Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
методическая разработка
Методическая разработка урока по ФГОС
Интегрированный урок: "Музыка и математика" 1 класс
Тема: «Число и цифра 4»
Авторы:
Учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна
Учитель музыки, педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна
МАОУ гимназия № 2 г. Иркутск
В архиве:
1. Технологическая карта урока
2. Презентация к уроку
3. Приложение 1. Текст песни "Четверо лягушат" (с мотодикой работы над произведением) авторы С. и Е. Железновы.
4. Приложение 2. Текст песни "Песенка о песенке" (Из м.ф. «Квартет Ква-Ква») Муз. Р. Вильданова Сл. А.Файнберга.
P.S. Приложения 3 и 4 загружены отдельно (в аудиофайлы и видео)
5. Приложение 3. Аудиофайл песни "Четверо лягушат" авторы Железновы
6. Приложение 4. Фрагмент из мультфильма «Квартет Ква-Ква» Муз. Р. Вильданова Сл. А.Файнберга.
ДЛЯ ВАШЕГО УДОБСТВА!!! Музыку к уроку можно скачать!!!!!!!
Смотрите в верхней строке во вкладке "АУДИО" ( чтобы открыть эту вкладку, нажмите снова на мою фамилию)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyka_i_matematika_1_klass_fgos.rar | 1.69 МБ |
prezentatsiya_k_uroku_muzyka_i_matematika.ppt | 1.67 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Интегрированный урок: музыка и математика |
Класс | 1 класс |
Тип урока | Первичное предъявление знаний и овладение новыми умениями с использованием ИКТ. |
Технология построения урока | Личностно-ориентированная с применением методов: объяснительно-иллюстративных, игровых, проблемного обучения, коммуникативных |
Тема | «Число и цифра 4» |
Цель | Задачи урока:
|
Основные термины, понятия | Солист, дуэт, трио, квартет, четыре, четвёртый, цифра, число |
Планируемый результат | |
Предметные умения; Формирование понятия числа четыре как количественной характеристики эталонного множества лап у кошки, распознавание множества из четырех предметов. Обозначение числа четыре. Формирование понятия «четвертый», отличие количественного и порядкового смысла числа. Формирование умения записи цифры 4. Пропедевтика: числа от 1 до 10. | Личностные УУД: Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи героям интриги (У-1 №1). Становление жизненного оптимизма. Формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности. Регулятивные УУД: Уметь определять общую цель и пути ее решения. Уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (У-1 №4, Т-1 №1). Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания Познавательные УУД: Выполнять задания на основе рисунков (У-1 №1,3,6 Т-1 №2,). Выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек) (У-1 №2,3,6). Работа с четырьмя источниками информации (учебник, тетрадь, РТ, презентация). Осознание взаимосвязи музыки и математики в жизни человека. Знакомство с различными составами исполнителей. Проводить сравнение цифры 4 с предметами, похожими на нее (У-1 №3). Выделять среди знаков цифру 4 (У-1 №2). Умение соотносить количество предметов с количеством точек (Т-1 №2). Устанавливать соответствие между количеством предметов на рисунке и соответствующей карточкой (Т-1 №2). Проводить сравнение числа элементов в одном множестве с числом элементов в другом множестве путем установления смысловых соответствий. Коммуникативные УУД: Развитие математической речи (развернутые ответы). (У-1 №1,3). Умение слушать собеседника, уважать мнения других. Готовность вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми Эстетические Развитие потребности жить по законам красоты и гармонии. Формирование эстетических потребностей. Умение слышать музыку через пластическое интонирование и понимать значение выразительных особенностей музыки |
Организация пространства
| Кабинет музыки. |
Формы работы Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Ресурсы : Книгопечатная продукция: Чекин А. Л. Математика, 1 класс, ч.1(У-1); Захарова О.А., Юдина Е.П. Тетрадь для самостоятельных работ, ч.1 Технические средства обучения: аудиосистема, компьютер, проектор, экран, мультимедийное сопровождение, наглядное пособие компьютер, проектор, экран, Интернет: Аудио: песня «Четверо лягушат» (Железновы) http://muzofon.com/search/%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82 Иллюстративный материал (картинки о музыке) Дуэт http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%83%D1%8D%D1%82 Трио http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE Квартет (картинки о музыке) http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%82 «Кватрет «Ква-ква»» мультфильм |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Организовать направленное внимание в начале урока на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Постановка цели | Сформировать представление о том, что нового узнают дети на уроке, чему научатся. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Воспроизвести ранее усвоенные способы действия, достаточные для восприятия нового материала |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Сформировать представление и понятия |
