методическая разработка "Формирование УУД на уроках музыки в 6 классе общеобразовательной школы"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
методическая разработка рассматривает возможности формирования УУД с использованием дополнительного учебного материала. Основной метод работы на уроках - проблемно-поисковый в опоре на межпредметные сравнительные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_uud.docx | 100.69 КБ |
uud.pptx | 2.23 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки в шестом классе общеобразовательной школы по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко»
Характеристика:
Современная государственная система образования - важнейший социальный институт, задачей которого является разносторонее воспитание и образование гражданина Российской Федерации. Сегодняшний выпускник школы должен быть любящим свой край и свое Отечество, осознающим и принимающим ценности гражданского общества. Он должен уметь учиться и применять знания на практике. Быть социально – активным; быть мотивированным на творчество, образование и самообразование; быть креативным и критически мыслящим.
Полноценное развитие личности, обозначенное в новых образовательных стандартах второго поколения, должно обеспечиваться в современной школе по всем учебным предметам, включая музыкальное искусство. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках музыки – необходимое условие овладения знаниями и умениями по предмету.
Цель данной разрабртки: рассмотреть возможности формирования УУД на уроках по предмету «Искусство.Музыка» во втором полугодии 6 класса по программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих ученику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные действия направлены на формирование основ гражданской идентичности личности, социальных компетенций, а также готовность и способность к самообразованию, к выбору направления профильного образования.
Регулятивные универсальные действия направлены формирование умений организовать свою учебную деятельность, ставить новые учебные цели и задачи, планировать, составлять последовательность действий, прогнозировать, корректировать, оценивать деятельность по результату и способу действия, саморегулировать ее.
Познавательные универсальные действия направлены на освоение учащимися основ самостоятельной познавательной деятельности: на проектно-исследовательскую деятельность; на умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; на умение моделировать в группы существенные признаки; на развитие стратегий смыслового чтения; на свободную ориентацию и восприятие текстовой и другой информации различных стилей.
Коммуникативные универсальные действия направлены на планирование и координирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение целей, функции участников и способы их согласованности, сотрудничество, решение конфликтов), на развитие умения и готовности вести диалог, проявлять эмпатию .
Предмет «Искусство. Музыка» имеет широкие возможности разностороннего развития личности ученика. Изучение русского и зарубежного музыкального искусства, которое, в свою очередь, тесно взаимосвязано с живописью, литературой, театром, кино, танцем и другими видами искусства; с традициями, истоками, видами и ценностными ориентирами в искусстве – все это создает благоприятные условия для формирования и развития необходимых школьнику универсальных учебных действий.
Общая характеристика УУД по предмету «Искусство. Музыка»
Формирование и развитие коммуникативных универсальных действий:
Коммуникативная деятельность ученика направлена на: - самопознание и выражение эмоций; - становление позитивного самоощущения и самооценки; - на готовность вести диалог, умение слушать другого человека, взаимодействовать с учащимися и учителем: в обсуждении учебного материала, в пении, в выполнении различных заданий; - на развитие чувства эмпатии к музыке, ее создателям; на формирование гуманистического отношения к людям.
Формирование и развитие личностных универсальных действий:
Осуществляется при эмоционально-ценностной деятельности. Это: - личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя; - осознавание своего Я, как гражданина РФ, через осмысление творчества русских и зарубежных композиторов; - осознавание целостности мира в единстве и разнообразии различных культур, народов, религий; - в устойчивом развитии эстетических потребностей и этических чувств; - в решении моральных дилемм, возникающих при осмыслении различных учебных ситуаций; - во внутренней позиции по отношению к изучению музыкального искусства.
Формирование и развитие регулятивных универсальных действий:
Регулятивные действия школьника направлены на организацию своей учебной деятельности, выработку рефлексивно-оценочной самостоятельности: - при ответах на вопросы учителя; - при сравнении своего понимания учебного материала с пониманием других учеников; - при выполнении самостоятельного поиска информации. Уровень сформированности регулятивных УУД проявляется: - в умении осознавать, что ученик делает; - в аргументации и обосновывании своей работы и работы других учащихся с позиции приобретаемого опыта и осваиваемых музыкальных знаний; - в прогнозировании результата учебной деятельности; - в коррекции своего понимания материала; - в планировании самостоятельной и совместной деятельности.
Формирование и развитие познавательных универсальных действий:
Осуществляется учеником в познавательной деятельности: - при наблюдении, выявлении интонационно-жанровых основ изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; - при моделировании художественно-творческого процесса в слушательской и исполнительской деятельности, в импровизации и сочинении музыки; - в процессе поиска и выделении значимых связей и отношений между частями музыкального целого; - при осмыслении характерных причинно-следственных связей между музыкой и жизнью; - при сравнении, сопоставлении, классификации произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; - в процессе поиска оригинальных решений и при самостоятельном выполнении учебно-творческих задач; - при осознанно-смысловом усвоении информации, ее поиске сборе и анализе; - при узнавании и назывании объектов и явлений в рамках изученного ранее материала.
Рассмотрение возможностей формирования и развития УУД по программе «Искусство.Музыка» без общего представления об особенностях проведения урока по конкретной теме, без представления о драматургии его построения, о методологической основе работы учителя представляется поверхностным. Поэтому в данной разработке рассматриваются варианты формирования УУД в контексте всего урока, а не отдельных его частей.
Методическая разработка дополнена новым материалом, имеющим межпредметные связи, что дает дополнительные возможности решения учебных задач.
Варианты формирования и развития УУД по программе «Искусство. Музыка» Т.И.Кичак, В.В.Алеева. (Учебно - методический комплекс «Искусство. Музыка» : М., «Дрофа»,2016):
Раздел «Гармония».
Тема урока: Что такое гармония в музыке?
Цели и задачи урока: Дать представление о выразительных возможностях гармонии. - Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к мировой музыкальной культуре; -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятия музыки; -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Содержание учебного материала.
Музыка: «Прелюдия до-мажор» И.С.Баха; запись настройки оркестра
Одесской оперы (пример какофонии);«Прелюдия ля-мажор» Ф.Шопена.
Видеоматериал:
«Сикстинская мадонна» Рафаэля; иконы Рублева, иллюстрации к альбому группы «Какофония».
