Урок музыки "В чем сила музыки В.А. Моцарта?"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Урок музыки "В чем сила музыки В.А. Моцарта?" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_chem_sila_muzyki_v.a._motsarta.doc | 102 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке в 6 классе
Тема: В чем сила музыки В.А. Моцарта?
Цель: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству В.А.Моцарта, музыка которого не имеет границ
Задачи: 1.Раскрытие особенностей музыки В.А.Моцарта
2.Знакомство с жизнью и творчеством В.А.Моцарта
3.Воспитание интереса и любви к классической музыке;
4. Развитие творческого мышления, умения анализировать и обобщать;
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, аналитический
Музыкальный материал: фрагменты произведений «Симфонии № 40», «Рондо в турецком стиле», «Маленькая ночная серенада», «Лакримоза» из «Реквиема», песня «Колыбельная» (русский текст С. Свириденко)
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, синтезатор, слова-характеристики, тексты песни
План урока:
1. Организационный момент
2. Введение в тему (слушание фрагмента «Симфонии № 40»1 часть)
3. Новый материал:
а) краткий рассказ о жизни и творчестве В А Моцарта
б) слушание и анализ фрагмента - «Маленькая ночная серенада»
в) слушание и анализ фрагмента– «Рондо в турецком стиле»
г) слушание и анализ - «Лакримоза» из «Реквиема»
4. Вокально-хоровая работа
Песня «Колыбельная» (русский текст С. Свириденко)
5. Закрепление
6. Итог:
а) тест
б) оценивание
Ход урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
2. Введение в тему.
-Наш урок мы начнем с слушания музыки. Внимательно послушайте.
Слушание 1 части «Симфонии № 40» (диск3 кл 14 урок)
-Знакома ли вам музыка?
-Кто автор этого произведения?
- Да, это произведение Моцарта. Ранее мы беседовали о нем, слушали некоторые его произведения. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к музыке Моцарта: глубже познакомимся с жизнью и творчеством композитора, будем слушать и анализировать яркие образцы его произведений, попытаемся понять в чем сила и бессмертие его музыки?
3.Новая тема.
-Эпиграфом нашего урока я выбрала высказывание Д. Д. Шостаковича «Моцарт-это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
а) краткий рассказ о жизни и творчестве В.А. Моцарта
-Вольфгангу Амадею Моцарту было три года, когда отец Леопольд Моцарт, скрипач и композитор, начал учить его играть на клавесине. С первых занятий отец был поражен способностями мальчика: он разучивал новые произведения с быстротою, какая редко доступна и зрелому музыканту. Вскоре уже весь Зальцбург знал: в доме у Моцарта растет чудо-ребенок.
К шести годам он уже прекрасно играет на клавесине, импровизирует, сочиняет, вместе с сестрой дает концерты в Зальцбурге, Мюнхене, Вене. Отец Моцарта решил показать своих талантливых детей Европе, надеясь, что их выступления принесут им славу. На протяжении нескольких лет Моцарты разъезжают по городам и странам. Чудо-дети приводят в восторг слушателей. Вольфганг Моцарт играет все, что закажет любой слушатель, играет, когда ему закрывают клавиши тканью, фантазирует на заданную тему, называет любую ноту, взятую на клавесине.
Когда Моцарту исполнилось 8 лет, отец стал учить его композиции.
В Лондоне ему посчастливилось- его учителем стал знаменитый Иоганн Кристиан Бах, младший сын известного И С Баха, который сразу увидел, что мальчик гениален. Вольфганг много сочиняет. Произведения этого возраста показывают, что он тонко чувствовал и знал все инструменты оркестра. Из Лондона он вернулся композитором.
Когда ему исполнилось 14 лет, в Италии он наравне со взрослыми композиторами участвовал в конкурсе филармонической академии. Члены академии были в восторге от его таланта и мастерства. Единогласно его избрали академиком. Но в родном городе Зальцбурге Вольфганг Моцарт был придворным музыкантом на службе у жестокого и капризного епископа. Каждое утро он должен был простаивать в передней господина вместе со слугами и ожидать распоряжений на день. Не выдержав, Моцарт подает в отставку. Тогда были созданы лучшие в мировом искусстве оперы «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», много симфонической и инструментальной музыки. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была веселой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей , но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер.
