программа музыкального кружка
рабочая программа по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для детей, нуждающихся в длительном лечении,
школа-интернат No 68
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено: Утверждаю:
Решением И.О. директора
педагогического совета ГБОУ школы-интерната No68
ГБОУ школы-интерната No68 г. Санкт-Петербурга
__________________О.С. Ефимова
Протокол №
От г. Приказ No от г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Музыкальный кружок «ГолосОК»
Возраст учащихся: 1-2 классы.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Лялене Н.А.,
Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Пояснительная записка.
Программа кружковой работы обучающихся основана на трёх направлениях: вокально-хоровая работа, обучение игре на детских шумовых инструментах и обучение сольному пению. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации кружковой работы учащихся.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Музыка для ребёнка – это источник положительных эмоций, радости, жизнелюбия и добра. Ещё в глубокой древности, музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки – трещётки, погремушки, жужжалки и т. д. Они развивали у детей рефлекторную реакцию, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к творчеству. Красота, самобытность и доступность этих игрушек помогали войти ребёнку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии. Ребёнок играет, поёт, танцует, шалит. Это своеобразные проявления творчества, соответствующие уровню развития ребёнка. Чем раньше ребёнок начинает « творить », тем быстрее у него сформируется способность к самовыражению и к самостоятельным действиям.
Русские народные шумовые инструменты привлекательны, обучение игре на них легко и доступно для детей младшего школьного возраста.
Актуальность программы.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Цели программы.
Формирование и развитие творческих способностей и нравственного становления детей школьного возраста, выявление и поддержка талантливых учащихся посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Развитие у школьников индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение еѐ к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе, и включения их в активную музыкально-познавательную деятельность.
Задачи программы.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-воспитывать интерес к вокальному искусству;
-научить детей правильно и выразительно петь (естественным голосом, без напряжения);
-развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса;
-развивать умение различать звуки по высоте.
-развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию;
-научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
-обучить основам музыкальной культуры;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру;
-создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта.
Направленность: художественная.
Адресат программы: программа ориентирована на учащихся 1-2 классов.
Методика допускает участие детей с разным уровнем музыкальных способностей и творческого развития.
Курс рассчитан на 1 год обучения по 3 часа в неделю.
Сроки реализации программы: 1 год обучения - 2022-2023 год.
Программа разработана на основании документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 No 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 No 996-
р.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 No 678-
р.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
No 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 No 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 No 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным обще образовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 No 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 No 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 No 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 No 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 No 16).
14. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 No ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций».
Отличительными особенностями и новизной данной программы является:
Отличительной особенностью программы является воспитание ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности через средства развития процессов восприятия музыки.
Одной из главных отличительных особенностей программы является то, что оптимизация музыкального воспитания школьника возможна путем интеграции в один музыкальный кружок различных видов музыкальной деятельности (вокал, движение под музыку, игра на шумовых инструментах, хоровое и ансамблевое пение). Это обогащает музыкальный кругозор, интонационный багаж детей, формирует представление о музыкальном и вокальном искусстве, способность к избирательному отношению и самостоятельной оценке музыкального произведения (музыкальный вкус). Приобретение детьми на занятиях знаний, умений и навыков происходит через собственный опыт и самостоятельное творчество. Индивидуальный подход к каждому ребенку, положительный эмоциональный настрой на занятиях, взаимодействие педагога и детей в ходе учебного процесса через музыкальную деятельность позволяет получить максимально положительный результат.
Новизна предлагаемой программы заключается в самом её содержании, методических формах работы, широком использовании разнообразных форм освоения учебного материала, в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, адаптированных для школьников.
Целесообразность программы:
Данная программа педагогически целесообразна, так как в основу Программы заложена педагогическая модель художественно-эстетического развития детей в музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность является источником обогащения опыта эмоционально-ценностного отношения детей к музыке и вокалу глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка. В процессе разностороннее развитие способностей, развитие эмоционально-волевой сферы в естественной для себя среде. В самостоятельном музицировании ребенок находит свою значимость, повышается уверенность в себе, самооценка, что очень важно для каждого ребенка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
Метапредметные:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Предметные:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале вокального искусства.