Литература:
Отрывок из «Незнайки на Луне» Н.Носова (о какофонии); стихи Г.Давыдовой «С небес на нас струится тишина…»
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, метод драматургии; творческий.
Организационный момент:
Определение темы, цели урока; мотивация на ее изучение: 1.- Однажды моей знакомой девочке один мальчик подарил букет роз. Розы были замечательные, а вот упаковка…
Они были упакованы в грязную газету.
Как вы думаете, почему моя знакомая девочка не захотела взять цветы?
(обсуждение вопроса, высказывание личных мнений).
2.- Да, красота подарка была нарушена его безобразной формой. Можно сказать, между формой и содержанием не было гармонии.
А что такое ГАРМОНИЯ?
(осмысливание и формулирование темы урока)
Основная часть:
-Послушайте два музыкальных фрагмента: в котором из них отсутствует гармония?
Слушание Прелюдии ля-мажор и настройку Одесского симфонического оркестра.
(высказывания учащихся по заданию) - Да, гармония – это созвучие, соразмерность, красота. Это понимали еще древние греки. А нестройное, хаотичное нагромождение звуков древние греки называли какофонией.
Действительно, 2-ой фрагмент никак нельзя назвать музыкой, хоть эти звуки и извлекались из прекрасных инструментов. Кстати, они потому и извлекались, что музыканты хотели так настроить свои инструменты, чтобы ни один неточный звук не нарушил потом, при исполнении музыки, ее гармонию.
- Вы читали «Незнайку в Солнечном городе?» Послушайте, что пишет Н.Носов о музыкантах – ветрогонах:
«…хулиганы – ветрогоны пробрались в концертный зал и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать! Но ветрогоны распустили слух, что это – самая модная теперь музыка, и называется она какофонией.»
…Любители музыки Солнечного Города стали приходить на концерты этих исполнителей: модно ведь! Они слушали дикую музыку и «с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чем свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и свое собственное существование впридачу.»
У нас есть возможность послушать настоящую
музыку, а не хаотичный набор звуков.
Слушание прелюдии до-мажор И.С.Баха.
Беседа о характере звучания, образе.
Сравнение образа стихов и музыки.
-С небес на нас струится тишина
Прелюдии в несуетливом ритме.
Звенит посеребренная струна
Подобно нестареющей молитве…»
Мысленное сочинение музыки на стихи Г.Давыдовой «С небес на нас струится тишина…»
Рассматривание «Сикстинской мадонны» Рафаэля.
Сравнение стихов, картины и музыки: покой, свет, гармония.
Подведение итогов:
Сравнение иллюстрации группы «Какофония» и иллюстрации учебника (стр.43) – в чем разница?
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: -оценка информации, представленной в стихах, беседе, музыке и видео.
-антиципация на этапе определения темы урока; во время мысленного сочинения музыки;
-моделирование общих признаков гармонии и отличия ее от какофонии;
-умение использования общих приемов сравнительного анализа произведений;
-способность применять навыки речевого высказывания о прослушанном произведении по принципу сходство-контраст;
-умение выполнять мысленное сочинение, опираясь на сложившийся эмоциональный образ стиха.
Коммуникативные:
-принятие образа хорошего ученика;
-готовность вести диалог с учителем при обсуждении понятий «гармония» и «какофония»;
-адекватная аргументация своей точки зрения при ответе на вопросы по восприятию музыки, стихов, живописи;
-эмпатия к музыке И.С.Баха и Ф.Шопена;
Личностные:
-этические и эстетические чувства, испытываемые при работе по теме «Гармония»; -эмоционально- нравственная отзывчивость на музыку прелюдий, на песню; -активизация потребности слушать классическую музыку;
-проявление социальной компетентности в вопросе хорошей и плохой музыки при обсуждении фрагмента «Незнайки…»;
-целостный взгляд на мир через понимание гармонии в музыке И.С.Баха.
Регулятивные:
-целеполагание по определению темы урока и отдельным видам деятельности;
-выработка рефлексивно - оценочной самостоятельности собственной деятельности на разных этапах работы по усвоению темы «Что такое гармония».
Тема: «Два начала гармонии»
Цели и задачи урока: - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к музыкальной культуре;
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
-дать характеристику гармонии как выразительному средству музыки
Содержание учебного материала.
Музыка: «Серенада» Ф. Шуберта; песня Б. Вайханского «Мелодия», «Экспозиция 40 симфонии» В. А. Моцарта.
Видеоматериал: портреты Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, А.Эйнштейна; иллюстрации («Скрипачи»)
Литература:
Стихи Марка Слуцкого «Скрипка Эйнштейна»
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, творческий.
Организационный момент:
Деятельность учителя:
- На экране две иллюстрации. Чем они отличаются?( «Скрипачи»)
Вы сказали: разные настроения, разные краски.
Правильно, о разных красках мы и будем сегодня говорить, только эти краски будут музыкальными.
Объявление темы урока.
-Давайте послушаем два музыкальных примера, имеющих одну мелодическую линию.
( мелодия сначала в мажоре, затем - в миноре).
- Сравните окраску их звучания.
(Высказывания учеников)
Основная часть:
Слушание «Серенады» Ф.Шуберта, определение ладовой окраски: (Вопрос:«Какая из скрипок звучит?».
Беседа о «красках» произведения:
(Цитата о «цвете искусства»
Мартироса Сарьяна: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно… И цвет то же самое. И все искусство так») О чем сказал художник?
Обсуждение: любой звук должен быть окрашен чувством.
Слушание экспозиции «40-ой симфонии» В.Моцарта.
Анализ музыкального содержания: две темы, два образа, их взаимодействие.
Разговор о скрипке, поющей человеческим голосом. Чтение стихотворения М.Луцкого «Скрипка Эйнштейна»:
Все сущее идет из опыта: ученый знал раскладку сил
И обожал сонаты Моцарта, как гений гения ценил.
Эйнштейн играет упоительно, и струны чуткие поют:
Все в этом мире относительно, и только Моцарт – абсолют.
Краткая беседа о музыке в жизни великого ученого. (Фотография)
Домашнее задание: Подумайте, зачем музыка Моцарта - Эйнштейну?
