Урок информатики в 7 классе "Ценности в моей жизни" по теме "Построение диаграмм средствами табличного процессора MS EXCEL"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных)
Цели:
ØОбразовательная:
· Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронные таблицы», алгоритма построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм;
· Познакомить учащихся с возможностями наглядного представления данных (в том числе и многорядных) средствами табличного процессора MSExcel;
· Продолжить формирование умений и навыков работы с электронными таблицами (строить диаграммы и форматировать их).
ØРазвивающая:
· Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;
· Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;
· Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;
· Создать условия для развития у учащихся навыка работы в микрогруппах.
ØВоспитательная:
· Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся;
· Воспитывать стремление к получению новых знаний, интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_informatiki_excel_gorina_v._s._.doc | 105 КБ |
prilozhenie_1_-_angliyskiy_krossvord.doc | 35.5 КБ |
prilozhenie_3_-_rabochaya_karta_uroka.doc | 46 КБ |
prilozhenie_4_-_rabochiy_fayl.xls | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок информатики «Ценности в моей жизни»
по теме:
«Построение диаграмм средствами
табличного процессора Microsoft Excel»
7 класс
Тип урока: Комбинированный – 40 мин (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных)
Цели:
- Образовательная:
- Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронные таблицы», алгоритма построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм;
- Познакомить учащихся с возможностями наглядного представления данных (в том числе и многорядных) средствами табличного процессора MS Excel;
- Продолжить формирование умений и навыков работы с электронными таблицами (строить диаграммы и форматировать их).
- Развивающая:
- Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;
- Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;
- Создать условия для развития у учащихся алгоритмического и логического мышления, внимательности;
- Создать условия для развития у учащихся навыка работы в микрогруппах.
- Воспитательная:
- Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся;
- Воспитывать стремление к получению новых знаний, интерес к предмету.
Оборудование:
- Английский кроссворд «табличный процессор MS Excel» (для каждого ученика) (см. «Приложение №1»);
- Круговая диаграмма «Ценностные ориентации ребят 13-15 лет» (файл для интерактивной доски) (см. «Приложение №2»);
- Рабочая карта урока (см. «Приложение №3»);
- Рабочий файл программы MS Excel (для интерактивной доски) (см. «Приложение №4»);
- компьютеры;
- интерактивная доска.
Структура урока:
- Организационный момент (3 мин).
- Актуализация знаний учащихся (10 мин).
- Изучение нового материала – визуализация многорядных данных (9 мин).
- Закрепление изученного материала – практическая работа (13 мин).
- Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (5 мин).
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, с возможностями какой программы мы знакомимся на протяжении последних уроков? (1 человек – MS Excel).
Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу по изучению табличного процессора MS Excel.
- Актуализация знаний учащихся
Разгадываем английский кроссворд «Табличный процессор MS Excel»
И для начала давайте вспомним основные понятия и термины, связанные с данной программой. Поможет нам в этом кроссворд (каждому учащемуся выдается листок с сеткой кроссворда, такой же кроссворд выводится на интерактивную доску).
На прошлом занятии мы с вами тренировались составлять и разгадывать кроссворды.
Сегодня вашему вниманию предоставляется английский кроссворд «Табличный процессор MS Excel» (Приложение 1).
Слова могут располагаться по вертикали, горизонтали и диагонали только по прямым линиям. Они не пересекаются. Кроме того, обратите внимание на клетки, выделенные желтым цветом, – они сигнализируют нам о начале нового слова. Что ж, приступим к работе.
Разгадываем кроссворд – ученики находят слова и выходят к доске вычеркивать их, причем обязательным условием ответа у доски является формулировка соответствующего определения и характерных особенностей или свойств того или иного понятия.
Используемые в кроссворде понятия:
- Диаграмма;
- Курсор;
- Столбец;
- Лист;
- Строка;
- Книга;
- Диапазон;
- Формула;
- Три (листа в рабочей книге по умолчанию);
- Равно (знак, с которого начинается формула);
- Сумм (функция, выполняющая сложение значений соответствующих ячеек);
- Мин (функция, определяющая минимальное из значений соответствующих ячеек);
- Ячейка.
Составляем ключевое слово урока
Обратите внимание, что в сетке кроссворда остались буквы, которые мы не использовали. Давайте попробует составить из них слово, которое и будет ключевым на нашем сегодняшнем уроке (ребята составляют слово).
