, если знаете./

1._________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4

Определите  склад (фактуру) фрагментов звучащих музыкальных произведений по нотным примерам

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1._______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5

Найди и исправь ошибки в биографии композитора.

Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Вена в семье художников.     В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве.  В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Восхищение в  Серале» пропитана романтикой тех времен.
Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие балеты «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах. В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток. Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Фантастический гобой», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Последнее произведение Моцарта: «Высокая месса»,  так и не была закончена. Произведение закончил ученик композитора — Зюсмайер.С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.



Предварительный просмотр:

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО МУЗЫКЕ

УЧ – СЯ 7 КЛАССА

№ участника. _______

1

Определите жанр  музыкального произведения

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1._________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2

Определить тембры инструментов в порядке их вступления

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

1._________________________________________________________________

___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

3

Дать характеристику музыкальному образу

/Укажите автора и название произведения, если знаете./

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4

Какой  из 3-х музыкальных фрагментов является лишним? Почему?

1.____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2.____________________________________________________________

______________________________________________________________

 3.___________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5

Выбери из предложенных музыкальных фрагментов 1 (один), соответствующий композиторскому стилю С.Прокофьева.

Обоснуй свой ответ

/Укажите автора и название всех звучавших произведений, если знаете./

1.__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7

Найди и исправь  ошибки в биографии композитора:

Петра Ильича

 Прокофьева.

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Второй квинтет, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения — оперы «Любовь к четырем ананасам» (1919), «Огненный ангел» (1927); балеты «Стальной скок» (1925, навеян революционными событиями в России), «Блудная дочь», (1928), «На Днепре» (1930); инструментальную музыку. С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров — оперу «Ромео и Джульетта» по В. Шекспиру (1936); ораторию «Александр Ладожский» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Вася и лиса» с инструментами-персонажами(1936)

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений. 

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века.   Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил. Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра.  Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности — он застенчив, нежен, деликатен («Стремительности», «Сказки старого дедушки» для фортепиано).

 Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Творчество Свиридова получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов общеобразовательных школ по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э Кашековой...

Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

методическая разработка "Формирование УУД на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы"

методическая разработка рассматривает возможности формирования УУД с использованием дополнительного учебного материала. Основной метод работы на уроках - проблемно-поисковый в опоре на межпредметные с...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по музыке 6 класс на основе авторской программы «Музыка» 5-7 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...