программа музыкального кружка (для средних классов)
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения учителей общественно-гуманитарного и естественно - математического циклов № __ от__________20 ____ г Руководитель МО _________Гракова Т.Н. | СОГЛАСОВАНА с заместителем директора по УВР _______Сидорова И.В. __________20___г. | ПРИНЯТА решением педагогического совета ОУ протокол №____ от__________201 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы №________ от____________201 г Директор школы __________Ткачева Л.М. |
«Музыкальная палитра»
дополнительная
общеразвивающая программа
Возраст детей: 12-13 лет
Обучающиеся 5 класса
Срок реализации:
на 2016- 2017 учебный год
учитель музыки
Дьяконова Татьяна Александровна
с. Шептуховка
2016 г.
- Пояснительная записка.
Программа «Музыкальная палитра» имеет художественную направленность и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально-эстетического воспитания школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы.
Дополнительное образование по музыке обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.);
навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Со временем пение, пластическое движение, становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Расположение учебного материала внутри программы концентрическое. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе. Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретической части данной программы, предполагается метод художественной импровизации. Эффективность данного метода заключается в том, что обучающимся предлагается на практических занятиях самостоятельно импровизировать на заданную тему (музыкальные импровизации, словесные, звуковые, пластические, ритмические).
Отличительные особенности дополнительной программы по музыке:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительные вокальные кружки расширить певческие возможности;
- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников соразмерно личной индивидуальности;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Цель:
- сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Задачи:
- формирование целостного представление об искусстве;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- развитие способности самостоятельного освоения художественных ценностей;
- создание условия реализации творческих способностей;
- формирование навыков творческой деятельности;
- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
- развитие памяти, произвольного внимания, творческого мышления и воображения;
- развитие умения применять на практике полученные знания;
- развитие навыков сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения, пения a kapella;
- развитие умения перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Программа разработана для учащихся 12-13 лет (5 класс). Срок реализации в течение одного учебного года.
Задания занятий направлены на умение:
- определять основные жанры песенного искусства;
- знать физиологические особенности голосового аппарата
- использовать правильную позицию голосового аппарата при пении.
- исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;
- уметь брать дыхание в характере произведения.
Основные виды деятельности:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Формы занятий по количеству детей: групповые.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Планируемые результаты:
уметь чисто интонировать, петь в единой манере, в правильной певческой установке;
уметь петь с различным аккомпанементом и под фонограмму;
участвовать в конкурсах и концертах разных уровней.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетного концерта с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов и учащихся других классов.
- Содержание изучаемого курса
Раздел 1: « Вводное занятие» - 1 час.
Раздел 2: « Первичная диагностика» -1 час.
Раздел 3: «Музыкальная грамота» - 10 часов. (Нотная грамота. Ключи. Ритм. Ритмодекламация. Лад. Мажор. Минор. Вокально-хоровые упражнения. Исполнение в ансамбле и дуэте. Пение по нотам. Слуховое внимание. Пауза. Музицирование).
Раздел 4: «Техника пения» - 9 часов. (Голосовой аппарат. Дыхание. Слово и дыхание. Интонация. Дикция. Выразительность исполнения. Вокально-хоровые упражнения. Чистоговорки. Скороговорки).
Раздел 5: «Музыкальная фразировка» - 3 часа. (Музыкальная фразировка. Фразировка в литературе и музыке. Срезовая диагностика).
Раздел 6: «Музыкальные фантазии» -10 часов. (Сочиняем сами. Мелодия. Песня. Игра на музыкально-шумовых инструментах. Импровизация. Музыкальная живопись. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства. Творческая мастерская композитора Итоговая диагностика. Итоговое занятие).
- вокально-хоровая работа
- музыкальная грамота
- музыкально-дидактические игры
- восприятие (слушание) музыки
- дыхательная гимнастика
- артикуляционные упражнения
- фонопедические упражнения
- игра в шумовом оркестре.
Песенный репертуар: подбирается в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут.
Беседа: излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия: дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция: отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
- Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.
Методические журналы по искусству федерального значения.
Сборники песен и хоров, с учетом разных возрастных групп.
Справочные пособия. Энциклопедии.
Хрестоматия с нотным материалом.
Цифровые образовательные ресурсы:
коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке (диски);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Учебно-практическое оборудование:
фортепиано; комплект детских музыкальных инструментов (бубны, маракасы, свирели, ложки, трещотки, треугольник, кастаньеты);
расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки;
компьютер; музыкальный центр.
- Список литературы.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: ИЦ «Академия», 2002.
- Брылин Б. Вокально-инструментальные ансамбли школьников, - М.: “Просвещение”, 1990.
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Г.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: ИЦ «Академия», 2000.
- Куприянова Л.Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом. – М., 1981.
- Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учеб. пособие. – М.: ЦГЛ «РОН», 2002.
- Начальный период обучения игре на фортепиано. Метод. разработка / Под ред. С.Р. Гуляевой. – М., 1989.
- Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: ИЦ «Академия», 2001.
- Программы дополнительного художественного образования детей / Ред.-сост. Н.И. Кучер, Е.П. Кабкова. – М.: Просвещение, 2005.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сб.ст. / Под ред. Л.А. Баренбойма. - Л., 1970.
- Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. - М., 1981.
- Чепуров В.Н. Театр в школе. Кн. для учителя – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1983.
- Шамина Л. Музыкальный фольклор и дети. - М.,1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального кружка "До - ми - солька"
В программе представлена пояснительная записка, программное обеспечение, учебно - тематический план...
Рабочая программа математического кружка для 9 класса «Школа точной мысли»
Программа разработана на основе «Программы кружка по математике для учащихся 5 - 6 классов «Школа точной мысли»; Автор: Дронова Е.А– учитель математики МОУ Кытмановская СОШ №1, в соответст...
рабочая программа музыкального кружка
Рабочая программа предлагается для занятий с учащимися основной школы. Расчитана на 34 учебных часа....
программа музыкального кружка для 5 класса
программа и КТП музыкального кружка для 5 класса...
Программа музыкального кружка "Радуга"
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность. Программа п...
Рабочая программа Наименование кружка "Юный натуралист" класс 5-6 класс
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жи...
программа музыкального кружка
Программа с календарным планированием...