"Музыкальное развлечение, как средство развития экологической культуры"
материал по музыке на тему

Володина Оксана Викторовна

материал раскрывает технологию создания музыкального развлечения экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volodina_yarmarka.docx803.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

 «Центр развития ребёнка – детский сад № 501 «Медвежонок» Октябрьского района

630017  г. Новосибирск, ул. Б.Богаткова, 194/9

 тел. 260-59-11, факс 264-22-28, ds_501_nsk@nios.ru

Районный конкурс

«Ярмарка педагогических идей - 2015»

НОМИНАЦИЯ

«Создание психолого-педагогических условий

 эффективного внедрения ФГОС ДО»

Опыт работы

«Музыкальное развлечение

как средство развития экологической культуры дошкольников»

Автор:

Володина Оксана Викторовна,

музыкальный руководитель,  

 I квалификационной категории,

педагогический стаж 16 лет


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение  ………….……………………………………………………………………………………….…………… 2 

  1. Актуальность …………………………………………………………..………………………………………..………… 4
  1. Состояние разработанности темы экологического воспитания дошкольников…………………………………………………………………………………………………………… 5
  1. Новизна и теоретическая обоснованность представленного опыта …………………….9
  2. Методическая разработанность темы …………………………………………………………………..  12
  3. Результаты внедрения опыта …………………………………………………………………………………..15
  4. Практическая значимость опыта …………………………………………………………………………….15

Заключение ………………………………………………………………………………………………………..…………... 16

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Статья «экологическое состояние России на сегодняшний день»,

 Крошкина О.Е., Пичугина Т.О., Короткова Ю.А.;

  1. Материал на тему «Экологическое состояние России», интернет-источник;
  2. Статья «Экологическое состояние Новосибирской области», по материалам официального сайта города Новосибирска;
  3. Информация об итогах пожароопасного сезона на территории Новосибирской области/ Департамент лесного хозяйства Новосибирской области;
  4. Система экологического воспитания в МКДОУ ЦРР - д/с № 501;
  5. Результаты диагностики уровня экологических знаний и отношения к объектам природы воспитанников МКДОУ ЦРР – д/с № 501;
  6. Подборка музыкального материала для слушания, создания атмосферы экологической направленности;
  7. Песенный репертуар экологической направленности;
  8. Картотека экологических игр;
  9. Сценарии музыкальных развлечений
  1. «Двенадцать месяцев. Продолжение…»
  2. «Лес волшебник»
  3. «Весна в лесу»
  4. «Волшебница ВОДА»
  5. «Как прекрасен этот мир»
  6. «Как на Матушке реке»

Введение

Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, взаимосвязей внутри природных сообществ.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию,  проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира. Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению.

Представленный опыт работы раскрывает возможности средств музыкального искусства для развития экологической культуры дошкольников.

 Актуальность

Актуальность в масштабе России

На сегодняшний день на планете земля существует много экологических проблем, начиная от исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой вырождения человеческой расы. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к загрязнению природной среды радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия.

Учёными всего мира создано много теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей их решения. Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте, ей начинают уделять все больше внимания, принимаются новые экстренные меры. Экологическое состояние нашей страны не находится в стороне от общемировых тенденций, напротив «… удельные показатели негативных воздействий на окружающую среду в расчете на душу населения и единицу валового внутреннего продукта в России являются одними из самых высоких в мире» - эту цитату и множество других с подобным содержанием легко можно найти человеку заинтересовавшемуся состоянием среды обитания  в текстах докладов, отчётов, научных работах студентов и учёных с мировыми именами в сети интернет. Несколько статей иллюстрирующих данное утверждение расположены в приложениях № 1,2.

Актуальность в масштабе Новосибирской области

Город,  в котором мы живём, является одним из самых неблагополучных городов России в плане экологического состояния, одной из острейших экологических проблем является огромное количество вредных выбросов в атмосферу, которое осуществляется как промышленными предприятиями, так и автотранспортом. Более 5 лет г. Новосибирск включается в список, состоящий из  25 городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Кроме того, можно отметить следующие проблемы экологического характера:

  • оборудование на большинстве предприятий не соответствует экологическим нормам;
  • не обеспечивается  своевременная утилизация мусора
  • неудовлетворительное состояние природных заповедников и заказников. Длительное отсутствие финансирования привело к резкому сокращению представителей флоры и фауны, которые находятся в Красной книге;
  • вырубка лесов,  а также лесные пожары, уничтожают огромное количество деревьев. Любопытен тот факт, что по данным Департамента лесного хозяйства Новосибирской области 64,4% лесных пожаров возникает по вине граждан.