Итак, молодцы! Ключевое слово – ЦЕННОСТЬ (записываем его в клетки ключевого слова кроссворда). Однако, ребята, что же такое ценность, как вы понимаете, что означает данное понятие? Что в вашей жизни представляет ценность? (Рассуждения ребят – 3-4 человека).
Сегодня именно понятие жизненных ценностей станет опорным пунктом нашего урока. Открывает тетради, записываем число и тему урока «Ценности в моей жизни».
Актуализация этапов создания диаграмм
Вашему вниманию предоставляются результаты социологического опроса, проведенного среди ребят 13-15 лет нашего города, в виде круговой диаграммы (круговая диаграмма – Приложение 2). Цель исследования заключалась в определении того, на какие ценности ребята ориентируются в своей жизни.
(Ребята получают рабочую карту урока (Приложение 3), она же выводится на интерактивную доску).
Посмотрите на перечень предложенных вариантов и вид круговой диаграммы, построенной по полученным данным (задание 1 рабочей карты):
1. | Труд | |
2. | Здоровье | |
3. | Красота | |
4. | Добро | |
5. | Сила | |
6. | Любовь |
Скажите, можно ли сейчас по предложенному виду диаграммы понять, какие результаты были получены? Каких важных элементов диаграммы не хватает для ее интерпретации? (варианты ребят: легенда, подписи данных).
Первостепенная задача, стоящая перед нами, заключается в соотнесении каждого из предложенных ценностных понятий с частью диаграммы. Попробуем это сделать.
Как вы думаете, каким образом распределились предпочтения ребят? (Размышления учеников (учитель в данный момент урока выступает в роли ненавязчивого направляющего)).
(Ребята в своих рабочих картах и учитель на интерактивной доске отмечают на соответствующей части диаграммы номер ценностного понятия из предложенного перечня).
С задачей соотнесения ценностных понятий и частей диаграммы мы справились с успехом, теперь попытаемся определить процентные характеристики каждой части.
В этом нам поможет одно из важнейших свойств круговой диаграммы. Какое? (ответы учеников – сумма всех долей диаграммы равна 100%).
1. | Труд | 25% |
2. | Здоровье | 30% |
3. | Красота | 10% |
4. | Добро | 5% |
5. | Сила | 5% |
6. | Любовь | 25% |
Ребята предлагают варианты процентных значений и записывают их напротив соответствующих ценностных понятий в таблицу задания 1 рабочей карты; одновременно учитель вносит эти данные в таблицу, выведенную на интерактивную доску.
Давайте сравним наши предположения с реальными данными социологического опроса (файл программы MS Excel, листы 1 и 2 – Приложение 4).
Давайте вспомним, каким образом происходит создание диаграммы в программе MS Excel? (ответ ученика – создать таблицу исходных данных и выделить ее, вызвать Мастер диаграмм и выбрать соответствующие параметры на каждом из его четырех шагов).
Один из учеников выходит и демонстрирует процесс создания диаграммы на интерактивной доске.
III и IV. Изучение нового материала (визуализация многорядных данных) и практическая работа.
Исследования, как вы наверно заметили, проводились среди ребят вашего возраста. Однако вы в нем участие не принимали.
Как же вы, ученики 7 класса, расставите приоритеты в выборе ценностей ВАШЕЙ жизни.
Вашему вниманию предоставляется задание 2 рабочей карты (Приложение 3).
Необходимо определить по шкале от 0 до 10 важность (в вашей жизни!!!) предложенных в таблице ценностных ориентиров.
Перечень ценностных ориентиров | баллы |
Труд | |
Ответственность | |
Красота | |
Сила | |
Искренность | |
Добро | |
Здоровье | |
Честность | |
Любовь | |
Смелость |
На выполнение задания ребятам отводится 5 минут.
Как вы думаете, можно ли полученные данные, представленные в табличном виде, изобразить в виде диаграммы? (Ответы ребят). А сравнить ваши предпочтения с предпочтениями ваших одноклассников? (Ответы ребят).
Однако в результате будем иметь дело не с двумя, а с несколькими рядами данных. Как вы думаете, программа MS Excel позволит построить диаграмму сравнения нескольких величин? (Ответы ребят).
Давайте в этом убедимся и познакомимся с видами диаграмм, осуществляющими визуализацию многорядных данных. Сегодня вам будет необходимо выполнить практическое задание в парах, т. е. сравнить свои ценностные предпочтения с предпочтениями вашего напарника.
Для этого необходимо добавить в таблицу исходных данных еще один столбец, в который и будут занесены баллы вашего напарника (файл программы MS Excel, лист 3 – Приложение 4).
