Интеграция на уроках музыки.
статья по музыке по теме

Юнусова Ксения Александровна

Интеграционный подход на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_na_urokah_muzyki.docx17.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегративный подход на уроках музыки

        

Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе, постоянное творческое общение между музыкой - учителем – детьми. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов» [21, с. 595]. Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов» [8, с. 710]. Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведем еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения» [42,  с.57]. Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:

-создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;

-нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
- развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.

Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых  - это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции - межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
           Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция  -  это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.  Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:

- предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;

- логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;

- большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.

Для интегрированных уроков характерны следующие формы  (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько) [8, с 86] организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.

            Суть пластообразной формы заключается в наслоении различных в

дов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 1 классе (программа Критской Е.Д.) тема урока «Музыка осени», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Осень, осень», русская народная песня, «Дождик накрапывает» Ан. Александрова и др.);  в  литературе  -   через   художественные    средства    выразительности

(А. С. Пушкин  «Осень»,   А. Толстой   «Осень»,  А. А. Фет    «Ласточки пропали», А. Барто «Золотая осень» и др.); в 4 классе тема урока (программа Критской Е.Д.)«Что за прелесть эти сказки», углубляются знания детей о личности А.С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений (литературное произведение -  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», музыкальное – Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.

            Особенность спиралевидной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль - это основное понятие, изучаемое на уроке. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, в 4 классе занятии «Музыка Украины», оценить красоту мелодий украинских песен можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты музыкальной культуры Украины в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства. В 3 классе тема урока «Образы природы в музыке» можно сначала оценить красоту утреннего и вечернего пейзажа, а затем подняться до понимания красоты утра и вечера в литературных и музыкальных произведениях (литературные произведения -  И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Веет утро прохладой степною…», музыкальные произведения – Э.Григ «Утро из сюиты «Пер Гюнт», М. Мусоргский «Утро из «Детской музыки» для фортепиано, П.И. Чайковский «Колыбельная»).

Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки и отрывков литературного произведения, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Один из уроков 3 класса (программа Кабалевского Д.Б.) урок-сказка, структура которого основана на законах художественной драматургии ( завязка – кульминации – развязка): тема урока – «Опера-былина «Садко».  Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.

Рассмотренные формы организации содержания интегрированного блока поднимают урок на более высокий уровень, оказывают многостороннее влияние на личность школьника.

Интегрированный подход  на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность.  Он имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в преподавании уроков музыки

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

Интеграция на уроках музыки

Урок в 3 классе "Русский сарафан"...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

"Интеграция искусств на уроках музыки"

Статья свещает актуальаные воросы интеграции видов деятельности на уроках музыки....

Обобщение опыта по теме: Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки

На мой взгляд, интеграция различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным принципом в направлении творческого развития личности ребенка. Интеграция решает пробле...

Интеграция уроков музыки как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Мы рассматриваем интеграцию уроков музыки и ОРКСЭ в общеобразовательной школе как одну из возможностей духовно-нравственного воспитания в современной школе, поскольку одна из важных педагогических зад...