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: -оценка противоречивой информации и определение собственного мнения по вопросам, предложенным учителем в рисунках;
-антиципация темы урока и содержания бесед о музыке Шуберта и Моцарта;
-моделирование признаков двух гармонических красок;
-развитие навыков сравнительного анализа музыки и других жанров искусства ( живопись, стихи) на материале изучения «Серенады» Шуберта и симфонии Моцарта;
-осознанно-смысловое усвоение информации по теме «Два начала гармонии»;
узнавание и характеристика двух гармоний по признаку.
Коммуникативные:
-готовность к эмпатии в диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении картин «Скрипачи»
-аргументация своей точки зрения на восприятие образов 40 симфонии Моцарта;
Личностностные:
-этические и эстетические чувства и потребности при слушании музыки урока; -внутренняя позиция по отношению к вопросу, зачем Эйнштейну музыка;
-осознание своего Я как части большого мира через прочувствование музыки композиторов других стран.
Регулятивные: -целеполагание при осмыслении темы урока и различных видов деятельности на нем;
-прогнозирование результатов своего восприятия музыки Шуберта и Моцарта;
-коррекция своего восприятия 40 симфонии после обсуждения;
-рефлексивно-оценочная самостоятельность уровня понимания двух гармонических начал.
Тема: «Как могут проявляться выразительные возможности гармонии». Цели и задачи урока: -углубить характеристику гармонии как выразительного средства музыки. - духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к музыкальной культуре; -формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие; -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Методы работы на уроке: Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие
Содержание учебного материала.
Музыка:
Увертюра к опере «Кармен» Ж.Бизе; «Песня Сольвейг» Э.Грига.
Видеоматериал:
Портрет Ж.Бизе; В. А. Моцарта, картина Э.Манэ «Кармен»
Литература:
Стихи А.Блока «Кармен», стихи И.Карягина «Кармен».
.
Организационный момент:
Определение темы урока (беседа): -Может ли музыка обойтись без литературы?
Приведите доказательства своей точки зрения.
-Какие примеры тесной связи музыки и литературы вы знаете?
(Примеры, данные учениками в опоре на полученные ранее знания).
Основная часть урока.
- Сегодня мы будем говорить о ярком драматичном образе красавицы - цыганки по имени Кармен. (Иллюстрации). Такой ее увидел художник Эдуард Манэ. Такой ее представил в своей одноименной опере Жорж Бизе. Но и Манэ, и Бизе не создали бы свои шедевры, не будь Кармен придумана писателем Проспером Мериме.
И в новелле, и в опере Кармен погибает от руки Хозе, влюбленного в нее. Неизбежность этой трагедии мы понимаем уже в увертюре оперы, где в жизнерадостную атмосферу мажорной музыки, обещающей праздничный спектакль, Жорж Бизе вводит напряженную минорную тему.
Слушание «Увертюры».
Анализ выразительного сочетания мажорной и минорной музыки:
- Какую роль играет появление темы Кармен в звучании увертюры?
- Какое представление о предстоящей опере было бы у слушателя, если бы в увертюре не звучала трагичная тема?
Задание 1: сложить схему музыкальной формы (трафареты).
Задание 2: сложить схему музыкальной формы «Песни Сольвейг» Э.Грига (повторное слушание).
Беседа: - Почему в «Увертюре» сочетание « красный – синий - красный», а в «Песне Сольвейг» - наоборот?
Обсуждение.
- Образ Кармен запечатлен не только в живописи и в музыке. Прочтите стихи А.Блока (стр.84, учебник). В поэтических строчках тоже есть предчувствие драмы.
- А вот стихи о Кармен современного поэта И. Карягина:
Озорство в твоих глазах! Пролетая над толпою,
Ты ударила рукою в бубен солнца в небесах.
Кастаньеты облаков отозвались в поднебесье
И растаяли, как песня беззаботных легких слов…
- Есть ли в этих строчках драма? Какое чувство они передают?
Домашнее задание: продумать режиссерский сценарий видео, положенного на музыку Бизе или Грига.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные: -оценка информации, полученной в стихах, музыке, живописи;
-моделирование характерных признаков гармонии;
-предвосхищение результата в практической работе с трафаретами.
Коммуникативные:
-доброжелательная готовность к совместному диалогу при сравнительном анализе музыки Ж.Бизе;
-адекватная аргументация своего слышания музыки, видения картины;
-Эмпатия к создателям произведений о Кармен.
Личностные:
-этически проявляемые чувства при обсуждении образа Кармен, -эстетические выраженные потребности в слушании Увертюры Бизе и Песни Сольвейг Э.Грига;
-осознавание многообразия мировой классики и своего отношения к ней;
-самоопределение уровня владения терминологией (увертюра, музыкальная тема, контраст, драма, трагедия)
Регулятивные:
-целеполагание при поиске формулировок при сравнении музыкальных образов,
-оценка подготовленности к пониманию контрастной выразительности;
-прогнозирование своей деятельности по выполнению практического задания.
Тема: «Красочность музыкальной гармонии»
Цели и задачи урока: -расширить представление о выразительных возможностях гармонии. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культуре
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музык
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
-расширить представление о выразительных возможностях гармонии.
Методы работы на уроке: Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие
Содержание учебного материала.
Музыка:
«Шесвие чуд морских» Н.А.Римский – Корсаков; «Сирены» Дебюсси.
Видеоматериал:
И.Айвазовский, картины моря; портрет композиторов
Литература:
Стихи Бодлера «Порою музыка объемлет дух, как море»
Ход урока: Организационный момент. Определение темы урока:
-Посмотрите на картины И.Айвазовского: какое море мы видим? (Разное, характеристика видения)
-Гений художника сумел передать самую тонкую игру красок морской стихии. Но музыка, мы это знаем, тоже умеет рисовать. О чем мы сегодня будем говорить?
Основная часть урока:
Обсуждение и совместная формулировка темы: краски в музыке связаны с красочностью гармоний; тема: красочность музыкальных гармоний.
Чтение стихов Бодлера.
Порою музыка объемлет дух, как море .
О, бледная звезда!
Под черной крышей туч, в эфирном бездн просторе
К тебе я рвусь тогда.
И грудь, и легкие крепчают в яром споре
И, парус свой вия,
По бешеным хребтам померкнувшего моря
Взбирается ладья…
Краткий рассказ о Римском – Корсакове.
-Слушание «Шествие чуд морских». Анализ музыкальных образов.
Сравнение:яркая палитра музыкальных и живописных красок.
