Методическая разработка урока Пародия в музыке
методическая разработка по музыке (11 класс) на тему

Орел Юлия Антоновна

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в музыке» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы Орел Ю.А. и Островская Я.Е., учителя ГБОУ школы "Тутти".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_parodiya_v_muzyke.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыкально-теоретических дисциплин

Орел Ю. А.

Учитель музыкально-теоретических дисциплин

Островская Я.К.

Методическая разработка

урока в 11 классе

«Пародия в музыке»

с применением

технологии интегрирования:

Гармония + Музыкальная литература

Использование современных педагогических технологий: технология интегрирования, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока: поближе познакомить учащихся с манерами пародирования в разных видах искусств и сосредоточить их внимание на особенностях пародии в музыке.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с различными историческими версиями музыкальной пародии, дать представление о жанрах и методах музыкального пародирования, научить слуховому анализу музыкальной пародии и приемам ее исполнения.

Развивающие: развивать общеэстетические и творческие способности учащихся, развивать навыки, полученные учащимися на занятиях по гармонии (навык подбора и игры аккомпанемента, навык переложения мелодии для различных составов исполнителей) и музыкальной литературе (навыки анализа применяемых средств музыкальной выразительности, сравнения разных жанров и стилей, навык использования некоторых музыкально-исторических и музыкально-теоретических знаний).

Воспитательные: воспитывать интерес к различным музыкальным стилям, формировать позитивный опыт музыкального общения, способствовать расширению музыкально-эстетического кругозора учащихся, воспитывать культуру восприятия художественных произведений.

Формы работы: коллективная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: фортепиано, ударные инструменты (ударная установка), компьютер, мультимедиа проектор.

Ход урока

У нас сегодня необычный урок. В преддверии Нового года, когда все ждут праздничного веселья, шуток и розыгрышей, мы обращаемся к чрезвычайно интересному материалу, связанному с шуткой, юмором и сатирой в искусстве вообще и в музыке в частности. А поводом обращения к этой теме стало не только приближение Нового года, но и недавнее знакомство учащихся 11-го класса с ярким музыкальным произведением, в котором есть все оттенки смешного – и мягкий юмор, и острая сатира, и злая пародия.

Презентация. Слайды №1, 2

Речь идет об опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок». Кульминацией шуточно-юмористического начала в опере является сцена, когда главный герой произведения - глупый и важный царь Додон, в качестве любовной арии поет свою «серенаду» на мотив популярной уличной песенки начала ХХ века про чижика-пыжика.

Музыкальный пример №1 - Фрагмент песни Додона.

Презентация - слайд №3

Как попала примитивнейшая мелодия в сложнейшую оперу? Почему это смешно? Для чего Римскому-Корсакову понадобился «мотивчик», по сей день являющийся символом простоты и примитивизма?

Как такой возвышенный вид искусства, как музыка, который «говорит, когда слова бессильны», может «шутить», смешить, высмеивать, издеваться? Какими средствами может достигаться нужный эффект?

На эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня.

Все вы хорошо знаете Максима Галкина. Как вы считаете, в чем заключается самая сильная сторона его дарования? Чем, например, номера Галкина отличаются от номеров других мастеров разговорного жанра, выступающих в таких передачах, как «Аншлаг» или «Кривое зеркало», от того же Петросяна?

Правильно, пародиями. Пародии Галкина, как и пародии других пародистов – это эстрадный жанр, основанный на подражании разным известным личностям. Если пародия качественная, высокого уровня, то мы сразу узнаем личность, которую пародирует артист. При этом все характерные черты пародируемого лица подаются как через увеличительное стекло. Такое преувеличение и делает сценическое подражание смешным, а иногда даже злобным, а пародию ставит на одно из 1-х мест в ряду юмористических произведений искусства.

Что же такое пародия и как можно ею пользоваться?

Из множества определений, имеющихся  в разных словарях мы выбрали следующее: Пародия (греч. parodia, от para - против и ode - песнь, пение, буквально, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Презентация – слайд №4

Иными словами, пародия – это «новая старая песня», своеобразное «кривое зеркало», в котором можно увидеть или услышать хорошо знакомое лицо. Это самый прямой и короткий путь к смешному, и им широко пользуются и эстрадные исполнители, и музыканты, и литераторы. Но главное условие пародии – это обязательная известность того, что является объектом подражания: для узнавания нужно быть хорошо знакомым с пародируемым материалом, иначе узнавать будет нечего.