Моцарт жил в постоянной нищете. Содержанием и смыслом его жизни был труд, неустанный, многодневный. Даже перед смертью, обессиленный, он старался писать музыку. За свои 35 лет он написал 600 произведений- опер, симфоний, концертов, сонат, ансамблей, песен. Он был клавесинистом, органистом, скрипачом, дирижером, композитором. Им восхищались, ему аплодировали. В последние дни его жизни в театре с большим успехом шла его опера «Волшебная флейта».
Когда Моцарт умер, его тут же забыли. Не нашлось даже денег на достойные похороны: его похоронили в общей могиле для бедняков.
«Вечно солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт»,-этими словами заслужено оценил музыку Моцарта А. Рубинштейн.
- Сегодня на уроке прозвучат отрывки из разных сочинений композитора.
В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Эта ночная музыка называлась серенадой
(объяснение термина)
Серенада (от итал. Серенада- ночная прохлада)- первоначально музыкальное произведение, исполняемое в вечернее время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви (песня в честь возлюбленной).
К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». В ней композитор предстает человеком веселым и переполняемым любовью.
Предлагаю прослушать фрагмент этого произведения.
б) слушание и анализ фрагмента - «Маленькая ночная серенада»
(7 кл 10 урок)
- Каков характер серенады? Какими словами можно охарактеризовать музыку?
- Какие выразительные средства использовал композитор?
«Маленькая ночная серенада - настоящий шедевр. Думаю каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное»- так отозвался об этом произведении Й. Гайдн.
-Еще один фрагмент произведения, с которым я хочу вас познакомить, оно называется «Рондо в турецком стиле». Моцарт много путешествовал и однажды он услышал впервые не известную дотоле европейским слушателям турецкую музыку. В ней большую роль играли разные ударные инструменты. Сейчас мы прослушаем, как остроумно Моцарт воспроизвел шумные удары.
в) слушание и анализ фрагмента–«Рондо в турецком стиле»(2 кл 30 урок)
-Охарактеризуйте музыку.
-Была ли здесь музыка, которая повторялась?
-Сколько раз она прозвучала: два или несколько?
-А новая музыка звучала между повторами?
Такую форму произведения называют – рондо (объяснение термина)
Рондо (итал.рондо)- музыкальная форма, основанная на многократном повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания. Главную тему называют рефреном, а другие части эпизоды (их бывает 2,3, реже 4)
Рондо возникло из хороводных песен, в которых запевала исполнял разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен).
- И еще одно произведение, которое нельзя не затронуть говоря о Моцарте,-«Лакримоза» из «Реквиема».
- Новые понятия: (объяснение терминов)
Реквием (лат.)- большое вокальное или вокально-инструментальное произведение, написанное в память умерших, погибших.
Лакримоза (лат.)- в переводе означает «слезная, печальная».
-Интересна история создания «Реквиема».
За несколько месяцев до смерти к Моцарту пришел таинственный незнакомец, который захотел остаться неизвестным, и заказал «Реквием». Заказ взволновал композитора. Получилось так, что писал он «Реквием», будучи тяжело больным. И ему казалось, что пишет он его для самого себя. Теряя силы, временами призывая на помощь всю свою волю, умирающий Моцарт торопился завершить работу, но ему так и не удалось закончить «Реквием». Его в 1791 году закончил ученик Моцарта Ф. Зюсмайер, который помогал ему в работе над «Реквиемом» в последние дни его жизни.
«Реквием» Моцарта- это волнующая поэма жизни и смерти. В ней глубочайший мир человеческих переживаний - растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.
«Лакримоза»- самая короткая, но самая чудесная часть из «Реквиема» Моцарта. Это-кульминация всего произведения.