Слушание(повторение)«Сирены»Дебюсси. Беседа: импрессионизм в музыке и живописи, игра красок и оттенков, сравнение образа сирен в картине и музыке.
Обобщение:
Как вы понимаете выражения «Море удовольствия», «Море грусти»?
(Рассуждения учеников)
Творческое задание: мысленное сочинение музыки, которая так и называется «Море…»
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные:
-оценка информации по определению темы урока, его содержанию;
-антиципация темы на основании обсуждения картин Айвазовского;
-моделирование общих признаков гармонического языка в произведениях Дебюсси и Римского-Корсакова;
-осознанное построение речевых высказываний по вопросам учителя при обсуждении содержания и выразительности гармонии произведений.
Коммуникативные:
-толерантная готовность вести диалог при обсуждении вопросов о понимании смыслов, аргументация своей точки зрения;
-Эмпатия к одноклассникам и учителю при обсуждении разных мнений по восприятию музыкального образа «Шествия чуд морских»;
- эмпатия к музыке Дебюсси и Р.-Корсакова.
Личностные:
-этические чувства, проявляемые при несогласии с другим мнением в обсуждении образа сирен; эстетические потребности в общении с классикой;
- осознание своей причастности к русской музыкальной культуре во время знакомства с музыкой Р.-Корсакова.
Регулятивные:
-целеполагание на основе зрительного восприятия картин Айвазовского,
-ориентация в учебном материале по теме: понимание нюансов и эмоционально-осознанное к ним отношение в искусстве; -коррекция своего понимания темы «Красочность гармонии» в ходе урока.
Раздел: Полифония Тема: «Мир образов полифонической музыки»
Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях полифонии. - духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к музыкальной культуре ;
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки;
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Методы работы на уроке: Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие
Содержание учебного материала.
Музыка:
Канон «Да будет мир», В.Моцарт; И.С.Бах: органная прелюдия «Я взываю к тебе, Господи»
Видеоматериал:
портреты композиторов, А.Рублев «Троица», «Полифония красок»: сюрреализм; орган.
Литература:
М.Волошин, «Ночь»
Организационный момент. Определение темы урока:
-Посмотрите на картину: вам понятен рисунок? Действительно, здесь множество сливающихся изобразительных линий. А вместе они создают сложный полифонический образ.
-Что это такое – полифонический образ?
Вот это мы и постараемся сегодня узнать.
Основная часть:
-Краткий рассказ о возникновении и особенностях полифонического склада музыки.
Слушание «Да будет мир » В.Моцарта. Анализ музыкального образа.
Чтение стиха М.Волошина «Ночь» (учебник, стр.93).
Слушание музыки И.С.Баха «Я взываю…»: повторное восприятие, характеристика строгого возвышенного образа. Сравнение чувств, выраженных в стихах и музыке Моцарта и Баха.
Рассмотрение иконы А.Рублева и сравнение с ней музыки композиторов.
Творческое домашнее задание: нарисовать молитву.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные:
-оценка информации по определению темы урока на основании наглядно-смыслового восприятия содержания картины;
-антиципация темы на основании обсуждения картины;
-моделирование общих признаков полифонического языка в произведениях Моцарта и Баха;
-осознанное построение речевых высказываний по вопросам учителя при обсуждении содержания и выразительности полифоничной музыки.
Коммуникативные:
-толерантная готовность вести диалог при обсуждении вопросов о понимании смыслов, аргументация своей точки зрения по слышанию музыки религиозного смысла;
-эмпатия к одноклассникам и учителю при обсуждении разных мнений по восприятию музыкальных образов хоральной прелюдии Баха и канона Моцарта ;
- эмпатия к музыке урока.
Личностные:
-этические чувства, проявляемые при несогласии с другим мнением в обсуждении образов хоральной прелюдии и канона; эстетические потребности в общении с духовной классикой;
- осознание своей причастности к русской музыкальной культуре во время знакомства с музыкой Моцарта и Баха.
Регулятивные:
-целеполагание на основе зрительного восприятия картины,
-ориентация в учебном материале по теме: понимание особенностей полифонической музыки; коррекция своего понимания темы «Полифония» в ходе урока.
Тема: «Философия фуги»
Цели и задачи урока: -расширить представление о выразительных возможностях полифонии. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культуре
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие м
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Методы работы на уроке: Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, межпредметное взаимодействие
Содержание учебного материала.
Музыка:
«Камертон»; И.С.Бах: темы «ХТК»; «Токката ре-минор», исполн. Токкаты В.Зинчуком; «Прелюдия до-мажор».
Видеоматериал:
портрет композитора, М.Чюрленис «Фуга», «Полифония красок»: сюрреализм; орган.
Литература:
Г.Давыдова, «Мелодиями Баха» ,Б.Пастернак «Орган отливал серебром…»
Организационный момент. Подготовка к определению темы урока:
Чтение учителем стихов Б.Пастернака: «Орган отливал серебром…»
…Орган отливал серебром
Немой, как в руках ювелира.
А издали слышался гром,
Катившийся из-за полмира.
Покоилась люстр тишина,
И в зареве их бездыханном
Играл не орган, а стена,
Украшенная органом…
(Иллюстрация органа.)
-Орган. Его голос ни с чем не спутаешь. Не удивительно, что его заслуженно называют Королем среди музыкальных инструментов. А И.С.Баха – Королем Органа. И Великим Мастером Полифонии.
А фугу – Королевой полифонической музыки.
-Мы сегодня говорим о королевскойсемье Полифонического Царства.
Основная часть. Определение темы урока:
-Что такое фуга?
Давайте рассмотрим картинуМ.Чюрлениса («Фуга»).
Вывод: множество изображений ели в разных перспективах.
Этот принцип «проведения» темы , с разным ее виденьем «в разных перспективах», является основой фуги.
Объяснение понятий по теме «Фуга»: жанр, тема, работа с темой.
Слушание органной Токкаты и Фуги ре-минор И.С.Баха
Беседа по восприятию произведения: как звучит музыка? Какие образы рождает? О чем говорит с нами Бах этой музыкой?
Стихи Е. Авраменко: «Летит торжественная фуга…».
…Летит торжественная фуга
К высоким светлым небесам.
Мы лечим души друг у друга
Согласно солнечным часам…
Повторное слушание «Прелюдии до-мажор», сравнение с токкатой и фугой.
