"Детский альбом" П.И. Чайковского. Музыкальные образы.
учебно-методический материал по музыке на тему

Останина Ольга Владимировна

Непосредственным толчком к созданию «Детского альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шуману». Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_albom.docx21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Детский альбом" П.И. Чайковского. Музыкальные образы.

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов. В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице Надежде Филаретовне фон Мекк:  «Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана».

Непосредственным толчком к созданию «Детского альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шуману». Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

Утренняя молитва

Пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название - "Утреннее размышление". В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций Особенности изложения музыкального материала. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Зимнее утро

"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся. О музыкальной форме пьесы. Пьеса - образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением. В этом произведении П. Чайковский использовал редкий композиторский прием: пьеса завершается не в той тональности, в которой она началась.

Игра в лошадки

Примечательная музыкальная особенность пьесы - однородность фортепианной фактуры на протяжении всей пьесы. Это позволяет провести параллель с образцами старинной музыки, что в свою очередь побуждает подойти к ней с позиций так называемой теории аффектов. С другой стороны, напрашивается сравнение с пьесами Р. Шумана. Единообразие фактуры сочетается в пьесе с разнообразием гармонии. Внимание привлекает также особый композиторский прием - так называемый органный пункт. Пьеса дает хороший повод для обсуждения этого приема - его функции и значения.

Мама

Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Выразительность ее исполнения в значительной мере зависит от точности выполнения авторских ремарок. Ощущению мягкости и гибкости способствует трехдольный размер. Фортепианная фактура пьесы двухголосна. Голоса движутся, сохраняя между собой "теплый интервал" (дециму). Для исполнителя определенную проблему представляет интонационная самостоятельность голосов.

Марш деревянных солдатиков

Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.

Болезнь куклы

П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

Похороны куклы

Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Пьеса вполне доказывает оправданность посвящения "Детского альбома" Р. Шуману: напрашивается ее сравнение с "Первой утратой" из "Альбома для юношества" Р. Шумана. При всей серьезности темы следует помнить, что композитор звуками создает впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

Вальс

Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. П. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры). Этот вальс побуждает к сравнению с вальсами Ф. Шопена.

Новая кукла

Эта пьеса - яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение - радость. Композиторские средства, которыми это сделано, заставляют вспомнить другой музыкальный шедевр - песню Л. Бетховена "Новая любовь - новая жизнь" на стихи И. В. Гете. Пьеса написана в трехчастной форме пьесы; особенности средней части. Задача исполнителя - передавая бурную радость, не впасть в суетливость и суметь передать оттенки этой радости. В репризе настроение более умиротворенное.

Мазурка

Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.

Русская песня

Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому. Интересна переписка П. Чайковского и Л. Толстого, в которой обсуждаются особенности русской песни. "Русская песня" из "Детского альбома" написана на основе подлинной народной песни. В связи с этим рассматривается роль А. Дельвига в создании авторской русской песни. Эта пьеса - пример темы и одной вариации на нее.

Мужик на гармонике играет

Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.

Камаринская

Эта пьеса заставляет, прежде всего, сказать о русской плясовой песне "Камаринская". Упоминание об этой песне можно встретить, например, у М. Лермонтова. До П. Чайковского "Камаринскую" написал М. Глинка (у П. Чайковский есть яркое высказывание об этом произведении М. Глинки). Между этими пьесами имеется примечательное сходство. Характерные композиторские приемы позволяют П. Чайковскому воспроизвести звучания народных инструментов - волынки и гармоники.

Полька

Полька - одна из наиболее популярных пьес "Детского альбома". Название танца уже само говорит о его польском происхождении. П. Чайковский замечательно передает народный характер танца, особенно это ощущается, когда мелодия переходит в нижний регистр и приобретает нарочито грубоватый задорно юмористический характер. Вся пьеса построена на одном мотиве, который несколько раз повторяется, что делает пьесу легко запоминающейся.

Итальянская песенка

Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки. Об обстоятельствах использования национальных мелодий, в данном случае итальянской, П. Чайковский писал Н. фон Мекк.

Старинная французская песенка

Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после "Детского альбома" он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере "Орлеанская дева". Композитор использует приемы, характерные для старинной музыки. Музыкальную форму пьесы можно представить себе двояко - как двухчастную, так и трехчастную.

Немецкая песенка

По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (в описании пьесы этот тезис подробнее раскрывается). Примечательно, что трехдольный размер в данном случае больше ассоциируется с лендлером, чем с вальсом (который П. Чайковский очень любил). Эта пьеса, как и большинство номеров "Детского альбома", написана в трехчастной форме.

Неаполитанская песенка

Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо "Детского альбома" она звучит в III действии балета "Лебединое озеро". Эта пьеса может считаться заключительной в мини-цикле внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальные впечатления от путешествия по разным странам".

Нянина сказка

Музыка этой пьесы позволяет по-разному трактовать содержание произведения (разные варианты подробнее обсуждаются в описании произведения). Пьеса написана в трехчастной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Музыкальная викторина "Мир музыкальных образов". 6 класс

Цель музыкальной викторины "Мир музыкальных образов": определение основных изученных музыкальных понятий и произведений, особенностей творчества композиторов.Викторина содержит три раздела. Первые два...

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

Музыкальный образ как смысловое выражение в вокальном и музыкально-драматургическом жанрах.

Музыкальный образ – является основой музыкального искусства и входит в структуру художественного образа, который определяется как всеобщая категория художественного творчества, способ и форма ос...