У пародии много разнообразных приемов: это и простая перетекстовка известных песен, и перетрактовка, переизложение известных сюжетов в других, не свойственных им жанрах, и размещение известного сюжета или мелодии в несвойственном окружении, также можно делать вариации на стиль, вариации на жанр и многое другое… При этом часто низменное оказывается вписанным в высокое, и это сразу становится смешным, порой и издевательским, как это было в упоминавшейся опере Римского-Корсакова. Иногда все происходит наоборот – используется прием приземления высокого, помещение его в «низменное», когда сюжеты известных оперных или драматических произведений облачаются в тексты дворовых или полублатных песен.

Так, например, в свое время (это было в прошлом веке, примерно в 60-е годы), исполнитель блатных песен Аркадий Звездин, известный под псевдонимом Аркадий Северный пел такую, популярную в интеллигентской среде песенку:

Презентация – слайды №5, 6.

Жил на свете Гера, белый офицер,
И играл он в карты, многим не в пример.
С ним случилась драма, пиковая дама,
Жизнь она испортила ему!
И теперь он бедный, и худой, и бледный
Здесь в психиатрическом дому.

Полюбил он девку, Лизаветой звать,
Но на свадьбу денег неоткуда взять.
Был фартовый Гера, действовал умело,
Поступил он, как бандит Махно:
Дулом пистолета выбил шпингалеты
И к графине тетке влез в окно.

Тетка закричала – он ее ножом,
А потом занялся мелким грабежом,
Вынул из комода краплену колоду,
О которой он мечтал давно,
Выбросил труп в море и в таксомоторе
Едет Гера прямо в казино.

В казино ошибку Гера допустил,
Крапленую даму на пол уронил,
Ах, какая драма, пиковая дама,
Жизнь она испортила ему!
Тут князья и графы, царские сатрапы
Принялись учить его уму.

Били канделябром, били сапогом,
От побоев Гера тронулся умом
Ах, какая драма, пиковая дама,
Жизнь она испортила ему!
И теперь он бедный, и худой, и бледный
Здесь в психиатрическом дому.

Мальчики, на кралей не косите глаз,

Все, что вы накрали, вытрясут из вас.

Ах, какая драма, пиковая дама,

Жизнь она испортила мою!

А теперь я бедный, и худой, и бледный

Здесь на Дерибасовской пою.

Я надеюсь, вы узнали сюжет произведения, которое здесь «зашифровано». Конечно, это повесть Пушкина и, естественно, одноименная опера Чайковского «Пиковая дама». «Перевод» осуществлен путем переизложения классики в жанре блатной песни.

Ну вот, поразвлекались, посмеялись над чужими стихами, теперь попробуем применить подобный прием к нашему учебному материалу. Мы, конечно, не будем сочинять блатных песен. А будем по шуточным стихотворениям определять, сюжеты каких опер Н.А.Римского-Корсакова в них излагаются.

Презентация, слайд №7

Задание:

определить, о каких операх идет речь в следующих шуточных стихотворениях:

  1. Пир, «разборка», скандал, изгнание;

сон, подводной девы признание;

дом, жена с упреками слезными,

вновь толпа и мысли тревожные.

Спор, пари, заклад побеждается,

торговать герой отправляется.

Царь Морской, веселье поганое,

голос Чудища, гусли рваные...

Возвращенье, гульба, гости песнь поют,

вновь заморские корабли зовут,

ждет жена, купцы развлекаются,

город Новгород прославляется.

  1. Вена, композиторы, беседа,

Зависть, отравление соседа,

Остановка мысли, размышленье:

«Гений и злодейство  - вот сомненье!»

«Алгеброй гармонию проверю -

«гений и злодейство» - не поверю!!!

  1. Лес в Заволжье, в нем дева прекрасная,

Княжич, свадьба, татары ужасные,

Плен, изменник, проиграна битва,

Но над градом стояла молитва,

Он исчез, в небеса вознесенный!

Звоном в озере отражается,

Враг испуганный разбегается.

В граде новом том дева с княжичем

Вновь к венцу идут, птицы райские

Песни им поют, и с сиянием

Их в собор ведут.

  1. Царь дурак, детишки тоже,

Ну на что это похоже?

Для сохранности себя

Посадили Петуха.

Но пропало все совсем

не от вражеских систем -

от загадочной девицы,

экзотической царицы.

А в конце моралью бьет

Очень умный звездочет.

  1. Лес дремучий да девица снежная,

Пастушок со своими песнями,

Царь премудрый, проблемы сложные,

И любовь для кого-то нежная.