-Рассмотрим картину «Звездный ангел». Сравнение картины с музыкой И.С.Баха: многомерность, космос; добро Неба, защищающее Землю.
Беседа о композиторе.
Закрепление терминологии:
Фоно по-латыни – звук. А что означает первая часть слова: поли…?(поливитамины, например?).
-Вспомним и объясним, что такое полифония.
Практическое задание по группам:1)1. выбрать правильный ответ по карточкам: 1.полифония – это мелодия; 2.полифония – это гармония; 3.полифония – это унисон; 4.полифония - это многоголосие;
2)1.фуга – произведение, в котором много разных музыкальных тем; 2.фуга - произведение, в котором всего одна неповторяющаяся
музыкальная тема;3. фуга - произведение, в котором одна повторяющаяся в разных голосах тема.
УУД, формируемые на уроке.
Познавательные:
-оценка информации, представленной наглядно, в стихотворной форме, в беседе с учителем;
-антиципация понимания особенностей темы урока;
-моделирование признаков полифонии на темах «ХТК» И.С.Баха;
-логический поиск значимых связей в Фуге Баха;
-сравнительный анализ музыки и картины с нахождением характерных эмоционально – образных признаков.
Коммуникативные:
-готовность вести диалог, аргументация своей точки зрения по теме «Философия фуги»;
-эмпатия к образам полифонической музыки;
-взаимодействие с учителем в обсуждении темы урока.
Личностные:
-этические чувства, проявляемые при несогласии с другим мнением в обсуждении образов полифонической музыки; эстетические потребности в общении с классической органной музыкой;
- осознание своей причастности к русской духовно - нравственной культуре как части общечеловеческой культуры при восприятии музыки И.С.Баха.
Регулятивные:
-целеполагание на основе зрительного восприятия картины Чюрлениса,
-ориентация в учебном материале по теме: понимание особенностей полифонической музыки; коррекция своего понимания темы «Полифония» в ходе урока, осознание особого жанра полифонии: фуги.
Раздел:Фактура. Тема: Какой бывает музыкальная фактура.
Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях муз. фактуры. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культуре
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия Содержание учебного материала.
Музыка:
Нотные примеры музыкальных произведений с разной фактурой; Ф.Шуберт, «В путь»; Н.Римский-Корсаков, «Первая песня Леля»; С.Рахманинов, «Сирень»
Видеоматериал:
Изобразительные иллюстрации к теме «Фактура»; портрет С.Рахманинова; «Сирень цветет» А.Катышева;
Литература:
Н.Гумилев, «Опять кипит она, бледна…»
Организационный момент. Подготовка к пониманию термина«фактура»:
рассмотрение изобразительных иллюстраций («плотность» рисунка ).
Основная часть:
- Термин «фактура» как характеристика плотности и структуры предмета применяется и для характеристики звучания музыкального произведения.
Определение темы урока.
- Какой бывает в музыке фактура?
Слушание различных фрагментов - примеров муз. фактуры, сравнение звучания:
1.Повторное слушание «В путь» Ф.Шуберта,
(анализ фактурного изложения: мелодия и ее сопровождение);
2.вступление к «Песне Леля»: пастуший рожок, создающей атмосферу сказки.
Обобщение: понятие фактурного разнообразия.
-Рассмотрим картину «Сирень цветет» А.Катышева: образ и настроение?
Представьте, что вы сочиняете романс «Сирень». Какой будет музыка? Фактура романса?
Слушание романса. Характеристика музыкального образа через анализ средств муз.выразительности и фактурное изложение.
УУД, формируемые на уроке.
Познавательные:
-оценка иллюстративной информации по теме «Фактура»,
-антиципация содержания темы урока на основании понимания термина «фактура» применительно к наглядному материалу;
-моделирование признаков разной музыкальной фактуры;
-логический поиск и выделение общего в характеристике разных фактурных признаков.
Коммуникативные:
-готовность вести диалог по обсуждению фактурных особенностей романса С.Рахманинова «Сирень»; -адекватная аргументации своей точки зрения при расхождении мнений по характеру звучания музыки;
-эмпатия к романсовой музыке;
-позитивная самооценка восприятия музыки Р.-Корсакова из оперы «Снегурочка».
Личностные :
-этические чувства при построении высказываний, -эстетические потребности в слушании музыки Рахманинова .
-проявление чувства удовольствия от слушания музыки и пения;
-самоопределение своего Я как гражданина страны, в которой жили и создавали прекрасную музыку великие композиторы Рахманинов и Р.-Корсаков.
Регулятивные:
-целеполагание и ориентация в учебном материале в изложении учителя, в единстве художественного и музыкального воплощения;
-планирование подготовки домашнего задания;
-прогнозирование успешности результатов собственной деятельности в процессе изучения темы «Фактура».
Тема: Пространство фактуры.
Цели и задачи урока: -расширить представление о выразительных возможностях музыкальной фактуры. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к музыкальной культуре
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру. -расширить представление о выразительных возможностях музыкальной фактуры
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия
Содержание учебного материала.
Музыка:
С.Рахманинов, «Весенние воды»; Ж.Бизе, «Утро в горах»; фрагменты: К.Сен-Санс, «Лебедь»;
Р.Штраус, «Вальс».
Видеоматериал:
иллюстрации к теме «Фактура»; портрет С.Рахманинова; А.Саврасов, «Вид в Швейцарских Альпах».
Литература:
Ф.Тютчев, «Любовь земли…» .
Организационный момент. Проверка понимания термина
«фактура»:
Рассмотрение иллюстраций «Лебедь» (Г.Уланова), «Танец»: одинаковое ли звучание картин? Почему? Вспомним, как звучит одноименная музыка. (Слушание фрагментов). Что можно сказать о фактуре этих произведений?
Основная часть урока Осознавание темы урока..
Понятие: «пространство фактуры» как совокупности подачи музыкального материала.
Слушание стихов Ф.Тютчева (стр.108): образ весны?
Слушание романса «Весенние воды».
Анализ характера звучания, соответствия образу стиха. «Бурлящая» радость музыки и в голосе, и в сопровождении.
Проверка домашнего задания: сообщения о композиторе.
Рассматривание картины А.Саврасова: Как звучит картина?
Слушание «Утро в горах» Ж.Бизе и сравнение с картиной. Изменение фактурной плотности в зависимости с образом.
