Интегрированный урок музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО "Широкая Масленица", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки и ИЗО "Широкая Масленица" | 55.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» города Альметьевска, РТ
Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО
«Широкая Масленица»
Учитель искусства (музыка, ИЗО)
Ильмендеева Анжелика Ивановна
2015-2016 уч.год
Конспект интегрированного урока музыки и ИЗО «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Цель: познакомиться с историей и традициями русской масленицы
Задачи:
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Тип урока: урок-концерт с практической работой по ИЗО
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: метод эмоциональной драматургии, метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки, метод игры.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки
- Вокально-хоровая работа
- Музыкально –ритмическая деятельность
- Шумовой оркестр
- Практическая работа по ИЗО
Музыкальный материал:
Хор «Прощай, Масленица» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова
«Народный танец» из репертуара хореографического коллектива «Тодес»
Р.н.п.«Блины»
Р.н.п. «Прощай масленица»
План урока
№ | Этап | Время |
1 | Организационный момент | 2 мин |
2 | Актуализация знаний | 2 мин |
3 | Постановка цели и задач урока | 3 мин |
4 | Объяснение темы урока | 10 мин |
5 | Музыкально-ритмическая деятельность | 2 мин |
6 | Практическая работа | 15 мин |
7 | Импровизация «Шумовой оркестр» | 3 мин |
8 | Вокально-хоровая работа | 3 мин |
8 | Подведение итогов, домашнее задание, выставление оценок | 5 мин |
ИТОГО | 45 мин |
Ход урока.
Слайд 1
1.Организационный момент (вход под музыку «Прощай, Масленица» - хор из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»)
Учитель: Добрый день, ребята и гости нашего сегодняшнего урока!
2. Актуализация знаний
Учитель: Какая музыка по настроению встретила вас в классе? Вам понравилась музыка? А настроение у вас изменилось? Почему? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ? Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)
Слайд 2
3. Постановка цели и задач урока
Учитель: Посмотрите на репродукцию художника Бориса Кустодиева и предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Широкая масленица)
(Ответы детей)
Слайд 3
Учитель: Правильно! «Широкая Масленица» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла
Учитель: Какова же цель нашего урока? ( Познакомиться с историей и традициями русской Масленицы)
Слайд 4
3. Объяснение темы урока
Учитель: В 2016 году Масленица празднуется с 7 по 13 марта.
– Зачем нам надо говорить о русских народных праздниках? (Чтобы знать традиции и историю своей страны. Многие традиции народных праздников живы и сегодня)
– Какие праздники русского народа вы знаете?
– Какие из этих праздников мы отмечаем в наше время?
Учитель: У наших предков не было календаря, похожего на наш, с красными числами, но они отлично знали, когда и что происходит. Вот наступает весна, чем не праздник, ведь начнется посадка урожая. Прошло определенное время – сбор урожая и снова праздник. Под праздником всегда подразумеваются и даже ожидаются положительные эмоции, радость, надежда. Мы ждем хорошего, лучшего, так как это заложили в нас предки.
Слайд №5
Учитель: Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней .
Все дни масленой недели имеют свои названия:
Слайд 6
Ученик 1: Понедельник
Сообщение ученика (Чавдарь Валентина)
Учитель: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Показ Чучела Масленицы
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу современным народным танцем.
Слайд 7
5. Музыкально-ритмическая деятельность
Музыкально-ритмическая деятельность «Народный танец»
Слайд 8
Вторник – Заигрыш. –
Сообщение ученика ( Мезенцев Вадим)
Неподалеку от селенья на «красной» горке из соломы сооружалось чучело зимы- Морены (от слова мор-смерть), возле него выкладывали мусор со двора, проводя при этом обряд очищения. Хоть и любили люди зиму, но пришла пора прощаться.
Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками(ветки без коры).
Слайд 9
Учитель: Посмотрите вот на картине Сурикова изображено – « Взятие снежной крепости». Обратите внимание во что одеты люди – женщины в цветастых платках, мужчины подпоясаны яркими поясами, в шапках ушанках, у всех от мала до велика одеты валенки.
Слайд 10
Среда – Лакомка.
Сообщение ученика ( Калмыкова Таня)
В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца.
Слайд 11
Четверг – Разгул
Сообщение ученика ( Мухин Илья )
В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои по возрасту от мала, до велика.
Слайд 12.
Пятница - Тещины вечеринки.
Сообщение ученика Юнусова Эльзида
Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то тёще полагался подарок, а если нет- могли и обругать! После года зять ходил к тёще.
Слайд 13.
Суббота - Золовкины посиделки.
Сообщение ученика Нагорнов Влад
Собирались за один стол все родные по старшинству- по левую руку у отца, по правую у матери.
6. Практическая работа – «Чучело Масленицы»
Учитель: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.
Слайд 14
А теперь давайте посмотрим как изобразил в серии картин « Масленицу» , русский художник Борис Михайлович Кустодиев.
Какими художественными приемами смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.
Отвечают дети.
Учитель: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают. Сани мчатся, везут их лошади в узорных уздечках.
А вон ребята катаются на салазках, в снежки играют.
Слайд 15
Учитель: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».
Какие приметы Масленицы вы здесь видите?
Отвечают дети.
Слайд 16-17
Слайд 18
Учитель: Ребята, а мы ведь с вами забыли про вкусное-вкусное угощение, которым лакомились на Масленицу. Какое ?
Отвечают дети: БЛИНЫ.
Учитель А знаете, ведь блин – это символ солнца. И сегодня мы с вами услышим русскую народную песню «Блины»
ШУМОВОЙ ОРКЕСТР
(исполняется песня «Блины» в завершении которой выносятся блины и чай на стол гостям)
Слайд 19
Учитель: Итак, наступает последний день нашей МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ
Сообщение ученика – Комиссарова Валерия
Воскресение - Прощеный день или проводы зимы. Праздник начинался к полудню на красной горке.
Учитель: Как вы думаете, почему ни с утра начинали гуляние? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое, людям нужна была защита бога Солнца.)
Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Масленицу сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!
Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .
Учитель: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Слайд 20
Песня «Прощай, Масленица»
Рефлексия (подведение итогов урока)
Учитель: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока?
(подведение итогов)
Учитель: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Ребята, я принесла каждому из вас – солнце, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнца написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.
Выставление оценок:
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, танцевали, импровизировали - Молодцы!
Спасибо за внимание! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе
Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...
"Святая мать добром спасет" - Интегрированный урок музыка + ИЗО в 7 классе
Цель на уроке показать, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери. Мною используется много наглядного материала: презентации, видеофрагменты. ...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Интегрированный урок музыка+математика в 5 классе
Методическая разработка интегрированного урока музыки и математики в 5 классе с использованием презентации, раздаточного материала, НРК для аккомпанирования песни используется синтезатор. Этот ур...
Интегрированный урок музыки, ИЗО в 3 классе на тему: "Народный праздник - пасха!"
Педагоги МБОУ гимназии г. Советский делятся опытом работы интегрированный урок музыки, ИЗО на тему: "Народный праздник - Пасха!"...
Технологическая карта интегрированного урока музыка ИЗО в 6 классе "Ночной пейзаж"
Технологическая карта разработана в соотвтетствии с требованиями ФГОС ....