Применение теоретических положений в условиях выполнения практических действий | Продолжить формирование понятий и универсальных учебных действий. Обеспечить осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания через творческое использование сформированных умений | Продолжить формирование универсальных учебных действий, проверить умение использовать изученное в новых условиях, коррекция неверных представлений |
Обобщение усвоенного | Закрепить умение с целью включения его в систему ранее усвоенных знаний и умений, УДД |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели. Формирование личной ответственности за результаты коллективной деятельности |
Технология изучения
Этап урока и основная цель этапа | Деятельность учителей | Деятельность обучающихся |
I Организационный момент Цель: организовать направленное внимание на начало урока. | Необходимо раздать учебные пособия к уроку. - Проверьте, все ли необходимое к уроку на парте? - Напоминаю об особом соблюдении правил безопасности при работе в кабинете музыки. Слайд №1 - Мы снова перед вами вдвоём. Как вы думаете, какой урок будет сейчас? Музыкальное приветствие. | Приветствуют учителей, занимают свои места, проверяют наличие пособий. - - Музыка, так как мы в кабинете музыки. - Математика, так как у нас с собой учебники и тетради по математике - Сегодня урок музыки и математики проходят одновременно потому, что на экране мы видим символы музыки и математики. |
II Постановка цели Цель: сформировать представление о том, что нового узнают дети на уроке, чему научатся. | Откройте учебник на странице, где нарисованы Маша, Миша, Жучка и кошка (с.52) и печатную тетрадь на с.50. Слайд №2 - По странице учебника, тетради, по слайду на экране постарайтесь назвать цель нашего урока. | Открывают, рассматривают условные обозначения на развороте учебника и тетради. Совместно с учителем определяют цель урока: - Наша цель: научиться узнавать число четыре, писать цифру 4, пользоваться словами «четыре» и «четвёртый» грамотно. |
III Актуализация знаний и УУД Цель: воспроизвести ранее усвоенные способы действия, достаточные для восприятия нового материала | Слайды №3 - Ранее мы изучили числа 1,2,0,3 и узнали, что в музыке эти числа тоже можно встретить, например ... -Что мы обычно делаем на уроке, когда знакомимся с чем-то новым? | - В песенках «Два весёлых гуся», «Три медвежонка», «Весёлый музыкант» Один исполнитель – солист, два – дуэт, три выступающих артиста.– трио. - Смотрим в учебник, берём в руки предметы и действуем с ними, задаём вопросы. |
IV Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала Цель: сформировать представление и понятия | Работаем по учебнику - Надо помочь нашим героям разобраться с ситуацией. Задание №1 (У-1)
Сколько лап у кошки? Сколько ножек у стола? У стула? У кресла? Слайд №4 - Давайте посмотрим вокруг. Где затаилось число четыре? Нам важно не путать число и цифру. Слайд №5 - Полная машина математических знаков – цифр. Какая именно нам сегодня нужна? Задание №2 и №3 (У-1)
Прикрепляем на доске очередную таблицу с записью числа четыре точками и цифрой. | - Две передние и две задние лапы у кошки или собаки – это и есть число четыре. У стула тоже четыре ножки, как и у стола. - Вокруг нас много предметов по четыре: и четыре цветка, и четверо лягушат на экране, и … -Нам нужна цифра 4, потому, что мы будем учиться её писать в клеточке. Дети выбирают три правильные цифры и три предмета, которые похожи на цифру 4. Вспоминают , что ЧЕТЫРЕ, как и любое другое число, можно записать точками. Находят на игральном кубике грань с нужным количеством точек. |