Закрепление понятий:игра «Продолжи»: учитель начинает фразу, ученик – заканчивает
-С.Рахманинов написал …
-Фактура помогает…
-Одноголосная фактура…
Домашнее задание:стр.108-112.
Сообщение о Н.А.Римском – Корсакове
УУД, формируемые на уроке.
Познавательные:
-оценка информации, представленная в зрительных образах, стихах, музыке;
-антиципация содержания темы урока;
-моделирование характерных признаков пространства фактуры;
-осознанно-смысловое усвоение информации о фактуре;
-поиск и выделение общего в характеристике образа весны в стихах, музыке, живописи;
-узнавание и построение правильного ответа в игре «Продолжи».
Коммуникативные:
-готовность дружески вести диалог при обсуждении темы урока и нахождении правильного ответа на вопросы учителя; аргументация своей точки зрения с уважением другой
-эмпатия к музыке Ж.Бизе и С.Рахманинова
Личностные:
-этические чувства и эстетические потребности в слушании музыки Ж.Бизе и С.Рахманинова
-осознание своего отношения к природе во время слушания романса «Сирень»;
-получение эстетического удовольствия от музыки.
Регулятивные:
-целеполагание и
-ориентация в учебном материале урока; саморегуляция в учебной деят-ти на уроке.
Раздел: Тембры. Тема: Тембры – музыкальные краски.
Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях тембров. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культ
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие м
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
-дать представление о выразительных возможностях тембров
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, игровой.
Содержание учебного материала.
Музыка:
Н.Римский – Корсаков, фрагменты: «Шехеразада», «Полет шмеля»; С.Рахманинов, «Вокализ»; И.С.Бах, «Шутка».
Видеоматериал:
Иллюстрации: балет «Шехеразада». Портрет Н.Римского – Корсакова. .
Организационный момент.
На доске: «Что такое тембры?». -Чтобы ответить на вопрос, послушайте два примера исполнения знакомой нам «Шутки» И.С.Баха
фрагменты:
1.скрипка,оркестр; 2.электрогитара).
Какие инструменты вы услышали? Как определили?
-Вы легко узнали муз. инструменты «по голосу». Тембр – это и есть та особенность голоса инструмента, по которой мы безошибочно отличаем его от других.
-А как тембры влияют на музыку, мы постараемся узнать сегодня. (Тема).
Слушание «Вокализа»:
1.певческий голос (фраг.)
2.виолончель (фрагмент)
Беседа: кто исполнял? Как звучали голоса?
-Виолончель тоже пела!
(Голосование: в чьем исполнении послушаем все произведение?)
Слушание и осмысление образа: о чем поет…?
Помните «Полет шмеля» Н.Римского – Корсакова? Его сердитое жужжание тоже исполняла скрипка. (фрагмент). Сейчас прозвучит еще одно знакомое нам произведение композитора: фрагмент из балета «Шехеразада».
Вспомните, что это за тема.
(Характеристика мелодии, звучания скрипки). Иллюстрация сцены балета.
Подведение итогов урока: Игра «Собери лото» : собирание группами карточек с нужной информацией по теме ( на карточках фрагменты предложений. Нужно составить целое. Пример: С.В.Рахманинов / русский композитор/ автор романса «Сирень/ испытывал сильную тоску по Родине/ живя за рубежом/ очень любил русскую природу/.
(кто быстрее?)
УУД, формируемые на уроке
Познавательные:
-оценка предоставленной разными средствами информации по теме,
-антиципация темы урока;
-моделирование признаков тембровой окраски;
-наблюдение за выразительными особенностями разно-тембрового исполнения одного произведения («Шутка»);
-осмысление и решение проблемы выбора понравившегося исполнения
Коммуникативные:
-готовность вести диалог с учителем и одноклассниками; -адекватная аргументация своей точки зрения;
-эмпатия к «Вокализу»;
-содружество в проведении игры «Собери лото».
Личностные:
-этические чувства эстетические потребности в слушании классической музыки;
-осознание своего Я, любви к Родине при восприятии музыки С.Рахманинова .
Регулятивные: целеполагание в работе по осмыслению музыкального образа «Вокализа»
-планирование и осуществление совместной игровой деятельности;
-контроль за правильностью понимания темы урока.
Тема: Соло-тутти.
Цели и задачи урока: - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культуре
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру -расширить представление о выразительных возможностях тембров
Содержание учебного материала.
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, игровой
Музыка:
Н.Римский – Корсаков, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Пение: «Камертон», песни по желанию.
Видеоматериал:
Портрет Н.Римского – Корсакова, иллюстрации к опере. .
Организационный момент.
Проверка домашнего задания: тембры - краски.
- Что такое «соло» знают все. А что такое «тутти»? Попробуем выяснить
-Вспомним песню «Камертон». Кто запоет соло? (пение по желанию). Споем еще раз, но теперь соединим тембры голосов нескольких певцов.
(исполнение). Сейчас песню пел…(ансамбль).
-А теперь соединим в исполнении голоса всего класса. (Хор в унисон). Вот мы и исполнили песню тутти! Кто понял, как должен играть тутти оркестр?
Формулировка термина «тутти».
Беседа о разных красках оркестра.
Слушание : «Три чуда».
Поэтапное анализирование характера звучания каждого образа
Связь содержания и окраски звучания инструментов. (Иллюстрации к опере).
Подведение итогов.
Игра «Снежный ком»: сведения о композиторе.
Узнавание голосов инструментов (слуховой блиц-опрос по группам).
УУД, формируемые на уроке
Познавательные:
-оценка информации, подаваемой учителем в практическом эксперименте с песней;
-антиципация темы;
-моделирование признаков терминов соло и тутти;
-логическое объяснение терминологии;
-понимание интонациооной основы образов музыки Р.-Корсакова
Коммуникативные:
-готовность вести диалог с учителем по теме урока; -аргументация своей точки зрения на понимание музыки Р.-Корсакова;
-эмпатия к оперному творчеству Римского-Корсакова;
-умение адекватно реагировать на ошибки в восприятии музыки.
Личностные:
-эстетические чувства и потребность в продолжении знакомства с музыкой Римского-Корсакова
-проявление активности во взаимодействии с учителем в понимании темы «Соло – тутти»
Регулятивные:
-целеполагание и ориентация в учебном материале оперы Римского - Корсакова; -прогнозирование результатов своего понимания частей музыки «Три чуда».
