Среднее звено. Конспект к уроку «Искусство и память человечества»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Симонова Мария Александровна

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derzhi_.docx30.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки


Тема четверти: «в чём сила музыки?»
Тема урока: « Искусство и память человечества»
Цель деятельности учителя:
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Тип урока: Комбинированный урок.
Планируемые результаты
:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Познакомиться с «малой» Родиной в музыке;
3. Развивить музыкальные способности.  
Метопредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.

Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

5

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какая тема была у вас на прошлом уроке? (О. д.) А кто расскажет мне, чем же связанным между собой искусство и фантазия? Ведь казалось бы это совершенно два разных направления. (О.д). Молодцы, ведь это действительно так, искусство нельзя было бы назвать искусством, если бы в нём не было фантазии. Не было бы чего-то нового, высокого и удивительного, отличающегося от реальности. А что такое реальность? (О.д). Мы выяснили с вами, что искусство без фантазии не возможно.  Хорошо, а я сейчас  посмотрю, кто был самым внимательным и запомнил все музыкальные произведения. (Музыкальный материал:

М. Глинка. Вальс-фантазия.)  Многие из вас действительно были очень внимательны, вы справились с заданием. Ребята, скажите, за счёт чего вы запомнили это произведение? Что вам в этом помогло? (О.д). Верно, вы правильно рассуждаете. Получается, что человеку память необходима, без неё ему было очень трудно. А как вы считаете, нужна ли память искусству? (О.д). Конечно, нужна. Молодцы. Следовательно, тема нашего урока? (О.д).Правильно.

Внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание.

М.Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

13

Сегодня я   расскажу вам  одно предание, миф, о двух необычных, совершенно непохожих друг на друга богинь. Но слушайте внимательно, потом я задам вам несколько вопросов и обязательно спрошу, о том, как вы поняли все эти сказания. В древнегреческой мифологии существуют две богини, две реки. Одна из них была Мнемозина, она являлась богиней памяти и матерью всех муз. Она обладала всеведением и знала «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемозины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков, начал. А вторая богиня Лета олицетворяла собой забвение. Её река протекала в подземном царстве Аида. По прибытии в это царство, умершие пили из реки, и получали забвение всего прошедшего. Река Лета, «забвение» является неотъемлемой частью царства смерти. И считается что, умершие есть те, кто потеряли память. И так, как вы поняли это сказание? Кто хочет высказаться? Ребят, а кто сможет мне рассказать, что такое «миф»? (О.д) То есть получается что миф - это  Древнее народное сказание о легендарных героях, богах. Как вы считаете и почему,  содержится ли в мифах память? А можно ли считать миф искусством?(О.д). Хорошо, молодцы. Ребята, а какие виды искусств вы знаете? (О.д). Правильно. Запомни, любое направление искусства хранит в себе целую историю, а это и есть память. А теперь, дорогие мои, обратите внимание на изображение вот этих двух прекрасных картин, сейчас я дам вам послушать музыкальное произведение одного очень известного композитора, вслушайтесь в него, подумайте, о чём оно рассказывает, что за инструмент его озвучивает. (Слушание « Старый замок»). Посмотрите на доску вы увидите портрет композитора написавшего это произведение, а кто скажет мне, как его зовут? (О.д).  Какой образ пытался передать вам композитор с помощью музыки?(О.д) А кто догадался как оно называется?(О.д). Верно, молодцы, а какой инструмент вы услышали? (О.д)  правильно. Послушав замечательное произведение М. Мусоргского « Старый замок», мы очутились в эпохе средневековья. Воображению ведь действительно  нарисовало нам средневековый замок и поющего перед ним странствующего  рыцаря-трубадура. Посмотрите теперь на доску, эту картину нарисовал Виктор Александрович Гартман, именно  с неё  М.Мусоргский написал свою мелодию. Вы  заметили, какой проникновенной  печальной она была.  Она рассказывает нам  о давно прошедшем, невозвратном. М.м писал музыку с картины, а вы наоборот напишите свои картины с музыки. Сейчас я снова включаю наше произведение, ну а вы нарисуйте свои замки. Посмотрим, кто и какой замок из вас увидел, но ребята поторопитесь, времени у нас не так много остается.  

Внимательно слушать.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.

Пение.
«Школьный корабль».
Музыка: Г.Струве. Слова: К.Ибряева

13

ВХР: Ребята, вы ведь знаете, что спортсмены перед каким-нибудь соревнованием обязательно разминаются? (О.д). А для чего они это делают? (О.д). Верно. Так вот и нашему глоссу тоже необходима разминка. Только для этого нам достаточно распеться. Именно этим мы с вами сейчас и займёмся. Сейчас я спою, а вы послушаете. «Кончились каникулы, весёлая пора». А теперь вместе со мной, проговариваем каждый звук, чтобы было понятно, что мы поём. Договорились? Начали.

Разучивание произведения: (Наигрываю мелодию произведения). Ребята вы узнали, что за мелодию я наигрываю? (О.д). Правильно. А кто знает, как зовут композитора написавшего это произведение? (О.д). А зовут его Георгий Александрович Струве. Как вы поняли, он является композитор, но так же он ещё и дирижёр и педагог. Им написано более двух ста произведений. Большая часть из них была написана для детей и юношества. А теперь давайте споём песню написанную им, которая вам уже известна. Для начала пропоём с вами первый куплет, обратите внимание на доску, перед вами слова. (Повторили). Раз вы ещё в прошлый раз разучивали первый куплет, но наверно уже сегодня  сможете исполнить его без слов. ( некоторые слова на слайде будут пропущены). (Пропели второй раз.). Хорошо, а теперь давайте прочтём слова второго куплета, все вместе. (Прочитали.). Мелодия, ребята, остаётся той же. Давайте попробуем соединить мелодию и слова второго куплета. (Пропели.) Хорошо. А теперь соединим первый и второй куплет, пусть первый сейчас споют девочки, а второй мальчики, припев поём все вместе.

Трудности

Методы приёмы

пропевание разных гласные звуков(а,у о, е).
четкое произношение согласных звуков (д,р, г, й)

Собственный показ
Объяснения
Звуковысотность
Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

П:  

4.

Рефлексия.

4

Ребята, сегодня мы узнали, что искусство неразрывно с памятью человечества, так же как и наша фантазия. А теперь давайте вспомним, с чем ещё мы познакомились и о чём узнали?
1. О каких двух богинях вы сегодня слышали?

2. Кто был богиней забвения, а кто богиней памяти?
3. Только музыка хранит в себе историю человечества, или все виды искусств?
4. Кто написал произведение «Старый замок»?
5. Что вначале было написано, картинка, и уже по ней Мусоргский написал музыку, или же сначала была музыка, а потом появилась картина?

Обобщить изученное

Р: Осмысляют уч. Материал.