В приложении № 3, 4 вы можете познакомиться с некоторыми обобщёнными данными об экологическом состоянии территории Новосибирской области.

Современное состояние разработанности темы экологического воспитания дошкольников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию данной проблемы. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования детей в воспитательно-образовательном  процессе. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников.

Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:

1. Принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса.

2. Воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

Нельзя утверждать, что правительство России и Новосибирской области бездействует в отношении озвученной проблемы. Напротив, в последнее время, появился ряд документов свидетельствующих о том, что в отношении данного вопроса предпринимаются конкретные шаги. Здесь мы приведём те документы, которые имеют значимость для работников сферы образования, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.;
  • Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.
  •  Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
  • В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

Развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время все еще находится в стадии становления. Только в  90-е годы появился ряд  авторских экологических программ, а вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ.

Известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев (советский и российский учёный, педагог, академик и вице-президент Академии педагогических наук СССР), отмечает: «до настоящего времени нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются:

обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем);

воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);

развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Удачным и понятным является определение В.А. Ясвина1: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме (см. список литературы)  позволяет сделать следующие выводы:

  • В качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе;
  • Низкая  эффективность используемых  в  большинстве ДОУ программ и методических разработок характеризуется:

____________________________________________________________________________________________

1 Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области экологической психологии, экспертизы, проектирования и мониторинга развития образовательных систем. Автор более 130 работ. Лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

1. Направленностью  в основном на развитие интеллектуальной сферы (дети получают знания).

2. Природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности.

3. Использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности.

Анализ состояния экологического воспитания в нашем детском саду подтверждает сделанные выводы.

Актуальность для МКДОУ ЦРР – д/с № 501

        В нашем детском саду решение  задач, связанных с экологическим  воспитанием, вошло в педагогическую практику в конце 90-х годов, когда в ДОУ была организована работа кабинета познавательного цикла.  За 15 лет  в ДОУ была  создана разнообразная развивающая предметно-пространственная среда, способствующая решению экологоориентированных задач, выстроена  система экологического воспитания дошкольников (подробнее можно ознакомиться в приложении № 5). Созданная среда,  функционирование кабинета познавательного цикла, четкое  взаимодействие  воспитателя познавательного цикла с педагогами групп, внедрение  в практику работы  современных педагогических технологий опытно-экспериментальной деятельности детей, метода проектов, детско-родительского проектирования, включение воспитанников и их родителей  в разнообразные виды детской деятельности  принесли определённые результаты. Так воспитатель кабинета познавательного цикла ежегодно фиксировала рост уровня и качества экологических знаний воспитанников. В каждой группе ДОУ высокий уровень овладения знаниями экологического и природоведческого характера  составлял более 63,7 %  (приложение № 6).  Ребята  подготовительных к школе групп, ежегодно принимали участие (всегда выходили в финал игры и 5 раз становились ее победителями) в районных интеллектуальных играх дошкольников «Эрудиты», где неоднократно тема игры, так или иначе, была связана с экологическим воспитанием.

Подтверждение 1 вывода:

 направленность  в основном на развитие интеллектуальной сферы

Наряду с вышесказанным воспитатели групп, всё чаще отмечали  небрежное отношение воспитанников к объектам живой и неживой природы. Дети прекрасно знали особенности природных объектов, имели чёткие представления об их  взаимодействии, могли объяснить элементарные взаимосвязи, свойства и т.д. Однако, полученные знания не переносили в самостоятельную деятельность, поведение  в природе не отличалось экологической направленностью, что подтвердили результаты диагностики уровня сформированности экологической культуры. Анализ полученных данных показал, что у  45,9 %  детей зафиксирован средний уровень сформированности, у 8,67% - низкий уровень, и только у 45,4 % воспитанников обнаружен высокий уровень сформированности экологической культуры.   С результатами диагностики можно ознакомиться в приложении № 6.

Подтверждение 2 вывода:  

природные ресурсы рассматриваются с точки зрения потребности в них человека, что приводит к потребительскому отношению к природе, а не к осознанию её как ценности.

