Интеграция на уроках музыки
презентация к уроку по музыке по теме

Урок в 3 классе "Русский сарафан"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_sarafan.doc45 КБ
Office presentation icon 1-urok_3_klass.ppt1.59 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок
 «Русский сарафан в музыке и живописи»

        Цель: дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре через синтез музыки и изобразительного искусства.

        Задачи: в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

        Музыкальный материал: А. Варламов «Красный сарафан», русские народные песни: «Во кузнице», «Ах, вы, сени», «Вдоль по улице метелица», «Барыня», «Во поле береза стояла».

        Изобразительный ряд: видеофрагмент хоровода, вырезанные силуэты сарафана, девичий хоровод на листе ватмана – в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

        Дополнительный материал: костюмы скоморохов, русский сарафан.

Ход урока

Фонограмма песни «Во поле береза стояла».

- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок, и все на этом уроке у нас будет необыкновенным:  большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!

Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».

1-й скоморох:

Представление начинается,

Сюда, сюда все приглашаются.

Билетик купите, к нам заходите!

2-й скоморох:

Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.

А кто не зайдет, от скуки пропадет.

1-й скоморох:

Давай, налетай.

Места занимай!

2-й скоморох:

Такое узрите, что в Америку не захотите.

1-й скоморох:

У нас гуляний немало,

А такого шуму и гаму еще не бывало.

А посему пора урок начинать…

2-й скоморох:

А кто ж будет  начинать?

Надо нам хозяйку выбирать.

1-й скоморох:

Да вот же она.

Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.

1-й скоморох: Ой, что за страсти! Это ты у нас хозяйкой будешь?

Царевна-лягушка: Я!

Сбрасывает шубу.

- Нам не время скучать, пора урок начинать.

2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?

Показывает на сарафан (ответы детей)

1-й скоморох:

Верно. А что представляет собой сарафан? (ответы детей).

Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц? (ответы учеников).

Царевна-лягушка: Правильно. А еще лебедушка, утушка-голубушка, так ласково называют в народе русских женщин.

Учитель: Вспомните, как вы водили хоровод на уроках ритмики. Какими были ваши движения? (ответы детей).

Учитель: Не зря А. С. Пушкин в своей сказке « О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама-то величава,

Выступает,  будто пава.

Учитель: Вы знаете, что  музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности (ответы детей).

- Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц художники и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» демонстрируются слайды  с изображением сарафанов. Учитель дает комментарии.

Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (праздничные и повседневные).

- Найдите общие черты для обеих групп (одинаковый покрой сарафанов,  одинаковое размещение орнаментов).

- Теперь отличия (цвет, качество, богатство украшений).

- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?

- Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей  - шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой,   драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты-обереги.

 Посмотрите на фрагменты орнаментов. Здесь вы увидите  и вышивку, и драгоценные камни, и изображения птиц, растений.

Демонстрация слайдов с орнаментами.

 В конце восемнадцатого века все еще не был сарафан крестьянской одеждой. Но вот наступает  Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего европейского платья,  они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» - решает вступившая на престол к тому времени императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо – боярскую»  одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

- Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом  красивого? (ответы учеников)

- Действительно, красный.  «Красна девица», «Красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было догадаться о сюжете песни. Например. Назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (красный)

- Верно. А о каком событии речь, если первая строчка звучит так:

Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан.

- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем эту песню, и вы сами убедитесь в этом.

Звучит песня «Красный сарафан».

- Вы  теперь знаете, что цвет одежды играл большую роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.

На интерактивной доске написаны в столбик: Царевна – лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко».

  1. «Под большой елью сидит его дочь,  веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».
  2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».
  3. «Уж она плясала – плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди» (ответы учеников).

- А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых лежат у вас на столе. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

Под музыку дети выполняют задание.

        Учитель: Молодцы, вы очень хорошо поработали, ваши сарафаны просто великолепны. Мы сегодня говорили  о сарафане всерьез и в шутку. Давайте споем русскую народную песню «Во кузнице».

Ученики исполняют песню «Во кузнице».

После  исполнения песни,  раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе.

- Как вы думаете, какой характер у этой песни? А что вы скажете о темпе песни?

Какая мелодия? Слова вам нравятся? (ответы учеников).

- Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? (ответы детей).  Молодцы, вы очень внимательные.

- Итак, сарафан мы сшили, теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? А что объединяло музыку, картины и ваши работы? (ответы учащихся).

- Значит можно сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа. Вы согласны?

- Спасибо вам за работу на уроке. Каждый из вас получает пятерку.

Урок окончен. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция в преподавании уроков музыки

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа

Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

"Интеграция искусств на уроках музыки"

Статья свещает актуальаные воросы интеграции видов деятельности на уроках музыки....

Обобщение опыта по теме: Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки

На мой взгляд, интеграция различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным принципом в направлении творческого развития личности ребенка. Интеграция решает пробле...

Интеграция на уроках музыки.

Интеграционный подход на уроках музыки....

Интеграция уроков музыки как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Мы рассматриваем интеграцию уроков музыки и ОРКСЭ в общеобразовательной школе как одну из возможностей духовно-нравственного воспитания в современной школе, поскольку одна из важных педагогических зад...