Рабочая программа по музыке для 5-7 классов общеобразовательных школ по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской
рабочая программа по музыке по теме

ИВАНОВА Наталья Степановна

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э Кашековой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_5-7_klassy.docx57.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УВР                                                                                                                                                           директор МБОУ

МБОУ «Юркинская СОШ»                                                                                                                                                   «Юркинская СОШ»

___________ В.Н. Солодилина                                                                                                                                             _________ Т.Г. Немцева

«__»____________ 2012 г.                                                                                                                                                     «__»____________2012 г.

Рабочая программа

по МУЗЫКЕ

для учащихся 5-7 классов

составитель программы:

Иванова Наталья Степановна,

учитель  музыки, ИЗО, МХК

второй квалификационной категории

МБОУ «Юркинская СОШ»

П. Юркино,

2012 г.

5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Пояснительная записка

     Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базовым планом. Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой. Е.Д. Критской, рекомендованной Минобразнауки РФ (М.: Просвещение, 2011).

     Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом,  включающим: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

     Рабочая программа – нормативно-управленческий документ,  характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

     Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

     При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

     В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы,  разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

     Место предмета в базисном учебном плане.

     Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 5 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений  Российской федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе два обобщающих урока.

     Рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительно искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

     Изучение музыки как вида искусства в 5 классе направлено на достижение следующей цели: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармонического развития личности.

     Структура программы.

     Рабочая программа по музыке для 5 класса включает:

     1. Титульный лист (название программы).

     2. Пояснительная записка.

     3. Учебно-тематический план.

     4. Список литературы.

     Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

     Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразнее явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.),  театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

     Тема первого полугодия «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие  музыки и литературы раскрывается  в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

     Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Усвоение темы направлено на формирование умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

      Содержание уроков в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, тем самым углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные  музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

     Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод перспективы и ретроспективы;
  7. метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное

общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.),  инсценирование  (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний,  личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений0. Самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

     Изучение музыки в 5 классе способствует решению следующих целей и задач:

  1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  2. воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических

чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям. Музыкальной культуре разных народов мира;

  1. освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  2. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения,

музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

     Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на марийской  земле, где живы традиции наших предков,  поэтому в содержание рабочей программы для 5 класса введен региональный (марийский) компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

     Формы организации учебного процесса:

     - групповые, коллективные, классные и внеклассные.

     Виды организации учебной деятельности:

     - экскурсия, путешествие, выставка.

     Виды контроля:

     - вводный, текущий, итоговый;

     - фронтальный, комбинированный, устный.

     Формы (приемы) контроля:

     - самостоятельная работа, работа по карточке,  тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,  уроки-концерты.

     Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

     Количество часов в год – 35.

     Количество часов в неделю – 1.

     Количество часов в I  полугодии – 17;

     Количество часов во II  полугодии – 18.

     Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

     Сергеева, Г.П. Музыка. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2011.

     Сергеева Г.П. Музыка. 5 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

     Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

     Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)

     Сергеева г.П. Уроки музыки. 5-6- классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, ЕН.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2010.

     В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса.

     Знать/понимать:

     - специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

     - взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

     - роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

     - стилистические особенности музыкального языка Н.А. Римского-Корсакова. П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева. Г.В. Свиридова. И.-С. Баха. В.А. Моцарта, Л. Ванн Бетховена, К. Дебюсси;

     уметь:

     - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

     - размышлять о знакомом произведении. Высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

     - различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
    - находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

     - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

     - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

     Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

     - развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

     - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

     - Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество часов

1

2

3

Тема I  полугодия: Музыка и литература

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2-4

 Вокальная м узыка

3

5-6

 Фольклор в музыке русских композиторов

2

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

1

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Перезвоны»

1

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «Скажи, откуда ты приходишь. красота?»

1

11-12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь».

2

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика.

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

15

Музыка в театре, кино. на телевидении.

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Мир композитора (обобщающий урок)

1

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство.

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

19

 «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь. любовь…»

1

20-21

Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»

2

22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

26

Волшебная палочка дирижера. «Дирижеры мира»

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыка на мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

«О доблести, о подвигах, о славе…»

1

33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

34-35

Мир композитора. С веком наравне (обобщающий урок)

2

Итого

35

Литература

      1. Методические пособи я для учителя.

     Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания/Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007.

     Музыка в 4-7 классах:  метод. Пособие/под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Просвещение. 1988

     Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе/Л.Г. Дмитриева. Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000.

     Теория и методика музыкального образования детей под ред. Л.В. Школяр. – М.: Флинта. Наука, 1998.

     Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях./ Л.А. Безбородова , Ю.Б. Алиев. – М.: Академия: 2002.

     

     2. Дополнительная литература для учителя

     Сборник нормативных документов. Искусство. – М.: Дрофа. 2005.

     Музыкальное образование в школе/ под ред. Л.В. школяр. – М.: Академия, 2001.

     Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю.Б. Алиев. – М.: Владос. 2002.

     Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям  о музыке/ Д.Б. Кабалевский. – м.: Просвещение. 1989.

     Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца./ Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1989

     

     3. Дополнительная литература для учащихся.

     Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.

     Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

     1. Печатные пособия.

  1. Комплект портретов композиторов.
  2. Демонстрационный материал. «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы».

     2. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Антология русской симфонической музыки
  2. Большая энциклопедия Кирилл  и Мефодия
  3. Большая энциклопедия России: Искусство России.
  4.  Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».

     3. Интернет-ресурсы.

     Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki

     Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru

     Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа:  http://www.music-dic.ru

     Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music

     4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

     5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Пояснительная записка

     Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базовым планом. Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой. Е.Д. Критской, рекомендованной Минобразнауки РФ (М.: Просвещение, 2011).

    При работе по  данной программе предполагается использование  учебно-методического комплекта,  включающего: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

     Рабочая программа – нормативно-управленческий документ,  характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

     Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

     При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

     В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы,  разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший и объединяющий момент, который связан с введением темы года.

     Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

  

  Место предмета в базисном учебном плане.

     Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 6 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений  Российской федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе два обобщающих урока.

     Рабочая программа по музыке для 6 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительно искусство», «Литература», «Мировая художественная культура»

     Структура программы.

     Рабочая программа по музыке для 6 класса включает:

     1. Титульный лист (название программы).

     2. Пояснительная записка.

     3. Учебно-тематический план.

     4. Список литературы.

     Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

     Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов. Предложенных авторами программы:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания мира;
  2. метод эмоциональной драматургии урока;
  3. метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей);
  4. метод концентричности организации музыкальных материалов;
  5. метод игры;
  6. метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

     Целью уроков музыки в 6 классе является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

     Задачи уроков музыки в 6 классе:

  1. развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений;
  2. понимание учащимися содержания как простых (песня, танец, марш), так и сложных (концерт, симфония, опера)

музыкальных жанров через его интонационно-образный смысл.

  1. развитие первоначальных представлений учащихся об интонационной природе музыки, приемах ее развития и

формах;

  1. совершенствование умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, пение а capella,  пение хором,  в

ансамбле);

  1. расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения;
  2. накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и

исполнительских коллективах.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются

хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация (ритмическая, вокальная, пластическая) и музыкально-драматическая театрализация (обыгрывание сюжетов песен, музыкальных пьес и фольклорных образов программного характера). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (личностная оценка музыкальных произведений, оригинальность высказываний), в художественных импровизациях (сочинение текстов, стихов, рисунки на темы музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

     Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.

     Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на марийской земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержании рабочей программы для 6 класса введен региональный (марийских) компонент в следующих темах: «Удивительный мир музыкальных образов»; «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»; «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной культуры». При этом учтено, что этот учебный  материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

     Формы организации учебного процесса:

     - групповые, коллективные, классные и внеклассные.

     Виды организации учебной деятельности:

     - экскурсия, путешествие, выставка.

     Виды контроля:

     - вводный. текущий, итоговый;

     - фронтальный, комбинированный, устный.

     Формы (приемы) контроля:

     - самостоятельная работа, работа по карточке,  тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,  уроки-концерты.

     Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

     Количество часов в год – 35.

     Количество часов в неделю – 1.

     Количество часов в I  полугодии – 18;

     Количество часов во II  полугодии – 17.

     Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

     Сергеева, Г.П. Музыка. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2011.

     Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

     Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

     Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)

     Сергеева г.П. Уроки музыки. 5-6- классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, ЕН.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2010.

     В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

Требования к  уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса.

