Использование современных технологий на уроках музыки в условиях модернизации образования
материал по музыке на тему
Информация к заседанию педагогического совета школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy_na_urokah_muzyki_-_inf_k_pedsovetu.docx | 21.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Красногвардейский район
Ставропольский край
Использование современных технологий
на уроках музыки
в условиях модернизации образования
(Информация к педсовету)
Подготовила
учитель музыки,
педагог дополнительного
образования
I квалификационной категории
Миронова Н.В.
2012 год
Ведущие тенденции развития страны связаны с построением демократического общества, строящего рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей мерой свободы и ответственности. Именно они явились основой модернизации образования.
Согласно концепции модернизации школьного образования необходимо решить следующие задачи:
• Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся
• Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьника. Сформировать у них практические навыки самообразования.
• Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий.
• Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
• Усилить социально-гуманитарный, ценностно-ориентированный потенциал содержания общего образования.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъектных отношений.
В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных, компьютерных технологий. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, компьютера, проектора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий, демонстрации изображений и видеоряда, показа презентаций.
Среди педагогических инноваций, опробованных в российских школах, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Их актуальность не вызывает сомнений. Общество, которое заботится о человеке, гарантирует себе процветание, ибо творцом прогресса является личность. Эта личность должна быть не только свободной, но и мыслящей. Общество информационных технологий заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:
- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный комплекс;
- решение разнообразных проблем, требующих проявления коммуникативных умений;
- широкого общения со сверстниками из других школ своего региона;
- свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого мнения по той или иной проблеме;
- постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил.
Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности. И это задача используемых технологий обучения.
Добиться обозначенных целей можно лишь через личностно-ориентированные технологии, ибо обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать современным требованиям.
За последние годы обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание. Цель личностно - ориентированного обучения заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями учащегося. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка.
Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.
Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение под минусовую фонограмму; игровые моменты).
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе "Использование инновационного оборудования в условиях модернизации образования"
В этой работе отражен комплекс образовательных информационных технологий, который можно использовать для поддержки иследовательской и проектной деятельности по предметам биологии- химии....
Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...
Использование ИКТ на уроках музыки в условиях введения ФГОС
Работа в программе movie maker...
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования
Тема «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования»является актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся ...
Педагогическое эссе "Образ современного учителя в условиях модернизации образования"
Представленное эссе раскрывает образ современного учителя с позиций требований современного общества и образовательныхстандартов....
Статья "Уроки музыки в условиях дистанционного образования""
В настоящее время наблюдается активное внедрение информационных технологий в учебный процесс. Использование электронных пособий на учебных занятиях является востребованным, так как они позволяют прово...
Использование современных технологий на уроке английского языка в условиях модернизации образования.
Современный урок английского языка невозможно представить и эффективно реализовать без применения современных образовательных технологий. Педагогическая технология – это научно обоснованный выб...