Интеграция на уроках музыки
презентация к уроку по музыке по теме
Урок в 3 классе "Русский сарафан"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_sarafan.doc | 45 КБ |
1-urok_3_klass.ppt | 1.59 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
«Русский сарафан в музыке и живописи»
Цель: дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре через синтез музыки и изобразительного искусства.
Задачи: в процессе исследования познакомить учащихся с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Музыкальный материал: А. Варламов «Красный сарафан», русские народные песни: «Во кузнице», «Ах, вы, сени», «Вдоль по улице метелица», «Барыня», «Во поле береза стояла».
Изобразительный ряд: видеофрагмент хоровода, вырезанные силуэты сарафана, девичий хоровод на листе ватмана – в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.
Дополнительный материал: костюмы скоморохов, русский сарафан.
Ход урока
Фонограмма песни «Во поле береза стояла».
- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок, и все на этом уроке у нас будет необыкновенным: большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!
Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».
1-й скоморох:
Представление начинается,
Сюда, сюда все приглашаются.
Билетик купите, к нам заходите!
2-й скоморох:
Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.
А кто не зайдет, от скуки пропадет.
1-й скоморох:
Давай, налетай.
Места занимай!
2-й скоморох:
Такое узрите, что в Америку не захотите.
1-й скоморох:
У нас гуляний немало,
А такого шуму и гаму еще не бывало.
А посему пора урок начинать…
2-й скоморох:
А кто ж будет начинать?
Надо нам хозяйку выбирать.
1-й скоморох:
Да вот же она.
Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.
1-й скоморох: Ой, что за страсти! Это ты у нас хозяйкой будешь?
Царевна-лягушка: Я!
Сбрасывает шубу.
- Нам не время скучать, пора урок начинать.
2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?
Показывает на сарафан (ответы детей)
1-й скоморох:
Верно. А что представляет собой сарафан? (ответы детей).
Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц? (ответы учеников).
Царевна-лягушка: Правильно. А еще лебедушка, утушка-голубушка, так ласково называют в народе русских женщин.
Учитель: Вспомните, как вы водили хоровод на уроках ритмики. Какими были ваши движения? (ответы детей).
Учитель: Не зря А. С. Пушкин в своей сказке « О царе Салтане» написал следующие строки:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Учитель: Вы знаете, что музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности (ответы детей).
- Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц художники и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.
Под русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет» демонстрируются слайды с изображением сарафанов. Учитель дает комментарии.
Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (праздничные и повседневные).
- Найдите общие черты для обеих групп (одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов).
- Теперь отличия (цвет, качество, богатство украшений).
- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?
- Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей - шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты-обереги.
Посмотрите на фрагменты орнаментов. Здесь вы увидите и вышивку, и драгоценные камни, и изображения птиц, растений.
Демонстрация слайдов с орнаментами.
В конце восемнадцатого века все еще не был сарафан крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего европейского платья, они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет» - решает вступившая на престол к тому времени императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо – боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.
- Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (ответы учеников)
- Действительно, красный. «Красна девица», «Красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было догадаться о сюжете песни. Например. Назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? (красный)
- Верно. А о каком событии речь, если первая строчка звучит так:
Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.
- Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем эту песню, и вы сами убедитесь в этом.
Звучит песня «Красный сарафан».
- Вы теперь знаете, что цвет одежды играл большую роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.
На интерактивной доске написаны в столбик: Царевна – лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко».
- «Под большой елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками».
- «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки».
- «Уж она плясала – плясала, вертелась – вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди» (ответы учеников).
- А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых лежат у вас на столе. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.
Под музыку дети выполняют задание.
Учитель: Молодцы, вы очень хорошо поработали, ваши сарафаны просто великолепны. Мы сегодня говорили о сарафане всерьез и в шутку. Давайте споем русскую народную песню «Во кузнице».
Ученики исполняют песню «Во кузнице».
После исполнения песни, раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе.
- Как вы думаете, какой характер у этой песни? А что вы скажете о темпе песни?
Какая мелодия? Слова вам нравятся? (ответы учеников).
- Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? (ответы детей). Молодцы, вы очень внимательные.
- Итак, сарафан мы сшили, теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? А что объединяло музыку, картины и ваши работы? (ответы учащихся).
- Значит можно сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа. Вы согласны?
- Спасибо вам за работу на уроке. Каждый из вас получает пятерку.
Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция в преподавании уроков музыки
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...
Интеграция в преподавании уроков музыки начальная школа
Развитие культуры и искусства находятся в прямой зависимости от истории и литературы, социального устройства, внутренней и внешней политики, уровня развития экономических отношений государства, ...
Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс
Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...
"Интеграция искусств на уроках музыки"
Статья свещает актуальаные воросы интеграции видов деятельности на уроках музыки....
Обобщение опыта по теме: Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки
На мой взгляд, интеграция различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным принципом в направлении творческого развития личности ребенка. Интеграция решает пробле...
Интеграция на уроках музыки.
Интеграционный подход на уроках музыки....
Интеграция уроков музыки как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников
Мы рассматриваем интеграцию уроков музыки и ОРКСЭ в общеобразовательной школе как одну из возможностей духовно-нравственного воспитания в современной школе, поскольку одна из важных педагогических зад...