Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
методическая разработка

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Методическая разработка урока по ФГОС

Интегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 класс

Тема: «Число и цифра 4»

Авторы: 

Учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна

Учитель музыки, педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна

МАОУ гимназия № 2 г. Иркутск

В архиве:

1. Технологическая карта урока

2.  Презентация к уроку

3. Приложение 1. Текст песни "Четверо лягушат"  (с мотодикой работы над произведением) авторы С. и Е. Железновы.

4. Приложение 2. Текст песни  "Песенка о песенке"  (Из м.ф. «Квартет Ква-Ква») Муз. Р. Вильданова Сл. А.Файнберга.

P.S. Приложения 3 и 4 загружены   отдельно (в аудиофайлы и видео)

5. Приложение 3. Аудиофайл песни "Четверо лягушат" авторы Железновы

6. Приложение 4. Фрагмент из мультфильма   «Квартет Ква-Ква» Муз. Р. Вильданова Сл. А.Файнберга.

      ДЛЯ ВАШЕГО УДОБСТВА!!!  Музыку к уроку можно скачать!!!!!!!   

Смотрите в верхней строке во вкладке  "АУДИО" ( чтобы открыть эту вкладку, нажмите снова на мою фамилию)

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Предмет

Интегрированный урок:  музыка и математика  

Класс

1 класс

Тип урока

Первичное предъявление знаний и овладение новыми умениями с использованием ИКТ.

Технология построения урока

Личностно-ориентированная с применением методов:  объяснительно-иллюстративных, игровых, проблемного обучения, коммуникативных

Тема

«Число и цифра 4»

Цель

Задачи урока:

  • формирование понятия числа ЧЕТЫРЕ как количественной характеристики без анализа аддитивного состава числа четыре;
  • распознавание множества из четырёх предметов: обозначение числа четыре точками на грани кубика, математическим знаком –цифрой 4;
  • формирование понятия «четвёртый», отличие количественного смысла числа четыре от порядкового числительного «четвёртый»;
  • формирование умения записи цифры 4;
  • развитие математической речи (развёрнутого ответа);
  • развитие восприятия музыки, музыкального слуха, певческого голоса, ассоциативного мышления и воображения;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств: уважения к традициям, соблюдение норм певческой культуры; стремления быть толерантным в поступках и делах.

Основные термины, понятия

Солист, дуэт, трио, квартет, четыре, четвёртый, цифра, число

Планируемый результат

Предметные умения;

Формирование понятия числа четыре как количественной характеристики эталонного множества лап у кошки, распознавание множества из четырех предметов. Обозначение числа четыре. Формирование понятия «четвертый», отличие количественного и порядкового смысла числа. Формирование умения записи цифры 4.

Пропедевтика: числа от 1 до 10.

Личностные УУД:

Проявлять познавательную инициативу  в оказании помощи героям интриги (У-1 №1).

Становление жизненного оптимизма.

Формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности.

Регулятивные УУД:

Уметь определять общую цель и пути ее решения.

Уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (У-1 №4, Т-1 №1). Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Познавательные УУД:

Выполнять задания на основе рисунков (У-1 №1,3,6 Т-1 №2,).

Выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек)

 (У-1 №2,3,6). Работа с четырьмя источниками информации (учебник, тетрадь, РТ, презентация).

Осознание взаимосвязи музыки и математики в жизни человека.

Знакомство с различными составами исполнителей.

Проводить сравнение цифры 4 с предметами, похожими на нее (У-1 №3). Выделять среди знаков цифру  4 (У-1 №2). Умение соотносить количество предметов с количеством точек (Т-1 №2). Устанавливать соответствие между количеством предметов на рисунке и соответствующей карточкой (Т-1 №2). Проводить сравнение числа элементов в одном множестве с числом элементов в другом множестве путем установления смысловых соответствий.

Коммуникативные УУД:

Развитие математической речи (развернутые ответы). (У-1 №1,3).

Умение слушать собеседника, уважать мнения других.

Готовность вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми

Эстетические

Развитие потребности жить по законам красоты и гармонии.

Формирование эстетических потребностей.

Умение слышать музыку через пластическое интонирование и понимать значение  выразительных особенностей музыки

Организация пространства

 

Кабинет музыки. 