Главная роль в формировании личности человека принадлежит его родителям. Становление основ духовной, нравственной, экологической культуры закладывается в семье. Беседы с детьми, подтверждают потребительское отношение родителей воспитанников к объектам природы, а так же преимущественно низкий уровень сформированности их экологической культуры.

Подтверждение 3 вывода:

использование только учебных пособий без организации системной практической деятельности.

В последние годы педагогам детских садов крайне сложно организовать качественное взаимодействие воспитанников с объектами живой и неживой природы, где ребёнок являлся бы активным деятелем.  Так, п.6.11 СанПин 3.2. 3215-14 не допускает размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях. Педагоги не имеют возможности организовать  наблюдения, уход  за живыми существами, что, по сути, являлось мощным эффективным средством, способствующим формированию и развитию экологической культуры.

Сложившаяся криминогенная, террористически неблагополучная обстановка затрудняет организацию выездных экскурсий воспитанников за территорию ДОУ. Что опять же лишает педагогов возможности проводить интересные наблюдения, способствовать возникновению у детей положительного эмоционального опыта от соприкосновения с объектами природы и т.д.

Таким образом, перед коллективом была обозначена следующая цель:

Осуществить поиск эффективных форм, методов, средств работы с детьми, способствующих развитию эмоционально-положительного отношения ребёнка к миру природы, окружающему миру, как основе формирования экологической культуры дошкольников.

Исходя из вышесказанного, была выдвинута гипотеза:

Музыкальное развлечение может являться эффективным средством формирования и развития экологической культуры дошкольников.

Новизна и теоретическая обоснованность представленного опыта

 «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств»

Людвиг Ванн Бетховен

Что есть МУЗЫКА?

 МУЗЫКА – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Музыка может влиять на настроение. Музыка способна  обострять наше духовное восприятие мира. Она может  вызывать в нас различные чувства, эмоции: удивление, умиление, восторг, тревогу, интерес, радость и прочие. Эмоции  мотивируют, мобилизуют энергию , которую ребенок воспринимает как позыв к совершению действий.  Музыка способствует возникновению эмоциональных переживаний ребёнка, которые положительно сказываются на его личностном развитии.

Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны; использование  музыкального искусства для углубления этих впечатлений – вот та сила, которую можно использовать для формирования нравственных, духовных свойств личности.

Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, кроме того, музыка  выступает  одним из средств эмоционально-образного познания ребенком окружающего мира. Эти слова, подтверждают гипотезу, в той части, что музыка может выступать  эффективным средством формирования у детей надежных основ ответственного отношения к природе.

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П.И.Чайковского, А.Вивальди и А.К.Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.

 Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с нами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя,  то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.  

Что есть МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ?

 МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ - одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, призванная создать условия для возникновения  разнообразных эмоций и чувств. Развлечение  объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство.  Музыка как ведущий компонент музыкального развлечения  объединяет все искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой, вызывает  у дошкольника сопереживание к происходящему.

Соответственно музыкальное развлечение экологической направленности – способствует рождению эмоциональных переживаний в отношении некоторого экологоориентированного содержания и положительно сказывается на решении задач, лежащих в плоскости формирования экологической культуры. Педагогический смысл праздников, досугов, развлечений  заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

 Воспитание посредством музыки - это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание. Музыкальный праздник или развлечение можно назвать современной личностно-ориентированной технологией развития и воспитания детей, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Во время музыкального развлечения поддерживается детская самостоятельность и инициатива, ребёнок – субъект деятельности, погружённый в самые разнообразные её виды: музыкальную, двигательную, интеллектуальную, подвижную, исследовательско-эксперементальную и т.д.

Посредством организации музыкального развлечения экологической направленности можно решать целый комплекс  экологоориентированных задач:

- Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой;

- Развитие отношения к природе  как нашему общему дому, переживание себя  как части  природы;

- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

- Закрепление  имеющихся  экологических представлений, знаний природоведческого характера и многие, многие другие.

Таким образом, была сформулирована цель:

внедрить в педагогическую практику работы с дошкольниками, такую форму совместной деятельности взрослых и детей, как  музыкальное развлечение экологической направленности.

Задачи:

  1. Разработать алгоритм создания музыкального развлечения экологической направленности;
  2. Отобрать музыкальный материал для слушания, исполнения, музыкально-ритмической деятельности;
  3. Создать картотеку игр экологической направленности;
  4. Разработать сценарии музыкальных развлечений экологической направленности.

