Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках музыки
статья по музыке на тему

Миронова Нина Викторовна

Статья о реализации личностно-ориентированного подхода, дифференциации и индивидуализации обучения в рамках школьного курса музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МКОУ «СОШ №6»

Красногвардейский район

Ставропольский край

Статья на тему

«Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках музыки»

Подготовила

учитель музыки

Миронова Нина Викторовна

2016-2017 учебный год

п. Медвеженский

   В  современных  условиях,  когда  школа  перестраивается  в  соответствии  с  изменениями,  происходящими  в  обществе,  всё  возрастающее  значение  приобретает  дифференциация  и  индивидуализация  учебно-воспитательного  процесса.  Ориентир  на  абстрактного  “среднего  ученика”  утрачивает  своё  значение.  Многоцветность  и  многогранность  жизни  захлестнула  практическую  педагогику.  Можно  с  полной  уверенностью  сказать,  что  от  декларации  индивидуального  подхода  школа  перешла  к  его  реализации  на  уровне  повседневной  практики.   Остановимся на так  называемой  внутриклассной  индивидуализации  обучения.  Это  те  приёмы  и  способы  индивидуальной  работы,  которые  использует  учитель  на  уроке  в  обычном  классе  массовой  школы.  Можно  выделить  два  разных  критерия,  которые  лежат  в  основе  внутриклассной  индивидуализации:  1)  ориентация  на  уровень  достижений  школьника  и  2)  ориентация  на  процессуальные  особенности  его  деятельности.

    Применение  различных  форм  и  методов  индивидуализации  и  дифференциации  на  уроках  музыки  способствует  достижению  цели  приобщения  учащихся  к  музыкальной  культуре. «Интерес  к  музыке,  увлечённость  музыкой,  любовь  к  ней,  -  обязательное  условие  для  того,  чтобы  она  широко  раскрыла  и  подарила  детям  свою  красоту,  для  того,  чтобы  она  могла  выполнить  свою  воспитательную  и  познавательную  роль…  Любые  же  попытки  воспитывать  и  обучать  того,  кто  музыкой  не  заинтересовался,  не  увлёкся,  не  полюбил  её,  обречён  на  неуспех», -    Д.Б.  Кабалевский.  Отсюда  следует,  что  нельзя  обучать  музыке,  не пробудив  в  детях  интерес  к  ней.  А  любовь,  интерес  к  музыке  могут  возникнуть  только  тогда,  когда  дети  научатся  воспринимать  подлинно  художественные  образы  музыкального  искусства.

        Л.Н.  Толстой  сказал:  “Люди  -  как  реки:  вода  во  всех  одинаковая…  но  каждая  река  бывает  то  узкая,  то  быстрая,  то  широкая,  то  тихая…” Дифференцированный  подход  решает  задачи  эффективной  педагогической  помощи  учащемуся  в  совершенствовании  его  личности,  особенно  это  актуально  для    «трудных»  подростков.  В  каждом  классе  есть  чисто  интонирующие  ребята,  неинтонирующие  и  не  совсем  чисто  интонирующие.  Работа  идёт  по  группам  в  разных  сочетаниях.  Реализация  дифференцированного  подхода  способствует  организации  групповых  игр,  соревнований, созданию  временных  творческих  свободных  групп, позволяющих раскрыть  достоинства  учащихся. На  уроках  музыки  учитель  может  создавать  ситуации  успеха  именно  для  тех  учащихся,  которых  преследуют  неудачи  на  других  уроках,  воздействуя  на  чувства,  а  через  них  на  поведение  «трудных»  подростков. Так  как  в  каждом  классе  обучаются  разные  ученики  с  разными  способностями,  с  разными  интересами,  с  различной  профессиональной  направленностью,  то  и  учитель  должен  учитывать    разные  запросы  своих  учеников.  Обучение  должно  быть  разноуровневым.  И  оно  должно  быть  ориентировано  на  индивидуальные  особенности  и  познавательные  потребности  ученика.

    Выявлено, например, что на характер восприятия музыки существенное влияние оказывает тип темперамента слушателя.  Многочисленные музыкально – психологические наблюдения и эксперименты выявили избирательную чувствительность различных типов темперамента к определённым видам музыки и даже тональностям.  Поэтому  и  подход  в  обучении  должен  быть  индивидуальным  и  дифференцированным  на  всех  этапах  урока  и  видах  деятельности:  слушание,  исполнение  музыки  (пение),  игра  на  музыкальных  инструментах,  беседа  (анализ  музыкального  произведения).   Важным  этапом  занятий  является  анализ  музыкального  произведения. В  результате  анализа  должны  быть  получены  такие  знания,  которые  можно  будет  широко  и  эффективно  использовать  в  процессе  ознакомления  детей  с  данным  сочинением. Учащиеся могут определить средства музыкальной выразительности, стиль композитора, основную идею произведения.   В  каждом  классе  есть учащиеся с разным уровнем развития.  Нельзя ждать, а тем более, требовать от них одинаково полного и развёрнутого ответа на вопрос.  Бывают  вопросы  безадресные  или  ненаправленные  и  адресный  вопрос,  то  есть  направленный  (второй  способ  эффективный).  Но  используются  оба  вида.  Практика  показывает,  что  наилучшее  соотношение  -  на  два направленных  вопроса  один ненаправленный. Если цель  учителя  не  в  демонстрации  умственного  убожества  ученика,  а  в  обучении  его  и  в  личностном   развитии,  то  он  задаст  вопрос,  на  который  ученик  сможет  ответить.  Например, более сильному ученику могу  задать  вопрос  сложный  и  безадресный,  а менее сильному - вопрос  направленный  и  проще,  и  в  эмоциональном  плане  оба  ученика  будут  испытывать  удовлетворённость.  Например: 1. Какими  музыкальными  выразительными  средствами  передал  композитор  состояние  человека  (природы)? 2. Как  прозвучала  музыка?  Всё  это  называется  планированием  вопросов.  Задаётся  вопрос,   не  требующий  размышления,  суждения,  логического  заключения,  вариативности  ответа,  а  вопрос,  дающий  лишь  воспроизведение  ответа,  порой  односложный  ответ,  или  выбор  из  двух  ответов.  Каким  бы  ни  был  ответ,  необходимо  найти  способ  похвалить  ученика,  подчеркнуть  достоинства.  Тогда  между  трудным  учеником  и  учителем  начнут  формироваться  те  отношения  доверия  и  взаимопонимания,  которые  помогут  ему  в  дальнейшей  его  жизни.