Страсть, измена, обида великая,

после этого вече с изгнанием,

Просьба дать тепла и любви душе -

Мать относится с пониманием!

Объяснение и согласие,

и трагедия вместе с таянием...

окончание всей истории —

прославление Солнца Красного!

  1. Царь, окно, сидят девицы.

Выбрал царь одну в царицы,

А другие в зависть стали,

И ее оклеветали.

Дальше бочка, обруч, море,

Мать и сын уже на воле,

остров могут здесь освоить

И дворец себе построить.

Там же лебедь величаво

выступала, будто пава;

33 богатыря море вздыбили не зря,

Белка песни напевала,

Да орешки вверх бросала,

Город Леденец сверкал,

все три чуда освещал.

Шмель последним чудом стал -

злых ужалил и пропал.

Что касается собственно музыкальной пародии, то, конечно, для ее восприятия нужен определенный музыкальный багаж, потому что, еще раз повторяю, для узнавания нужны знания. Чтобы оценить остроумие переделки, нужно хорошо знать оригинал. Потому как если человек никогда не слышал «Лунную сонату» Бетховена или его же 5-ю симфонию, то он никогда не сможет оценить качество переделки мелодий из этих сочинений. Итак, музыкальная пародия, музыкальная шутка – это развлечение подготовленных, «продвинутых», музыкально образованных людей.

Музыкальная пародия (как юмористический, шуточный прием) была очень популярна и в европейской, и в русской музыке 19-го века. Из творчества зарубежных композиторов можно вспомнить «Карнавал животных» К.Сен-Санса.

Музыкальный пример №2 - «Черепахи» - пародия на канкан Оффенбаха.

Презентация – слайды №8 – 11.

Что касается творчества русских композиторов 2-й половины 19-го века, то здесь можно вспомнить не только уже известного нам Римского-Корсакова с его оперным «Чижиком-пыжиком», но и коллективное сочинение Лядова, Римского-Корсакова, Бородина и Кюи. Оно известно под названием «Тати-тати» и представляло собой 24 вариации и 14 маленьких пьес для фортепьяно, изданные под названием «Парафразы». Также можно вспомнить и всем известный шуточный «Собачий вальс». У этих произведений есть своя забавная история.

Но лучше об этом расскажет ведущий программы «Абсолютный слух» в сюжете, посвященном и «Чижику-пыжику», знаменитой «котлетной польке» под названием «Тати-тати» и Собачьему вальсу.

Просмотр сюжета из программы «Абсолютный слух» - 12 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=gAqGN0xwr30 

Презентация, слайды №12, 13

Итак, благодаря просмотру, мы познакомились с несколькими хитами примитивизма и способами их изменения и варьирования русскими композиторами 19-го века.

Вдохновленные примерами классиков, наши учащиеся 11-го класса под руководством Ю.А.Орел тоже решили поэксперементировать с темой «Чижика-Пыжика» и представить на ваш суд свои вариации на эту тему.

Игра вариаций – 5 мин.

Ну, а на закуску – просто музыкальные шутки.

Музыканты шутят

https://www.youtube.com/watch?v=SNA3JWXp1QI

Victor Borge - Happy Birthday

https://www.youtube.com/watch?v=t8mcYFqs5g4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Методическая разработка урока «Русская народная музыка»

Методическая разработка урокапо предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»для 3-го класса средней общеобразовательной школы«Русская народная музыка»Тип урока: урок-этюд.Цель: Развитие инте...

"Музыка Антонио Вивальди - на все времена." Методическая разработка урока по предмету музыка для учащихся 6 классов

Главная задача: Выявить особенности струнной музыки Вивальди (жанровые и стилистические); раскрытие эмоционального и чувственного мира музыки Вивальди ; а также общих особенностей между музыкой Виваль...

Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»

Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....

методическая разработка урока ИЗО и музыки на тему Звуки красок

Аннотация к блоку интегрированных уроков музыки и ИЗО «Звуки красок».                   Данный урок «Звуки кра...

Методическая разработка урока Пародия в творчестве Шостаковича

Методическая разработка урока в 11 классе «Пародия в творчестве Шостаковича» с применением технологии интегрирования (гармония + музыкальная литература). Авторы: Орел Ю.А., Островс...

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" по теме "Музыкальная теория: быстро и медленно".

Методическая разработка урока по предмету "Музыка и движение" для 9 класса "особый ребенок". Тема урока "Музыкальная теория: быстро и медленно"....