Формы работы Фронтальная Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Ресурсы : 

Книгопечатная продукция: Чекин А. Л.  Математика, 1 класс, ч.1(У-1); Захарова О.А., Юдина Е.П. Тетрадь для самостоятельных работ, ч.1

Технические средства обучения: аудиосистема, компьютер, проектор, экран, мультимедийное сопровождение, наглядное пособие компьютер, проектор, экран,

Интернет:

Аудио: песня «Четверо лягушат» (Железновы)

http://muzofon.com/search/%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82

Иллюстративный материал (картинки о музыке)

Дуэт

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%83%D1%8D%D1%82

Трио

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE

Квартет (картинки о музыке)

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%82

«Кватрет «Ква-ква»» мультфильм

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%82%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Организовать направленное внимание в начале урока на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Постановка цели

Сформировать представление о том, что нового узнают дети на уроке, чему научатся. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Воспроизвести ранее усвоенные способы действия, достаточные для восприятия нового материала 

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Сформировать представление и понятия

Применение теоретических положений в условиях выполнения практических действий

Продолжить формирование понятий и универсальных учебных действий. Обеспечить осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания через творческое использование сформированных умений 

Продолжить формирование универсальных учебных действий, проверить умение использовать изученное в новых условиях,  коррекция неверных представлений

Обобщение усвоенного  

Закрепить умение с целью включения его в систему ранее усвоенных знаний и умений, УДД

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели. Формирование личной ответственности за результаты коллективной деятельности

Технология изучения

Этап урока и основная

цель этапа

Деятельность учителей

Деятельность обучающихся

I Организационный  момент

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Необходимо раздать учебные пособия к уроку.

- Проверьте, все ли необходимое к уроку на парте?

- Напоминаю об особом соблюдении правил безопасности при работе в кабинете музыки.

Слайд №1

- Мы снова перед вами вдвоём. Как вы думаете, какой урок будет сейчас?

Музыкальное приветствие.

Приветствуют учителей, занимают свои места, проверяют наличие пособий. -






- Музыка, так как мы в кабинете музыки.

- Математика, так как у нас с собой учебники и тетради по математике

- Сегодня урок музыки и математики проходят одновременно потому, что на экране мы видим символы музыки и математики.

II Постановка цели

Цель: сформировать представление о том, что нового узнают дети на уроке, чему научатся.

Откройте учебник на странице, где нарисованы Маша, Миша, Жучка и кошка (с.52) и  печатную тетрадь на с.50.

Слайд №2

- По странице учебника, тетради, по слайду на экране постарайтесь назвать цель нашего урока.


Открывают, рассматривают условные обозначения на развороте учебника и тетради.



Совместно с учителем определяют цель урока:

- Наша цель: научиться узнавать число четыре, писать цифру 4, пользоваться словами «четыре» и «четвёртый» грамотно.

III Актуализация знаний и УУД

Цель: воспроизвести ранее усвоенные способы действия, достаточные для восприятия нового материала

Слайды №3

- Ранее мы изучили числа 1,2,0,3 и узнали, что в музыке эти числа тоже можно встретить, например ...





-Что мы обычно делаем на уроке, когда знакомимся с чем-то новым?


- В песенках «Два весёлых гуся», «Три медвежонка», «Весёлый музыкант»

Один исполнитель – солист, два – дуэт, три выступающих артиста.– трио.


- Смотрим в учебник, берём в руки предметы и действуем с ними, задаём вопросы.

IV Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Цель: сформировать представление и понятия

Работаем по учебнику

- Надо помочь нашим героям разобраться с ситуацией.

Задание №1 (У-1)

  • Зачитываем текст задания и просим (кого запланировали спросить на уроке)  ответить развёрнутыми ответами на вопросы:

Сколько лап у кошки?

Сколько ножек у стола? У стула?

У кресла?



Слайд №4

- Давайте посмотрим вокруг. Где затаилось число четыре?



Нам важно не путать число и цифру.

Слайд №5

- Полная машина математических знаков – цифр. Какая именно нам сегодня нужна?

Задание №2 и №3 (У-1)

  • Цифра 4 – математический знак, с помощью которого можно записать число четыре.
  • Поставьте фишку на те предметы. или части, которые похожи на цифру 4



Прикрепляем на доске очередную таблицу с записью числа четыре точками и цифрой.












- Две передние и две задние лапы у кошки или собаки – это и есть число четыре. У стула тоже четыре ножки, как и у стола.


- Вокруг нас много предметов по четыре: и четыре цветка, и четверо лягушат на экране, и …



-Нам нужна  цифра 4, потому, что мы будем учиться её  писать в клеточке.





Дети выбирают три правильные цифры и три предмета, которые похожи на цифру 4.