      На  уроках  музыки  открывается  большая  возможность  влияния  на  «трудных»  учащихся,  чем  на  других  уроках.  Кроме  всего  арсенала  воздействия  на  поведение  и  сознание  школьников,  учитель  музыки  владеет  художественно-эстетическим  потенциалом,  может приобщить учащихся  к  культурному   наследию  предшествующих  поколений.  Музыкальные  и  художественные  образы  затрагивают  самые  тонкие  струны  человеческой  души.  Умелая  подача  учебного  материала  позволяет  не  только  дать  учащимся  новые  знания  по  предмету,  но  и  сформировать  отношение  к  общечеловеческим  ценностям:  Родине,  Семье,  Добру,  Миру,  Знанию,  Труду.

     Школьная программа сейчас очень сложная, насыщенная.  Новые требования к подготовке учащихся выдвигает ФГОС. Дети часами что-то пишут, учат, готовятся к экзаменам, ищут в Интернете какие-то материалы. Уроки музыки  позволяют задействовать другие отделы мозга, другие чувства, снять излишнее умственное и нервное напряжение. Пишем мы на уроках мало. Больше слушаем, смотрим, беседуем. Старшеклассники готовили сообщения на выбранные темы, что позволило каждому проявить себя и выступить перед одноклассниками. Один справился и нашёл материал самостоятельно, другому потребовалась помощь. Кто-то сделал презентацию, кто-то нашёл сведения в библиотеке, но все работали с интересом.

    Эффективным  воздействие  на  подростка  будет  тогда,  когда  процесс  обучения  будет  гуманным,  построенным  на  принципе  сотрудничества. Я обратила внимание, что появились изменения в отношении учащихся к предмету. Они получают на уроках интересные, новые сведения о любимых певцах, группах, композиторах. Возникший интерес подталкивает учащихся к поиску материала в Интернете, в книгах. Кто-то нашёл у родственников пластинки Битлз.  Кто-то был поражён, впервые увидев  балет «Спартак». Кто-то попросил сбросить на флэшку  музыку с фестиваля Сан-Ремо 1985 года. А как удивились девятиклассники, узнав, что их любимый Раммштайн  исполнял на концерте в России «Песню о тревожной молодости» А. Пахмутовой  на русском языке! Очень удивил меня в первый год работы учителем один ученик-девятиклассник. На зимних каникулах он посмотрел по телевизору рок-оперу «Юнона»  и « Авось», с фрагментами которой знакомились на уроке, полностью и радостно поделился впечатлениями!

    Порой подростки и не подозревают, сколько существует по-настоящему качественной, удивительной музыки вокруг.  Ведь в Интернете, по телевизору и радио часто мы слышим далеко не лучшие её образцы.  Поэтому я стараюсь найти способы заинтересовать учащихся и другими произведениями: «Посмотрите это, послушайте! Возможно, больше  вы нигде не встретите этого. Я искала это произведение много лет».  Воспитание  должно  идти  непроизвольно,  естественно  и  искренне,  так  как  именно  в  подростковом  возрасте  дети  особенно  чувствительны  к  фальши  и  насилию  в  любой  форме,  они  вызывают  у  подростков  очень  бурную  реакцию  сопротивления.  Это  не  значит,  что  подростку  нельзя  делать  замечаний,   речь  идёт  о  том,  чтобы  они  были  справедливыми   и высказывались в тактичной форме.  Я наблюдаю, что подростки стали делиться своими открытиями друг с другом, меняться редкими записями, дисками. Значит, удалось чем-то заинтересовать, чем-то зацепить «за живое».  Тем более приятно, когда ученики просят поделиться музыкой из моей богатой и разножанровой  фонотеки. Обязательно запишу для них музыку на диски или кину ссылку.  А завтра уже они в свою очередь принесут мне  что-то новое и интересное.

   В заключении могу отметить, что индивидуализация и дифференциация обучения на уроках музыки позволяет каждому из учащихся реализовать себя, а учителю  найти пути донести материал до большинства, подтолкнуть подростков к самостоятельному  поиску информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках биологии.

В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине  ведущими технологиями, направленными на личность, на её индивидуальность стан...

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка

дифференциация как условие как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка...

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе....

Презентация Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ

Всестороннее развитие личности на основе дифференциации и индивидуализации обучения на уроках русского языка и литературы в 5 классе МБОУ Шуйской СОШ...

Дифференциация как условие индивидуализации обучения на уроках английского языка

Статья посвящена  проблеме дифференциации на уроках английского языка в инклюзивном образовательном пространстве школы. Автор делится опытом работы по реализации принципа  дифференцированног...