Решение выше обозначенных задач, обусловлено соблюдением следующих требований:

- Разнообразие содержания для накопления дошкольниками эмоционально-положительного опыта, обогащения разнообразными впечатлениями;

- Художественные достоинства материала и качество его исполнения,  как взрослыми, так и детьми;

- Занимательность содержания, новизна элементов;

-  Доступность музыкального и литературного репертуара и разнообразные формы его проведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

- Направленность на развитие активности, воображения детей;

- Многообразие и чередование  видов детской деятельности;

- Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- Предоставление возможности выбора дошкольникам;

- Научная достоверность сообщаемых сведений экологического характера;

- Создание правдоподобного образа героев (детей и взрослых);

- Эстетичность оформления, чувство меры;

- Соблюдение определенной продолжительности развлечения, в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 и до 30-40 минут).

Методическая разработанность темы

Алгоритм создания музыкального развлечения экологической направленности можно представить в следующем виде.

  1. Проектирование игровых проблемных ситуаций, объединённых единой сюжетной линией.

Важно, что бы дети являлись субъектами деятельности, были замотивированы на выполнение заданий и решение проблемных ситуаций, что возможно только при игровом характере сюжета. Поэтому детям предлагается – что-то найти, отгадать, спасти кого-то, оказать помощь и т.п. А в основе сюжетной линии часто оказывается мотив путешествия в сказку, в природу и т.д. Сюжеты близки и знакомы детям, герои с чётко обозначенными характерами, вызывающие вполне однозначные чувства.

Итогом является сценарий мероприятия (см. приложение №10)

Следующий шаг.

  1. Подбор музыкального материала.

             Это могут быть классические, народные, эстрадные произведения натуралистические звуки природы и т.п. В зависимости от решаемой задачи. Согласитесь, что если по сюжету дети попадают на берег океана, то настоящий шум прибоя и крики чаек позволят воспроизвести более реалистичную картину.  Именно музыка способна создать тот необходимый эмоциональный фон, который породит чувство сопричастности происходящему, будет способствовать возникновению реалистичных впечатлений и ощущений, углубит восприятие детьми того или иного образа встретившегося героя, возникшей ситуации и т.п. Помогает вызвать именно те, чувства, которые необходимы для создания мотивации, подкрепления когнитивного опыта и т.д.

        В приложении № 7 расположена подборка музыкального материала для слушания, создания атмосферы праздника.

  1. Создание атмосферы.

Здесь, мы имеем в виду ту «картинку», которая представляется перед детьми. И состоит она из оформления зала, или того помещения где проводится праздник, тщательного составления образа героев участников праздника. Так, например, если это Водяной, то он максимально похож на этот  персонаж, однозначно узнаваем. Костюмы и атрибуты для героев подбираются не по принципу, что есть, а тщательно продумываются и подбираются под каждый образ.

 В настоящее время всё больше в нашу жизнь входят компьютерные технологии, которые позволяют нам на мгновение становится волшебниками и открывать перед детьми настоящий мир природы, во всем его многообразии и великолепии.

Следующий момент состоит в том, что благодаря современным компьютерным технологиям, при разумном использовании которых, мы обладаем огромными возможностями воздействия на детей. Мы не можем отвезти их на место экологической  катастрофы, но можем показать им её последствия, и это произведёт гораздо большее впечатление, нежели например, письмо от китов с просьбой о помощи. Несомненно, возможно использование и подобных приемов, но чем больше в арсенале педагогов средств, тем более велика вероятность «достучаться» до сердец не только наших воспитанников, но их родителей.

  1. Разучивание экологоориентированных песен.

              Музыкальный руководитель подбирает песенный репертуар для мероприятия соответственно возрасту детей их индивидуальным возможностям и способностям, и конечно, сюжету развлечения. Так, чтобы каждая песня органично вписывалась в происходящее действо и являлась определенным акцентом. Песня может задать тон всему происходящему, может обозначить и подчеркнуть переломный момент в ходе сюжета, подчеркнуть некое событие, и, конечно, песня завершает каждый праздник, концентрируя в себе основную идею  мероприятия.

        Песни разучиваются с детьми во время музыкальных занятий, в совместной деятельности со взрослым, безотносительно времени и места исполнения. Это потом, во время праздника, дети в полной мере осознают её содержание, либо, напротив, посредством содержания песни лучше проникнуться происходящему. Праздник, развлечение пройдёт, а песня ещё долго будет звучать в уме, и рождать чувство в сердце.