     Знать/понимать:

     - музыкальные жанры (песня, танец, мелодия, марш);

     - главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров – оперы и балета;

     - особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;

     уметь:

     - выявлять жанровое начало музыки;

     - оценивать эмоциональный характер музыки с учетом терминов и образных определений, определять  ее образное содержание;

     - определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и минорный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;

     - проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);

     - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах);

     - узнавать по изображениям на картине и в различении на слух тембром музыкальных инструментов, с которыми ознакомились ранее, а также органа и клавесина.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество часов

1

2

3

Тема I полугодия: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

1

3

Два музыкальных посвящения. Песня-романс

1

4

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

1

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф.Шаляпин

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

9

Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь»

1

10

Народное искусство Древней Руси. Образы русской  народной и духовной музыки

1

11

Русская духовная музыка. Духовный концерт

1

12

В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»

1

13

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва

1

14

«Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал

1

15

 Образы скорби и печали

1

16

 «Фортуна правит миром…» «Кармина Бурана»

1

17

 Авторская песня: прошлое и настоящее

1

18

Джаз – искусство ХХ века

1

Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки

19

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

1

20

Могучее царство Ф. Шопена

1

21

Ночной пейзаж

1

22

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт» И.С. Баха

1

23

Космический пейзаж

1

24-26

Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

3

27

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

28

 Программная увертюра Л. Ванн Бетховена «Эгмонт»

1

29

Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

1

30-32

Мир музыкального театра. Балет. Мюзикл. Рок-опера

3

33-34

 Образы киномузыки

2

35

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (обобщающий урок)

1

Итого

35

Литература

     1.Методические пособия для учителя.

     Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод. Пособие с электронным приложением/ Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008

     Замятина, Т.А. Современный урок музыки/ Т.А. Замятина. – М.: Глобус, 2008

     Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков/ Т.А. Курушина.- Волгоград, Учитель, 2009

     Музыка в 4-7 классах: пособие для учителей/ под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Просвещение. 1988

     Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2002.

     2. Дополнительная литература для учащихся.

     Владимирова, В.Н. Музыкальная литература/В.Н. Владимирова. А.И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984

     Куберский, И.Ю. Энциклопедия юных музыкантов/ И.Ю. Куберский, Е.В.Минина.- СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век». 1996

     Музыка: большой энциклопедический словарь/гл. ред. Г.В.Келдыш.-М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

     Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.

     Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

       

Средства обучения

   

     1. Печатные пособия.

  1. Комплект портретов композиторов.
  2. Демонстрационный материал. «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы».

     2. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Антология русской симфонической музыки
  2. Большая энциклопедия Кирилл  и Мефодия
  3. Большая энциклопедия России: Искусство России.
  4.  Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».

     3. Интернет-ресурсы.

     Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki

     Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru

     Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа:  http://www.music-dic.ru

     Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music

     4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

     5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

7 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Пояснительная записка

     Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базовым планом. Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой. Е.Д. Критской, рекомендованной Минобразнауки РФ (М.: Просвещение, 2011).

    При работе по  данной программе предполагается использование  учебно-методического комплекта,  включающего: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

     Рабочая программа – нормативно-управленческий документ,  характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

     Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

     При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

     Рабочая программа  показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

  Место предмета в базисном учебном плане.

     Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 6 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений  Российской федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе два обобщающих урока.

     Рабочая программа по музыке для 6 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительно искусство», «Литература», «Мировая художественная культура»

     Структура программы.

     Рабочая программа по музыке для 6 класса включает:

     1. Титульный лист (название программы).

     2. Пояснительная записка.

     3. Учебно-тематический план.

     4. Список литературы.

     Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

     Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным места, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Мы живем на марийской земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочее программы 7 класса введен региональный (марийский) компонент в занятие «Героическая тема в русской музыке». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

     Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к

сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  1. Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии,

особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  1. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в

слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном  музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному

искусству своего народа и других народов мира;  музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном обращении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.

     Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  1. привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;
  2. научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  3. привить основы художественного вкуса;
  4. научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и

изобразительным искусством);

  1. обучить основам музыкальной грамоты;
  2. сформировать потребность общения с музыкой.

     Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое и сольное пение. Игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование. Различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера,  фольклорных образцов музыкального искусства).

     Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.

     Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

          Формы организации учебного процесса:

     - групповые, коллективные, классные и внеклассные.

