Детей и музыку
Я всей душой люблю,
И радость творчества
И дружбы им дарю!
Я работаю в школе уже более 20 лет, и в течение всего этого времени являюсь руководителем школьного хорового коллектива. Свои музыкальные занятия я строю таким образом, чтобы происходило постоянное творческое общение между музыкой, мной и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем.
Наиболее важными задачами моей работы являются воспитание у детей любви к музыке, хоровому искусству, развитие интереса к совместному творчеству. Именно поэтому я использую на своих занятиях разные методы обучения хоровому пению, такие как пение а капелла и пение под фонограмму, канон и скороговорка, а также обширный репертуар, начиная с религиозной музыки и заканчивая современными популярными мелодиями.
Занятие обычно начинается с дыхательной гимнастики. Правильная постановка дыхания – это, прежде всего, использование полного объема легких, использование мышц брюшного пресса и диафрагмы, использование естественных резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса исполнителя. А также, правильная постановка дыхания нужна каждому, кто хочет быть здоровым. Систематическое выполнение дыхательных упражнений оказывает на организм ребёнка комплексное лечебное и профилактическое воздействие.
Важной частью вокально-хоровой работы с детьми являются распевки, которые обучают ребят различным методам исполнения и настраивают на дальнейшую работу над хоровыми произведениями. Распевки нужны не только для разогрева голоса, но и для умения чисто интонировать и слушать друг друга.
Работа над вокально-песенным репертуаром занимает основное время на занятии. Для знакомства с новой песней я часто использую инновационные технологии в форме показа презентаций, связанных с темой занятия. С помощью презентаций я знакомлю своих воспитанников с именами композиторов и исполнителей, даю прослушивать аудио-записи показываю видеофрагменты. Дети не только получают новые знания, но и учатся анализировать и сравнивать услышанное ими, а также в дальнейшем применять полученные знания на практике при собственном исполнении хоровых композиций.
В течение всех лет моего преподавания в школе, дети с удовольствием и интересом посещали занятия хора. Сначала это были небольшие группы учащихся младших классов, но со временем коллектив хора стал пополняться новыми участниками средних и старших классов. У нас появился вокальный ансамбль девушек «Нежность», замечательные солисты и дуэты, как среди учащихся младших классов, так и взрослые девушки и юноши, которые неоднократно были призёрами районных, городских конкурсов и фестивалей, а также конкурсов всероссийского и международного уровня.
В зависимости от задач обучения и возраста участников, хор делится на 2 группы младшая 7-11 лет, и старшая 12-17 лет. Первая ступень подразумевает ориентацию и дифференциацию обучения, а вторая ступень развития – это музыкальное самоопределение. Но несмотря на возраст и уровень певческих навыков, все ребята принимают активное участие в школьных концертах и праздниках.
Программа, по которой я обучаю детей называется «С песней по жизни». Именно поэтому в репертуаре хора большое место отведено изучению и собственному исполнению песенного творчества русских, зарубежных, советских и современных композиторов.
Кроме вокально-хоровой работы мною используется обучение игры на свирели для младшей возрастной группы в инструментальном ансамбле «Свирель поёт». Работая с детьми по развитию навыков игры на этом народном инструменте, можно отметить три главные задачи: оздоровление, общение и познание. Через обучение игре на свирели можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению. Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Занятия на свирели способствуют и развитию мелкой моторики, что особенно необходимо для мыслительной деятельности и дальнейшего успешного обучения в школе. Ансамбль «Свирель поёт» также неоднократно выступал на концертах и конкурсах районного и городского уровня.
Для меня очень важно, чтобы занятия были направлены на развитие личности детей, способствовали их самораскрытию. Мои музыкальные занятия - это радостный увлекательный процесс, в котором дети, обучаясь, не только получают знания и опыт, но и раскрывают свой творческий потенциал.
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
1. В.Емельянов Развитие голоса. Москва 2000г;
2. В. Коробко «Школа вокала» Москва 2003г;
3. А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика» Москва 2007г.;
4. Слюсарёва В.М. «Развитие навыков игры на свирели и блок-флейте на уроках и во внеурочное время». – СПб.: 2003.