Раздел: Динамика. Тема: Громкость и тишина в музыке.
Цели и задачи урока: -дать представление о выразительных возможностях динамики. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культуре
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие муз
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, творческий метод
Содержание учебного материала.
Музыка: «Рассвет на Москва-реке», М.Мусоргский (фрагмент); симфония №6, «Гроза.Буря», Л.Бетховен. Песня «Рассвет-чародей» В. Шаинского
Видеоматериал:
Иллюстрации: Портреты Мусоргского, Бетховена; «Вид на плотину»,Сорока; «Гроза», Е.Буянова
Литература: «Гроза», М.Лермонтов.
Организационный момент.
Беседа: Как нужно петь колыбельную?
-А как должен звучать военный марш? Почему колыбельная не может быть громкой, если только она не юмористическая?
Вывод: выбор динамики исполнения зависит от содержания музыки. Вот об этом мы и будем сегодня говорить. (Тема)
Основная часть.
-Вспомним произведение М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».
Проследите: как меняется динамика в музыке.
Слушание фрагмента.
Беседа по содержанию и динамическому характеру исполнения.
-Сравните музыку с картиной Сороки.
В чем сходство? Отличие? (Звучание музыки динамично, подвижно, Картина – одной «громкости»).
Разучивание песни «Рассвет-чародей».
Работа над динамическими оттенками пения.
Чтение стихов М.Лермонтова «Гроза». Беседа о звучании стиха. Мысленное рисование музыки к стихам.
Портрет Бетховена: каким его изобразил художник?
Слушание «Грозы» Л.Бетховена.
Сравнение музыки с картиной Е.Буяновой «Гроза».
(Динамика музыки подвижна, картина «застыла» на форте).
Подведение итогов
Рассмотрите иллюстрации учебника. По одной из картин составьте мини- сценарий одноименной музыкальной пьесы.
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные:
-оценка информации в стихах, картине, музыке и нахождение в ней сходства ;
-антиципация темы урока на основании предлагаемой в различных образах информации;
-моделирование признаков динамики;
-логическая аргументация собственного мнения по определению динамических оттенков;
-узнавание и называние динамики по слуховым характеристикам.
Коммуникативные:
-готовность вести диалог при обсуждении связи образа музыки и динамики грозы;
- аргументация своего эмоционального восприятия музыки Бетховена;
-эмпатия к музыке Л.Бетховена и Мусоргского
Регулятивные:
-целеполагание работы над пониманием динамических характеристик как способа своего личностного музыкального развития;
-саморегуляция при выполнении творческого задания;
-коррекция отношения к восприятию музыки Бетховена в процессе анализа;
-ориентация в учебном материале и прогнозирование результатов своего восприятия художественного, музыкального и смыслового раскрытия темы «Динамика».
Личностные:
- эстетические потребности в слушании музыки Бетховена и Мусоргского;
-осознание красоты русской и зарубежной музыки, передающей образы природы.
Тема: Тонкая палитра оттенков.
Цели и задачи урока: -воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру. -расширить представление о выразительных возможностях динамики. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. культу
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки.
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия, игровой
Содержание учебного материала.
Музыка:
«Лунный свет», Дебюсси; «Пение птиц», О.Мессиан. Песня «Рассвет-чародей» В. Шаинского .
Видеоматериал:
Иллюстрации: Портреты Дебюсси, Мессиана. Лунный свет в изо.
Литература: «Явление», Малларме;
.
Организационный момент
Проверка домашнего задания, ответы на вопрос учебника: где, помимо музыки проявляет себя динамика?
Основная часть:
Беседа: И.Айвазовский и его картины, звучащие от тишины до рева моря. (1.- тихая, 2.-громкая, а какая – третья?)
Знакомство с таблицей динамических оттенков.
Термин «нюансы».
Послушаем пьесу Дебюсси «Лунный свет». (Чтение отрывка из стиха Малларме).
Задание: увидеть музыку.
Беседа по «увиденному»:
- Мог ли Дебюсси одной динамикой «нарисовать» свое произведение? Почему?
Исполнение песни «Рассвет-чародей», работа над динамической выразительностью.
Беседа:- Как зарождается утро? Опишите динамику рассвета.
Слушаем «Пробуждение птиц» О.Мессиана, сравниваем свое видение звучания утра и произведение композитора.
Беседа об услышанном определение палитры динамических оттенков.
Подведение итогов:
Обобщение: зачем нужны оттенки динамики? («Снежный ком»: термины динамики)
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные:
-оценка различно представленной информации по теме
информации по теме «Тонкая палитра оттенков»;
-антиципация темы;
-моделирование признаков различных оттенков звучания.
-осознанно-смысловое усвоение информации и применение ее при восприятии пьес Дебюсси и Мессиана.
Коммуникативные:
-готовность вести диалог при обсуждении оттенков звучания музыки;
-адекватная аргументация своей точки зрения;
Личностные :
-этические чувства и эстетические потребности продолжения знакомства с музыкой Дебюсси и Мессиана;
-осознавание многообразия м многоплановости музыкальной палитры мировой классики.
Регулятивные: -целеполагание и ориентация в предложенном учебном материале;
-коррекция восприятия музыки О.Мессиана и Дебюсси в процессе обсуждения;
-самоконтроль за выполнением заданий учителя.
Раздел:Чудесная тайна музыки. Тема: По законам красоты.
Цели и задачи урока: углубить представление о программной симфонической музыке. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. куль
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музыки
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру -углубить представление о программной симфонической музыке
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный, музыкальная драматургия
Содержание учебного материала.
Музыка:
«Лебедь», К.Сен-Санс; «Адажио», Т.Альбиони. Песня «Рассвет-чародей» В. Шаинского .
Видеоматериал:
Галина Уланова, «Лебедь»
Иллюстрации: учебник, стр.144; изображение лебедя в картинах (Р.Батерман, Врубель, dyuha)
Литература: «Русалочка», «Соловей», «Гадкий утенок», Г.Х.Андерсен;
.
Организационный момент.
Активизация внимания.
«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки», А. Оннегер.
Что это за чудесное в музыкальном искусстве?
Какие в нем таятся чудеса? (Беседа).
Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы в самой музыке.