Вам необходимо на Листе рабочей книги MS EXCEL построить таблицу исходных данных (для 2-х учащихся) и следующие виды диаграмм:
Задание 1. Обычная гистограмма (2 вида);
Задание 2. Гистограмма с накоплением;
Задание 3. С областями и с накоплением;
Задание 4. Произвольная диаграмма.
Прежде чем вы приступите к выполнению задания на компьютерах, давайте посмотрим на примеры тех диаграмм, которые вам необходимо создать (файл программы MS Excel, лист 4 – Приложение 4).
Можете приступить к практическому выполнению задания, причем в своем рабочем листе вы найдете критерий оценки работы:
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:
Задание 1. | «3» |
Задание 2. | «4» |
Задание 3. | «5» |
Задание 4. | + ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОТМЕТКА |
Ребята садятся за компьютеры (в парах) и выполняют задание. Учитель в случае необходимости консультирует учащихся по возникающим в процессе работы вопросам и по завершении выполнения задания фиксирует количество построенных диаграмм каждым учеником и соответствующие отметки ребят.
- Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.
Наш урок подошел к концу. Вы сегодня поработали на славу. Что же нового в ходе урока вы узнали? С какими новыми видами диаграмм познакомились? (Ответы учеников).
Кроме того сегодня на уроке мы с вами задумались над одним из важнейших вопросов всего человечества – какими ценностями нужно руководствоваться в жизни, чтоб прожить ее достойно.
Надеюсь, над данным вопросом вы поразмышляете и вне стен нашего класса.
А теперь обратите внимание на интерактивную доску. Выполнив практическое задание на компьютерах, каждый из вас заработал свою отметку, результаты работы вашего класса вы сейчас видите на круговой диаграмме и графике (файл программы MS Excel, лист 5 – Приложение 4).
Круговую диаграмму вы строить умеете, а вот как построить график в программе MS Excel – это вопрос рассмотрения нашего следующего урока.
Откройте дневники, поставьте заработанные отметки и запишите домашнее задание.
Домашнее задание: §2.9, вопросы (подготовиться к самостоятельной работе) (Информатика и ИКТ. Босова Л. Л. : учебник для 7 класса).
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Английский кроссворд
«Табличный процессор MS EXCEL»
д | т | к | у | р | с | о | р | н |
и | ц | е | б | л | о | т | с | д |
а | к | л | и | с | т | а | и | а |
г | н | ц | е | н | к | а | л | я |
р | и | н | и | о | п | у | с | ч |
а | г | м | р | а | м | у | и | е |
м | а | т | з | р | м | о | р | й |
м | с | о | о | м | с | ь | т | к |
а | н | ф | р | а | в | н | о | а |
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя ___________________
Задание 1. Ценностные ориентиры ребят 13-15 лет (по данным ВЦИОМ)
1. | Труд | |
2. | Здоровье | |
3. | Красота | |
4. | Добро | |
5. | Сила | |
6. | Любовь |
Задание 2. Личные ценностные ориентиры
Необходимо определить по шкале от 0 до 10 важность (в вашей жизни!!!) предложенных в таблице ценностных ориентиров.
Перечень ценностных ориентиров | баллы |
Труд | |
Ответственность | |
Красота | |
Сила | |
Искренность | |
Добро | |
Здоровье | |
Честность | |
Любовь | |
Смелость |
На Листе рабочей книги MS EXCEL постройте таблицу исходных данных (для 2-х учащихся) и следующие виды диаграмм:
Задание 1. Обычная гистограмма (2 вида);
Задание 2. Гистограмма с накоплением;
Задание 3. С областями и с накоплением;
Задание 4. Произвольная диаграмма.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:
Задание 1. | «3» |
Задание 2. | «4» |
Задание 3. | «5» |
Задание 4. | + ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОТМЕТКА |
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока информатики на тему Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS Excel
Представлена разработка урока по информатике в 8 классе на тему " Построение диаграмм с помощью табличного процессора MS E[cel...
Построение диаграмм в табличном процессоре Excel.
Урок знакомит учащихся с еще одной возможностью Excel – анализом данных в табличной форме. Они узнают виды диаграмм, научатся их строить. С диаграммами мы можем встрет...
Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel
Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...
План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel"
План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel" и приложение к уроку (практическая работа, презентация)...
Конспет урока по информатике на тему - Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel
электронные таблицы....
«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»
Конспект урока информатики в 9 классеУчитель Чернецова Е.В.«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм» «Мышление начинается там,где создана проблемная ситуация&raq...