г) слушание и анализ - «Лакримоза» из «Реквиема»
-Что происходит с мелодией? (поднимается вверх и резко падает)
-Определите характер музыки из слов-характеристик
-Какие интонации слышны? (интонации стона, плача)
4. Вокально-хоровая работа
А сейчас внимательно послушайте (исполняется колыбельная песня на бурятском языке)
Бааюу,бааюу,бааюунай
Баабайн эжын хуугэдээ
Амтан мамаа эдихэлдээ
Тургэн томо болохол дээ.
- Что за песню я спела? (колыбельная)
- Почему вы так решили? (музыка нежная и плавная, звучит медленно и тихо)
- Как вы думаете это колыбельная народная или композиторская? (народная)
- А сейчас послушайте другую (Звучит колыбельная Моцарта)
- Что это за музыка?
-Как вы думаете это колыбельная народная или композиторская? (композиторская)
-Да, и музыку этой известной колыбельной написал В А Моцарт. Эту колыбельную узнают и поймут в любой стране на каком бы языке она не звучала. Ведь у каждого народа есть свои колыбельные песни, и поются они на разных языках. Почему мы без слов их понимаем? (потому что в них передается любовь матери к своим детям). Русский текст к музыке написан поэтом С Свириденко.
- Давайте исполним сейчас эту известную колыбельную.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Музыка В. Моцарта
Русский текст С. Свириденко
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной –
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот;
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
5. Закрепление
- Какие произведения мы слушали?
- С какими новыми музыкальными понятиями познакомились?
6. Итог урока
- Что нового вы узнали о В.А.Моцарте?
Подведем итог, в чем же сила музыки Моцарта:
-Музыка, воздействуя на чувства человека, влияет на его настроение;
от настроения зависит характер поведения человека, его поступки;
из поступков складывается судьба, жизнь.
Таким образом, музыка воздействует на жизнь человека.
Сила музыки В. Моцарта не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Маленькая ночная музыка” – соответствует настроению ночного праздника, “Лакримоза” – глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.
а) Тест
б) Оценивание
в) домашнее задание:
Тест по уроку
1.Вольфганг Амадей Моцарт –а) итальянский,
б) английский,
в) австрийский композитор?
2.В каком веке жил В.А. Моцарт?- а)17 в
б)18 в
в)19 в
3.Какое музыкальное произведение было написано последним?
а) маленькая ночная серенада
б) реквием
в) симфония №40
4.Рондо- музыкальная форма, состоящая из-
а) двух частей
б) многочастная
в) повторяющаяся
5. Вольфганг Амадей Моцарт играл на - а) балалайке
б) клавесине
в) кларнете
Оценка «5»- ни одной ошибки
Оценка «4»- две ошибки
Оценка «3»- три ошибки
Оценка «2»- четыре ошибки
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Русский текст С. Свириденко Музыка В. Моцарта
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной –
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот;
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "В чем сила музыки В.А.Моцарта?"
Конспект урока музыки №7 в 6 классе по теме 3 четверти "В чем сила музыки?"...
Урок музыки в 6 классе по теме "Жизненная сила музыки И. С. Баха".
Урок музыки в 6 классеЦели и задачи урока:1. Закрепить понятие «полифония» на примерах вокального, инструментального и произведения изобразительного искусства;2....
Урок музыки в 6-м классе "Волшебная сила музыки"
Тема урока: «Волшебная сила музыки» Тип урока: мультимедийный, экспериментальный, проектный. Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, проектные. Цель...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ «ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ»
Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с...
Конспект и презентация к уроку музыки «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи...
Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме: "В чём сила музыки" и анализ урока
Данный урок проводился на районном конкурсе "Учитель года". Урок проводился по методу художественно-педагогической драматургии. В анализе чётко и подробно описано строение урока, а также все при...
Бинарный урок по литературе и музыке "Великая сила искусства". Родная природа в поэзии, музыке, живописи
Природа и человек – эта тема, которая волновала и волнует каждого мастера музыки, поэзии, живописи. Природа близка и дорога каждому из нас. Во все времена музыканты, художники и поэты выражали перепол...