методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Пашкова Мария Федосовна

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.

На уроке английского языка формирование функциональной грамотности является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только на уроке, а и за пределами школы. Учитель реализовывает свой творческий потенциал, разрабатывая нестандартные занятия, внедряя новые методы, развивая творческое мышление учащихся на основе НФТМ-ТРИЗ.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka-pashkova_m.f.docx860.36 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию  функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций

«Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности

с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности

Класс - 4

                                           Автор:

                                                                             Пашкова Мария Федосеевна,

                                                                            учитель английского языка,

                                                            МАОУ СОШ №48

г. Улан-Удэ,

2023г

Методическая разработка по формированию функциональной грамотности

 с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности

Пояснительная записка.

   Актуальность. Внедрение и использование современных образовательных технологий в начальной и средней школе становится неотъемлемой частью системы образования, поскольку позволяет не только изменить методику освоения все возрастающего объема информации, но и ввести детальную оценку и самооценку процесса обучения, повысить самообразовательную активность обучающегося.

На уроке английского языка формирование функциональной грамотности является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только на уроке, а и за пределами школы. Учитель реализовывает свой творческий потенциал, разрабатывая нестандартные занятия, внедряя новые методы, развивая творческое мышление учащихся на основе НФТМ-ТРИЗ.

Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ – формирование творческой личности учащихся, обладающей системным мышлением, способной решать творческие задачи любого уровня сложности.

Элементы ТРИЗ можно применять на любом этапе урока. Данные технологии подойдут для изучения, отработки и закрепления материала при  чтении текстов, формировании ключевых компетенций на уроках английского языка.

Для активизации поиска новых, оригинальных, творческих решений каких-либо задач и ситуаций учащимися, креативной педагогической системой НФТМ-ТРИЗ разработаны следующие методы, являющиеся средствами развития творческого воображения:

1. Метод фразеологизмов.

2. Метод фокальных объектов.

3. Метод морфологического анализа.

4. Метод мозгового штурма.

5. Метод аналогий.

6. Шкала «Фантазия»

7. Метод эмпатии.

Приведем примеры приемов использования элементов ТРИЗ на уроках английского языка в 4 классе

Тема: «Мой дом.».

Цели урока:

обучающие:

-во всех видах речевой деятельности повторить ранее изученные и освоить новые лексические единицы по теме «Мой дом.»;

-освоить в связной речи грамматические структуры there is/are в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах;

развивающие:

развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;

-развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: прогнозирование содержания по заголовку и иллюстрациям, использование ассоциативного ряда как приема запоминания новых слов;

воспитательные:

-воспитывать уважение к своему дому.

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь употреблять лексические единицы по теме в заданной ситуации;

=уметь выделять запрашиваемую информацию из текста

-уметь строить краткие высказывания, пользуясь иллюстрацией.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные: развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией.

Личностные: осознавать культуру своего народа с помощью изучения культуры англоязычных стран.

Тип занятия: урок комплексного применения знаний.

Оборудование: ПК учителя, наглядные пособия, мультимедийная презентация.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Блок 1. Мотивация

Цель: стимулировать учащихся на получение знаний через удивление, которое будет способствовать любознательности, а, следовательно, развитию творческого потенциала. Это позволяет пробудить первоначальный интерес к уроку за счет определенной необычности его начала. 

 Найди отгадку

Прием «Найди отгадку» очень эффективен на начальном этапе урока, когда обучающимся предлагается самостоятельно определить тему урока. Он позволяет активизировать в памяти изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.

Good afternoon, boys and girls! Nice to see you!

Look at the pictures of the most unusual houses in the world and try to guess the theme and the goal of the lesson. Добрый день, ребята! Приятно вас видеть! Посмотрите на картинки с изображением очень необычных домов всего мира. Как вы думаете, какова же тема нашего занятия? Какие цели мы преследуем изучая данную тему?

https://www.topdom.info/img/beautiful-houses/60-b.jpg         Горы, Озеро, Дом, Дом У Озера, Альпы

                                                                         

        
Кабина Журнала, Коттедж, Дом, Финляндия     C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\курсы Творческое мышление\71747961.jpg

60 картинок с домиками    https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/05/image004-7.jpg

                                             Fabulous houses

Student’s answers: - Houses; Unusual houses; Fabulous house ; …

Teacher: Great! What do you think we’ll do during the lesson? What will we read, listen and talk   about? What will we make?

tudent’s answers: We’ll read, listen and talk about unusual houses all around the world. We’ll talk about the furniture in these houses. Maybe, we’ll make a model of our dream house or an unusual house. Мы будем читать, слушать и говорить о необычных домах, мебели, находящейся в них. Может быть, мы сделаем макет или нарисуем свой необычный дом или дом нашей мечты.