Предполагаемый результат:
- чисто и выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- различать звучание мажора и минора;
- иметь любимые произведения;
- петь без музыкального сопровождения;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы –ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;
- знать понятия: мажор, минор ,унисон, двухголосие, легато, стаккато, крещендо, диминуэндо, форте, пиано;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
- иметь опыт восприятия песен разного характера;
- проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству;
- различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное;
- точно воспроизводят и передают ритмический рисунок;
- контролировать слухом качество пения;
- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов;
- проявлять активность в песенном творчестве; петь дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Учебный план на 1 год обучения
Календарное планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата |
1 | Вводное | 3 | 01.09; 06.09; |
2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 6 | 08.09; 13.09; 15.09; 20.09; |
3 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 6 | 22.09; 27.09; 29.09 04.10; |
4 | Певческая установка | 6 | 07.10; 11.10; 14.10; 18.10; |
5 | Работа над чистотой интонирования. | 4.5 | 21.10; 25.10; 28.10; |
Звукообразование. Муз. штрихи | 6 | 11.11; 13.11; 18.11; 20.11; | |
6 | Певческое дыхание | 6 | 25.11; 27.11; 01.12; 06.12; |
7 | Дикция и артикуляция | 6 | 08.12; 13.12; 15.12; 20.12; |
8 | Музыкальный звук. Высота звука. | 6 | 22.12; 10.01;12.01; 17.01; |
Ритм | 6 | 19.01; 24.01;27.01; 31.01 | |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосия. | 6 | 02.02; 07.02; 09.02; 14.02; |
Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 4.5 | 16.02; 21.02; 23.02 | |
10 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | 6 | 28.02; 27.02; 09.03; 14.03 |
11 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 6 | 16.03; 21.03; 23.03; 28.03 |
12 | Пение учебно-тренировочного материала. | 6 | 30.03; 04.04; 06.04; 11.04 |
13 | Музыкально-исполнительская работа | 4.5 | 13.04; 18.04; 20.04 |
14 | Работа над репертуаром | 6 | 25.04; 27.04; 02.05; 04.05 |
15 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 6 | 09.05; 11.05; 16.05; 18.05; |
16 | Концертная деятельность | В соответствии с праздничными датами | |
17 | Итоговые занятия, творческие отчеты | 4.5 | 23.05; 25.05; 30.05 |
Итого: |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с учащимися. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены
вокалиста. Подбор репертуара.
2. Диагностика.
Теория: Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
3. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения,
распевания, знакомство с упражнениями.
Практика. Распевка. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикуляционного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4. Певческая установка
Теория: Посадка певца, положение корпуса, головы.
Практика: Навыки пения сидя и стоя.
5. Работа над звуковедением и чистотой интонирования
Теория:Понятия регистр, легато и нон легато. Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Практика: Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных.
Практика: Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
6.Дыхание.
Теория
Формирование правильных навыков дыхания.
Практика
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания.Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
7.Дикция и артикуляция.
Теория
Формирование правильного певческого произношения слов. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
8.Ритм.
Практика
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание
длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально –ритмические скороговорки.
9.Ансамбль. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Теория: Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении. Понятие единства музыкального звучания.
Практика: Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие ритмическое,
темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания.
10. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
11. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа
Теория: Понятие фонограмма (минусовая, плюсовая).
Практика: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Упражнения и игры на выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
12. Пение учебно-тренировочного материала
Теория: Разъяснение теоретических основ применения упражнений.
Практика:Распевания, содержащие дыхательные упражнения, мелодии-попевки на необходимые виды техники (пение с закрытым ртом, на определённые гласные, слоги, на сглаживание разницы в произношении гласных звуков, на переходные звуки, на улучшение звукообразования, на расширение диапазона, на отработку мелодических или ритмических сложностей).
13.Музыкально – исполнительская работа.
Практика.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях.
Упражнения на сохранение певческого тона.
14. Работа над репертуаром.
Теория
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Практика
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест.
Художественное совершенствование выученного. Репетиции.
15.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой
Теория: Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе.
Практика: Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.
17.Концертная деятельность
Репетиции, выступления на концертах и конкурсах. В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощенно.
17. Итоговые занятия, творческие отчеты.
Отбор лучших номеров, репетиции. Проведение итогового занятия, творческий отчет. Анализ выступления. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Список литературы.
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
3.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
4.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
5.Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964.
6.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968.
7.Емельянов Е.В.Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
8.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
9.Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 1939.
10.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 1965.
11.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967.
12.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
13.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
14. «Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988
15.«Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания – М. 1988
16. «Основы художественной речи» Киев. 1989
17. Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального кружка "До - ми - солька"
В программе представлена пояснительная записка, программное обеспечение, учебно - тематический план...
рабочая программа музыкального кружка
Рабочая программа предлагается для занятий с учащимися основной школы. Расчитана на 34 учебных часа....
Рабочая программа по музыкальному кружку "ГАРМОНИЯ"
Рабочая программа составлена по программе Сергеева, Критская. расчитана на 2 года....
программа музыкального кружка (для средних классов)
программа музыкального кружка...
программа музыкального кружка для 5 класса
программа и КТП музыкального кружка для 5 класса...
Программа литературно-музыкального кружка "Хонхо" (фрагмент программы)
Программа кружка "Хонхо" для учащихся 5-6 классов направлена на развитие творческих способностей, духовно-нравственного потенциала детей. Устное народное творчество является бога...
Программа музыкального кружка "Радуга"
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность. Программа п...