V Применение теоретических положений в условиях выполнения практических действий Цель: продолжить формирование понятий и универсальных учебных действий | - А услышать цифру 4 можно? Предлагаю послушать песню, услышать число и сказать о действиях персонажей. Беседа по содержанию песни. Слайд №6 -Предлагаю поиграть в музыкальную игру. Музыкальная игра (текст песни в приложении 1) - Сейчас мы все превращаемся в маленьких лягушат. Длинным язычком будут наши руки, которые мы будем выбрасывать перед собой и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка. А четыре ребёнка, выбранные учителем, усаживаются на четыре приготовленных для драматизации стула перед классом и изображают по подсказке учителя ныряющих в лужицу лягушат. Учитель демонстрирует образец жестов (пластическое интонирование) -В нашей песне все четыре лягушонка всегда были рядом? -Как было бы здорово записать это математически! -Давайте научимся. Слайд №7 Задание №4 (У-1) Рассмотри, как пишут цифру 4, поучись её правильно писать. Звучит алгоритм написания цифры 4. | -Нет, её можно только увидеть или написать, а услышать можно число. Слушают песню «Лягушата» (См.Приложение) -В песне было четыре лягушонка, которые ели червячков, ныряли в лужу и засыпали. На слова запева действия: 1,4,7,10 –. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону. На слова припева действия: 2, 5, 8 - С силой выбрасывают руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимают - разжимают) - Нет, лягушата ныряли друг за другом в лужу. Сначала первый, затем второй, затем третий, а четвёртый остался на берегу. -А мы ещё такую цифру писать не умеем. (Т-1) пишут новую цифру |
VI Творческое использование сформированных умений Цель: продолжить формирование универсальных учебных действий, проверить умение использовать изученное в новых условиях | -Пока мы писали цифру 4, наши лягушата выспались и решили повеселиться. Взяли в лапки … Слайд №8 -Мы уже были лягушатами, которые ловили вкусных червячков. А теперь наши лягушата музыканты. Давайте и мы представим, что у нас в руках есть музыкальные инструменты, как у лягушат. Слайд №9 У первого лягушонка скрипка, у второго контрабас, у третьего саксофон, а у четвёртого нет музыкального инструмента, потому что этот лягушонок поёт. (напомнить об эстетическом образе музыканта) | -Музыкальные инструменты. Дети изображают игру на воображаемых музыкальных инструментах. |
VII Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений, УДД Цель: закрепить умение и продолжить формирование универсальных учебных действий | -Как здорово, что вы уже грамотно используете изученные математические понятия и музыкальные термины. Добавим новое к уже знакомому. Слайд №10 | Дети по слайду повторяют музыкальные термины (солист, дуэт, трио) и добавляют «квартет». |
VIII Рефлексия деятельности Цель: формировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности | Сегодня мы работали очень дружно и слаженно, слушали и слышали друг друга, а главное понимали друг друга и помогали друг другу. А если бы мы трудились не сообща, получили бы такой результат? Давайте убедимся в этом, посмотрев фрагмент из мультфильма про квартет лягушат. Слайд №11 Слайд №12 | Высказывания детей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЛИСТ ДУЭТ ТРИО
4
СОЛИСТ ДУЭТ ТРИО КВАРТЕТ
МОЛОДЕЦ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования
Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...
Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...
Выступление на семинаре ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС"
"Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
Из опыта работы педагога дополнительного образования Пановой Марины Юрьевны "Общение детей с животными и их влияние на здоровье."
Данный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов-практиков, работающих в детских учреждениях, чья деятельность связана с животными, родителями «проблемных» и физически слабых...
Формы взаимодействия учителей – предметников и педагогов дополнительного образования в области художественного творчества
Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: возможная индивидуализации обучения в рамках всего класса; работа с одарёнными детьми; использование системно-деятельн...
Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»
Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...
Комментарии
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС
Эльвира, добрый вечер. Замечательный очень информативный урок. Грамотно,доступно, особенно важно, что со ссылками на авторов иллюстративного материала и что особенно важно для меня, можно использовать Вашу идею в музыкальной школе на уроках сольфеджио в начальных классах. Спасибо!
Доброго времени суток, Ирина!
Доброго времени суток, Ирина!
Спасибо за комментарий! Делюсь с огромным удовольствием!! )))