Teacher: Yes, you’re right. Let’s go!

Блок 2. Содержательная часть

Цель - развитие творческого воображения и фантазии учащихся, посредством актуализации лексических навыков по теме.

Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми. Содержательная часть включает в себя изучение определённой темы и должна обеспечить формирование системы технологических знаний.

Упражнения на усвоение понятия «система»:

A teacher shows the figure of the furniture ( the table) and asks: What’s this?

Учитель показывает часть мебели  и спрашивает, что это.

Students: It’ a table. Это стол.

A teacher: Right! And where is the table? Верно, а где может находиться стол?

Students: In the kitchen/living room/dining room. На кухне, в гостиной, в столовой.

A teacher: Right! And where is the kitchen/living room/dining room? Верно, а где находится кухня, …

Students: In the flat. В квартире.

A teacher: Right! And where is the flat? Верно, а частью чего является квартира?

Students: In the house. Дома.

A teacher: Right! And where is the house? Верно, а частью чего является дом?

Students: In the town/city. Города.

A teacher: Right! Now look at the blackboard and put these words in a chain from the most general word to the specific one: neighbourhood, table, room, country, flat, house, world, town, the leg of the table. Верно. Теперь посмотрите на слова на доске и постройте цепочку слов от общего к частному.

Students: world – country - town – neighbourhood – house – flat – room – table - the leg of the table.

A teacher:Great! Now continue the chain of the sentences:

-The leg is a part of the table.

-The table is a part of the …

Отлично, теперь постройте цепочку предложений.

-Ножка – часть стола.

-Стол – часть ...

Учащиеся выполняют задание, делают логическое умозаключение от общего к частному, и наоборот.

Блок 3. Психологическая разгрузка

Во время занятия необходимо уделять время психологической разгрузке, что, по мнению физиологов, психологов, будет способствовать не только снятию эмоционального, умственного, но и мускульного напряжения.

Teacher: Children, close your eyes and imagine that you are at the seaside. The sun is shining. It is warm and nice. You can feel fresh breeze and hear sounds of the waves. There is a seaside bungalow in front of you. It is your own bungalow. What colour is it? Is it big? What is there inside?

Open your eyes, children! Answer the questions, please!

Students: It’s not big but cosy. It’s light blue. There is some furniture inside. There are my friends inside. …

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы прогуливаетесь по морскому побережью. Светит солнце. Тепло и приятно. Вы чувствуете прикосновение свежего ветра, слышите плеск волн. О, перед вами домик на самом берегу моря! Это ваш дом. Какой он? Какого он цвета? А что там внутри?

Блок 4. Головоломки

Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счете, развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказываясь от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.

Teacher: Children, look at the pictures and guess the words. Посмотрите на ребусы и отгадайте слова, (позже предоставлены картинки с изображением угаданных видов построек) а теперь соотнесите их с картинками на доске.

http://festival.1september.ru/articles/613913/img2.gif+ http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2010/10/dom_000-300x260.jpg

1. Рис.1

’ ‘‘

http://makusha.ru/20121225/00165/00165_Kak-risovat-znamenitogo-serditogo-kota--grumpy-cat-09.pnghttp://www.compuart.ru/Archive/CA/2012/3/7/Nestle.jpg

  1.  

https://c1.klipartz.com/pngpicture/60/659/sticker-png-house-logo-cartoon-comics-hut-arch-architecture-doghouse-cottage.png

3.  

Students: 1. A tree house (домик на дереве) 2. A castle (замок) 3. A hut (хижина)

Teacher: Perfect! Now match the pictures to the words.

  1.  2. 3.

http://dom-na-dereve.at.ua/37.pnghttp://www.images.lesyadraw.ru/2014/07/kak_narisovat_zamok_rebenku.jpghttp://www.prehistoryforkids.archeologia.ru/53/90.gif

Рис. 1.                              Рис. 2.                                              Рис. 3.

  • Students: 1. A tree house (домик на дереве) 2. A castle (замок) 3. A hut (хижина)
  • Teacher: Perfect! Now match the pictures to the words.

Good job!

Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР). Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.

Teacher: Find the odd word in each line and give arguments. Найдите лишнее слово и аргументируйте свой выбор.