        В приложении № 8 вы можете познакомиться с примерным песенным репертуаром экологической направленности.

  1. Разучивание танцев и стихов.

 Танец – это язык тела, а не просто ритмические движения под музыку. Танец – это сюжет, некая мысль высказанная особым языком. Обучая ребят этому языку, подключая кинестетические ощущения ребёнка,  вновь и вновь даём ему  возможность лучше прочувствовать, а значит лучше понять Матушку природу: летим как бабочки, идём как мишки, шагаем как муравьи – именно так, посредством перевоплощения ребёнок усваивает особенности поведения и жизнедеятельности объектов живой и неживой природы.

 В свою очередь, стихи о природе – это уникальное средство, позволяющее раскрыть все богатство родного языка и приблизиться к тому невероятному очарованию, которое таит в себе природа.

  1. Театрализованная деятельность.

Не секрет, что дети обожают театр и театрализованные постановки. А к старшему дошкольному возрасту у них просыпается особый интерес к театрализации, где они стремятся скорее стать актерами, нежели зрителями. Информация об актуальных экологических проблемах, знаниях и прочем поданная в театрализованной форме, не только, запоминается лучше, но и становится живой, насущной. Цифры, факты, термины, легко и непринужденно проникают в умы и души зрителей.

Задача педагога подобрать интересный материал доступный детям по возрасту, подходящий по смыслу и содержанию. Работа над инсценировками проводится индивидуально и подгруппами строго с участием только тех ребят, которые задействованы в постановке, для остальных детей – это сюрпризный момент.

  1. Подготовка игр.

Обязательно в содержание экологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированного поведения и т.д.

Например: «Посади цветы», «Убери   мусор», «Накорми птенцов», «Очисти реку» и т.п. Эти названия говорят сами за себя, здесь только стоит добавить, что подготовка каждой игры включает в себя, чёткую постановку цели, задачи, подбор атрибутов, формулирование игровой мотивации для детей.

В приложении № 9 размещена картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.п.), некоторые игры заимствованы из разных источников, многие придуманы педагогами ДОУ.

  1. Организация взаимодействия с родителями.

Родители должны быть активными участниками:

 - процесса подготовки к развлечению (подготовка костюмов, оформления, атрибутов к играм, сюрпризных моментов и прочее);

- самого развлечения (исполняют роли героев, играют на музыкальных инструментах, участвуют в организуемой деятельности наравне с детьми).

         

Работа по данному направлению в ДОУ ведётся в течение 3-х лет, за это время проведено множество развлечений во всех возрастных  группах, различной направленности. В приложении № 10 приведены, в качестве примера, несколько разработанных сценариев иллюстрированные фотографиями с развлечений.

Результаты внедрения опыта

- Низкий уровень сформированности экологической культуры воспитанников ДОУ на сегодняшний день составляет – 3,6 %

Диаграмма, показывающая динамику развития экологической культуры воспитанников ДОУ № 501 за три года (2011-2014), диагностика знаний.

Диаграмма, показывающая динамику развития экологической культуры воспитанников ДОУ № 501 за три года (2011-2014), диагностика  отношения к объектам живой и не живой природы.

- Повысился уровень экологической культуры родителей воспитанников;

- Возросло количество родителей принимающих участие в акциях экологической направленности.

Практическая значимость опыта

        Представленный материал, может быть полезен работникам дошкольных учреждений: воспитателям, музыкальным руководителям, руководителям кружковой работы природоведческой и экологической направленности. Игры, песни, сценарии могут стать хорошим подспорьем тем, кто только начинает свой путь как педагог, возможно, что и обогатит  профессиональную деятельность тех, кто уже предпринимает, определённые усилия, в деле преодоления экологического кризиса планеты.

Заключение


        
Вопросы экологического воспитания чрезвычайно серьёзны, в решении которых должны принимать все  жители планеты Земля. Возможно, это звучит высокопарно, возможно излишне самонадеянно, но у меня есть твёрдое убеждение, что наша сила в единстве, и не должно остаться ни одного разумного человека на Земле, кто остался бы равнодушным…

"Делай то, что ты можешь;

тем, что ты имеешь

и там, где ты сейчас"

Теодор Рузвельт.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Сценарии музыкальных развлечений в развитии экологической культуры дошкольников.

Музыкальное развлечение - одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, призванная создать условия для возникновения разнообразных эмоций и чувств. Развлечение объединяет в себе р...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...