     Виды организации учебной деятельности:

     - экскурсия, путешествие, выставка.

     Виды контроля:

     - вводный. текущий, итоговый;

     - фронтальный, комбинированный, устный.

     Формы (приемы) контроля:

     - самостоятельная работа, работа по карточке,  тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины,  уроки-концерты.

     Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

     

     Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

     Сергеева, Г.П. Музыка. 7класс : учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2011.

     Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

     Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

     Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)

     Сергеева г.П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, ЕН.Д. Критская. -М.: Просвещение, 2010.

     Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

     Количество часов в год – 35.

     Количество часов в неделю – 1.

     Количество часов в I  полугодии – 18;

     Количество часов во II  полугодии – 17.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса

     Знать/понимать:

     - основные жанры и стили музыкальных произведений;

     - основные формы  музыки и приемы музыкального развития;

     - название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

     - особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;

     - знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

     - характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;

     уметь:

     - высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

     - узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);

     - уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

     - ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);

     - проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

     - понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество часов

1

2

3

Тема I полугодия: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и современность

1

2

 В музыкальном театре. Опера

1

3

 Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

1

4-5

 Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

2

6

 В музыкальном театре. Балет

1

7

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»

1

8

Героическая тема в русской музыке

1

9-10

В музыкальном театре «Мой народ – американцы». Опера Дж. Гершвина. «Порги и Бесс»

2

11

Опера Ж. Бизе «Кармен»

1

12

 Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»

1

13

 Сюжеты и образы духовной музыки

1

14

 Музыкальное «зодчество»  России. «Всенощное бдение». С. В. Рахманинова

1

15

Рок-опера Л.Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»

1

16

 Музыка Д.Б, Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

17-18

 «Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

2

Тема II полугодия: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

 Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

20

 Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

21

 Камерная инструментальная музыка: этюд

1

22

Транскрипция. Ф. Лист

1

23

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке

1

24-25

Соната «Патетическая» Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева, Соната № 11 В. Моцарта

2

26-29

 Симфоническая музыка

4

30

Симфоническая картина «Празднество» К. Дебюсси

1

31

 Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна

1

32

 Дж. Герщвин «Рапсодия в стиле блюз»

1

33

 Музыка народов мира

1

34

 Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер

1

35

 «Пусть музыка звучит!» (повторительно-обобщающий урок0

1

Итого

35

Литература

     1.Методические пособия для учителя.

     

     Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод. Пособие с электронным приложением/ Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008

     Замятина, Т.А. Современный урок музыки/ Т.А. Замятина. – М.: Глобус, 2008

     Рапацкая . Л.А. Русская музыка в школе/Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Г.С. Шмагина.-М.: Владос, 2003

     Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе/Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия. 2000.

     2. Дополнительная литература для учащихся.

     

     Владимирова, В.Н. Музыкальная литература/В.Н. Владимирова. А.И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984

     Куберский, И.Ю. Энциклопедия юных музыкантов/ И.Ю. Куберский, Е.В.Минина.- СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век». 1996

     Музыка: большой энциклопедический словарь/гл. ред. Г.В.Келдыш.-М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

     Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.

     Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

   

     1. Печатные пособия.

  1. Комплект портретов композиторов.
  2. Демонстрационный материал. «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы».

     2. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Антология русской симфонической музыки
  2. Большая энциклопедия Кирилл  и Мефодия
  3. Большая энциклопедия России: Искусство России.
  4.  Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».

     3. Интернет-ресурсы.

     Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki

     Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru

     Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа:  http://www.music-dic.ru

     Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music

     4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

     5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

     

       

   

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 2 класса общеобразовательных школ

Рабочая программа по английскому языку для 2 классов составлена для УМК Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием" "Enjoy English"...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной школы.

Данная рабочая программа представляет собой максимально полный материал к проведению практически любого урока курса. Подробно описаны ход каждого урока, есть в полном объёме тексты контрольных работ, ...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

Рабочая программа по истории России для 8 класса общеобразовательной школы. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по истории России для 8 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...

Рабочая программа по истории России в 8 классе общеобразовательной школы.

Данная рабочая программа по истории России для 8 класса поможет молодому педагогу научиться планировать свою деятельность....

Рабочая программа по Истории России для 9 класса общеобразовательной школы.

Рабочая программа по Истории России для 9 класса общеобразовательной школы может помочь молодому педагогу в освоении планирования своей деятельности....