  1. Bedroom, dining room, bookcase, hall.
  2. Hut, igloo, bungalow, villa.
  3. Sink, cooker, window, fridge.
  4. Wash, cook, clean, sleep.
  5. He, she, it, our.

Блок 6.  Читательская грамотность.

         

This is my house.

1.Read the text and do exercises to it.

Hello! My name is Peter and this is my house.

My house is quite big. It has got two floors - a ground floor and a first floor. It has also got an attic and a basement.

On the ground floor there is the hall, the kitchen, a pantry, the living room, a big dining room and a toilet.

On the first floor there are three bedrooms, one bathroom and a big corridor. My bedroom is between my parents’ bedroom and the bathroom. My sister’s bedroom is in front of mine.

I love my bedroom, but I also like the attic. In the attic I keep some of my books and my old toys. I like to spend my time there because it is very spacious and there is a big sofa there where I sometimes take a nap.

In the basement is where we keep the washing machine, the drying machine and old stuff.

At the back of the house there is also the garage, where my parents park the family car, and a lovely garden, with many green spaces, flowers, two swings and a small swimming-pool.

I love my house! It’s very comfortable and cozy.

2.Answer the questions about the text.

1. Is Peter’s house big or small?

---------------------------------------------------

2. How many floors are there?

---------------------------------------------------

3. Has his house got an attic?

---------------------------------------------------

4. Where is the living room?

---------------------------------------------------

5. Where is his bedroom?

---------------------------------------------------

6. Why does he like to be in the attic?

---------------------------------------------------

7. Where are the washing and drying machines?

---------------------------------------------------

8. Has Peter’s house got a garage?

---------------------------------------------------

9. What can you find in the garden?

-------------------------------------------------

10. How many bedrooms are there in his house?

---------------------------------------------------

11. Does Peter like his house?

--------------------------------------------------

3.Fill in the table about Peter’s house

Peter”s  house

Number of floors

Rooms on the ground floor.

Rooms on the first floor

4.Match the antonyms.

big

new

love

crampy

old

hate

spacious

unpleasant

back

small

comfortable

front

cozy

uncomfortable

Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка

Teacher: You learnt a lot of words – types of houses, parts of the house and furniture. That’s why you’ll do the next task very easily. For this task, you’ll need the computer. So, drag the words to the pictures. Вы выучили новые слова – различные типы сооружений, части зданий и название мебели. Вот почему, следующее задание вы сделаете с легкостью. Перетащите слова к соответствующим картинкам. В конце задания нажмите кнопку «Check» для проверки. Неправильные подписи возвращаются на прежнее место. Перетащите их к соответствующим картинкам снова.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Скрин.jpg

Рис. 13

Блок 8. Рефлексия

Качественная и эмоциональная оценка урока, сообщение качественной оценки за работу каждого учащегося, обращение к теме и поставленным целям урока («Что нового узнали и чему научились? Что было интересным? Что запомнилось? Что понравилось? Где применимы полученные знания и навыки?»).

• сегодня я узнал… today I found out…

• было трудно…          it was hard...

• я понял, что…           I realized that…

• я научился…             I realized that…

• я смог…                     I was able to…

• мне захотелось…      I wanted to

Каждый участник выбирает по 1–2 предложения и заканчивает их.  

Home work

  1. Create or draw your dream house.
  2. Find as many idioms with the word house/home as you can. Найти и выписать как можно больше идиом со словом дом.

Вывод.

 Задания, направленные на формирование функциональной грамотности, способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности. Так как целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения, то можно отметить, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Список использованной литературы:

1 Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования..

2.Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. (Теория и практика) // Монография. – М.: МГИУ, 2007. – 306 с.

3.Гальскова Н.Д, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Изд.центр «Академия», 2004.

4. Панфилова Е.И  К вопросу  о развитии  функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка// Научно – методический электронный журнал «Концепт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...

Методическая разработка по оценке математической грамотности школьников.

В настоящее время уделяется много внимания формированию математической грамотности школьников на уроках математики. Предлагаю методическую разработку по оценке математической грамотности обучающихся 5...

Методическое обеспечение деятельности социального педагога общеобразовательной организации Московского района Санкт-Петербурга по профилактике правонарушений несовершеннолетних

В этом материале представлены формы планов, отчетов, писем и прочих документов, которые используют в своей работе социальные педагоги и заместители директора по воспитательной работе. В последнее врем...

Методические разработки заданий по функциональной грамотности

В данной методической разработке представлены задания по функциональной грамотности, которые могут быть использованы на уроках географии в 8 классе....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовател...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...