Вспоминают , что ЧЕТЫРЕ, как и любое другое число, можно записать точками. Находят на игральном кубике грань с нужным количеством точек.

V Применение теоретических положений в условиях выполнения практических действий

Цель: продолжить формирование понятий и универсальных учебных действий

- А услышать цифру 4 можно?



Предлагаю послушать песню, услышать число и сказать о действиях персонажей.

 

Беседа по содержанию песни.




Слайд №6

-Предлагаю поиграть в музыкальную игру.

Музыкальная игра

(текст песни в приложении 1)

- Сейчас мы все превращаемся в маленьких лягушат.  Длинным язычком будут наши  руки, которые мы будем выбрасывать  перед собой и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.

А четыре ребёнка, выбранные учителем, усаживаются на четыре приготовленных для драматизации стула  перед классом и изображают по подсказке учителя ныряющих в лужицу лягушат.

Учитель демонстрирует образец жестов (пластическое интонирование)


-В нашей песне  все четыре лягушонка всегда были рядом?



-Как было бы здорово записать это математически!

-Давайте научимся.

Слайд №7

Задание №4 (У-1)

Рассмотри, как пишут цифру 4, поучись её правильно писать.

Звучит алгоритм написания цифры 4.

-Нет, её можно только увидеть или написать, а услышать можно число.

Слушают песню «Лягушата»

(См.Приложение)

-В песне было четыре лягушонка, которые ели червячков, ныряли в лужу и засыпали.


На слова запева действия:

1,4,7,10 –. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону.

На слова припева действия:

2, 5, 8 - С силой выбрасывают руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимают - разжимают)
3, 6, 9 - руки кладут под щёку, глаза закрывают (спят).



- Нет, лягушата ныряли друг за другом в лужу. Сначала первый, затем второй, затем третий, а четвёртый остался на берегу.

-А мы ещё такую цифру писать не умеем.






(Т-1) пишут новую цифру

VI Творческое использование сформированных умений

Цель: продолжить формирование универсальных учебных действий, проверить умение использовать изученное в новых условиях

-Пока мы писали цифру 4, наши лягушата выспались и решили повеселиться. Взяли в лапки …

Слайд №8

-Мы уже были лягушатами, которые ловили вкусных червячков. А теперь наши лягушата музыканты. Давайте и мы представим, что у нас в руках есть музыкальные инструменты, как у лягушат.

Слайд №9

У первого лягушонка скрипка, у второго контрабас, у третьего саксофон, а у четвёртого нет музыкального инструмента, потому что этот лягушонок поёт.  

 (напомнить об эстетическом образе музыканта)

-Музыкальные инструменты.











Дети изображают игру  на воображаемых музыкальных инструментах.

VII Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений, УДД

Цель: закрепить умение и продолжить формирование универсальных учебных действий

-Как здорово, что вы уже грамотно  используете  изученные математические  понятия и музыкальные термины. Добавим новое к уже знакомому.

Слайд №10









Дети по слайду повторяют  музыкальные  термины (солист, дуэт, трио) и добавляют «квартет».

VIII Рефлексия деятельности

Цель: формировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности

Сегодня мы работали очень дружно и слаженно, слушали и слышали друг друга, а главное понимали друг друга и помогали друг другу.

А если бы мы трудились не сообща, получили бы такой результат?

Давайте убедимся в этом, посмотрев фрагмент из мультфильма про квартет лягушат.

Слайд №11

Слайд №12






Высказывания детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКА и МАТЕМАТИКА

Слайд 3

СОЛИСТ ДУЭТ ТРИО

Слайд 7

4

Слайд 10

СОЛИСТ ДУЭТ ТРИО КВАРТЕТ

Слайд 12

МОЛОДЕЦ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования

Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Пановой Марины Юрьевны "Общение детей с животными и их влияние на здоровье."

Данный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов-практиков, работающих в детских учреждениях, чья деятельность связана с животными, родителями «проблемных» и физически слабых...

Формы взаимодействия учителей – предметников и педагогов дополнительного образования в области художественного творчества

Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельн...

Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...


 

Комментарии

Тененбаум Ирина Валерьевна

Эльвира, добрый вечер. Замечательный очень информативный урок. Грамотно,доступно, особенно важно, что со ссылками на авторов иллюстративного материала и что особенно важно для меня, можно использовать Вашу идею в музыкальной школе на уроках сольфеджио в начальных классах. Спасибо!

Шнейвас Эльвира Юрьевна

Доброго времени суток, Ирина!
Спасибо за комментарий! Делюсь с огромным удовольствием!! )))