Основная часть:
«Чудесное» - от слова «чудо». Где же искать смысл чудесного, как не в сказках!
Беседа о смысле сказки «Русалочка»: 300 лет – за счастье обладать душой.
-А что такое: душа?
(беседа).
Беседа: Лебедь – в поэтических представлениях людей.
(Примеры живописи по теме, обсуждение их образов).
Слушание «Лебедя» Сен-Санса (видео с Г.Улановой).
Беседа об образе.
- Но в музыке есть не только видимое содержание: есть то, что мы чувствуем, есть душа.
Трудно найти ВСЕ подходящие слова для передачи оттенков чувств этой музыки.
Вспомним другую сказку Андесена: «Гадкий утенок».
В каком месте сказки могла бы звучать музыка Сен-Санса?
(обсуждение ответов).
Чувства, передаваемые музыкой, проникают в нас, трогают наши души. Не в этом ли ее чудесность?
Вспомним, что Соловей спас Императора от смерти своей песней (Смерть заслушалась – и отступила). А ведь Соловей пел так великолепно потому, что был благодарен Императору за слезы восторга, выступившие на его глазах при слушании пения!
Давайте послушаем прекрасную музыку. («Адажио», видеоряд: произведения живописи Эпохи Возрождения).
Подведение итогов:
Скажите одним словом: о чем музыка Альбиони?
УУД, формируемые на уроке
Познавательные: -оценка информации, полученной разными способами (слово учителя, музыка, живопись);
-антиципация темы урока и деятельности на нем;
-моделирование «признаков красоты»;
-интонационный анализ музыкального содержания «Адажио».
Коммуникативные:
-готовность вести диалог с учителем и товарищами при обсуждении смыслового содержания понятия «красота в музыке»; аргументация своей точки зрения
Личностные :
- эстетические потребности слушания музыки Сен-Санса и Альбиони.
- смыслообразование понятия «по законам красоты»;
-осознавание своего Я через эмоционально- образное понимание мировой музыки.
Регулятивные: -целеполагание организации собственной деятельност
-контроль за приобретением навыков сравнительного анализа музыкального произведения;
-Коррекция понимания содержания музыки в процессе обсуждения;
-Саморегуляция участия в слушании музыки и пении.
Раздел:Чудесная тайна музыки. Тема: Подводим итоги.
Цели и задачи урока: -закрепить представления о музыке, полученные во втором полугодии. - духовно-нравственное воспитание уч-ся через приобщение к муз. куль
-формирование системы знаний, нацеленной на осмысленное восприятие музы
-воспитание эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к миру.
Методы работы на уроке:
Проблемно-поисковый; словесный; практический, иллюстративный
Содержание учебного материала.
Музыка:
Музыка и песни по выбору учащихся. Музыкальный подарок от учителя: «Весна» А.Вивальди
Видеоматериал: весенние картины природы
Литература: стихотворение Фернандо Песоа «Умирают деревья…»
Форма: кейс.
Организация внимания.
Объявление темы урока.
Распределение класса по группам по желанию: 5 групп.
Объяснение условий работы.
Описание кейса:
Один ученый решил уничтожить из памяти человечества всю музыку, кроме той, без которой люди не могут жить. Составьте список таких произведений, которые, на ваш взгляд, должны быть сохранены от уничтожения. И объясните, почему вы так считаете.
Выступления спикеров от групп. Выбор одного произведения, которое хочется послушать на этом уроке (фрагмент)
Слушание фрагмента.
Музыкальный подарок от учителя («добавление к спискам»): слушание
«Весны» Вивальди
Подведение итогов.
Чтение стиха Ф.Песоа. О чем оно?
Хорошо, что нет таких «ученых», убивающих музыку, которая им не нравится. Только мы, слушатели, делаем музыку живой или мертвой. А она, благодарная за нашу к ней любовь, делает нас лучше, умнее, талантливее, счастливее.
УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные: -контроль за уровнем успешности усвоения тем предемета «Искусство.Музыка»
Познавательные: -оценка информации, полученной разными способами (слово учителя, музыка, живопись) в процессе изучения тем.
-обобщение по общим признакам музыки, изучаемой в разделах .
-умение высказывать свое мнение и сравнивать его с товарищами.
Коммуникативные:
-готовность вести диалог с учителем и товарищами при обсуждении смыслового содержания понятия «красота в музыке»; аргументация своей точки зрения.
Личностные :
- эстетические потребности слушания классической музыки;
-осознание своего Я через эмоционально- образное понимание мировой музыкальной культуры
Ссылки на источники
1. «Концептуальные основы развития универсальных учебных действий для основного общего образования». Александр Кондаков «Особенности нового стандарта образования» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании».
2. «Универсальные учебные действия» АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» с.2
3.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования с.16
4.Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования с.16
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ключом ко всякой науке является вопросительный з нак» Оноре де Бальзак
Тема: ГАРМОНИЯ
Два начала гармонии
Два начала гармонии
Выразительные возможности гармонии
Красочность гармонии
Мир образов полифонической музыки
Мир образов полифонической музыки
Философия фуги
философия фуги
фактура
фактура
Пространство фактуры
Тембры-музыкальные краски
Соло - тутти
Д инамика
Тонкая палитра оттенков
По законам красоты
Подводя итоги… Айвазовский, автопортрет…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
США В 1865 – 1914 ГГ. Урок в 8 классе общеобразовательной школы
США в 1865 -1914 гг. Урок в 8 классе по учебнику Ведюшкина. Цели: ознакомить учащихся с основными тенденциями развития США в указанный период, развивать умения работать с учебником, ...
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани
Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...
Методическая разработка: "Задания по теории музыки для 6 и 7 классов общеобразовательной школы. Олимпиада по музыке 2016"
Олимпиада по теории музыки 2015-2016 учебного года была направлена на углубленное изучение жизни и творчества трёх композиторов-юбиляров.Учащимся были предложены задания , связанные с музыкой В.А.Моца...
Организация и методическое сопровождение преподавания английского языка в 9 классе общеобразовательной школе
Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) 9 КЛАСС (очная форма обучения)...
Педагогическая статья «Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»
В статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образно...
Методическая разработка. Технологическая карта урока музыки 6 класс "Старинной песни мир"
технологическая карта урока музыки , с описанием этапов работы, вида деятельности учащихся и учителя...