Среднее звено. Конспект к уроку «Мелодией одной звучат печаль и радость»
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
Тема четверти: «В чём сила музыки»
Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с творчеством В.А.Моцарта .
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
3. Развивать музыкальные способности.
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Оборудование: Компьютер, доска, проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Ход урока
№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||||
1. | Организацион-ный момент. | 2 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. | Подготовиться к уроку, | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. | ||||
2. | Слушание фрагмента В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»
| 15 | Ребята, вспомните, с каким понятием мы начали знакомство на прошлом уроке? (Мелодия). А что нужно композитору чтобы сочинить мелодию? ( Ноты). Вспомните, что сказал о мелодии П.И.Чайковский?(«Мелодия – душа музыки»).К чему и к кому мы можем применить слово мелодия и душа?(Мелодия – к музыке; душа - к человеку). А какие чувства, душевные состояния, настроения испытывает человек на протяжении своей жизни? Учитель на доске выписывает в два столбика названные учащимися чувства: (Грусть, печаль, разочарование, страдание) (Веселье, радость, счастье, любовь) Скажите, в музыке мы можем услышать эти душевные состояния человека? (Да, все эти чувства композиторы передавали в своих музыкальных произведениях) Как вы думаете, какая музыка будет сегодня звучать на уроке? Выберите из двух столбиков записанных на доске ключевые слова. (Печаль и Радость) Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Ответы учащихся)обратите внимание на тему нашего урока и скажите, музыка одного или нескольких композиторов будет сегодня звучать на уроке (Одного)А как вы понимаете слова А. Блока. (Те чувства, которые испытывает человек в своей жизни, наиболее ярко проявляют себя именно в искусстве: в музыке, литературе, изобразительном искусстве). Сегодня на уроке мы с вами будем слушать музыку величайшего композитора 18 века В.А. Моцарта. "Маленький волшебник" Вольфганг Амадей Моцарт родился 27-го января 1756 года в бедной семье. Его отец происходил из семьи простых ремесленников-переплетчиков. Полное имя у мальчика было довольно длинное: Иоганн Хризостомус Вольфганг Теофилус. Через несколько лет имя Теофилус, что по-русски означает любящий Бога, заменили на Амадей. Чудо-ребенок, ясный гений, с 3 лет занимался музыкой, в шесть лет писал музыку и выступал при дворах Зальцбурга, Лондона и Версаля. В двенадцать лет Моцарт уже написал первую большую оперу. Она была поставлена в придворном театре Зальцбурга. Моцарт обладал абсолютным слухом. И, услышав всего лишь раз невероятно сложное произведение, записывал его на слух без единой ошибки. За это Папа Римский наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры. Так в четырнадцать лет Вольфганг Моцарт стал академиком, благородным кавалером ордена и дворянином. Давайте прослушаем одно из необычных произведений 18 века серенаду, написанную Моцартом. Скажите что такое серенада? (Музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; серенада — песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре.) Слушание фрагмента В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада». Послушайте внимательно и ответьте на следующие вопросы: А). Слышали ли вы пение в серенаде? (Нет) Б). Какие инструменты звучали? (Струнные) В). Какое настроение передает вам эта музыка? Какой у неё характер? (Бодрое, жизнерадостное, тонкое, изящное, оптимистичное, задорное, радостное). В Вене 18 века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Смысл такой музыки был в том, чтобы доставить человеку радость. Последним произведением Моцарта стал Реквием. Он был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во все черное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарта называли «Вечный солнечный свет в музыке». Слушание фрагмента В.А.Моцарт Реквием «Лакримоза» Послушайте внимательно и ответьте на следующие вопросы: А). Какое настроение передает вам эта музыка, какой у неё характер?(Печаль, скорбь, горе, беда, тоска, трагедию). Сейчас ребята, мы посмотрим небольшой отрывок из кинофильма, в нём показано, как А.Моцарт работал над реквием, вы увидите его сметание, его переживания. Но перед этим давайте немного поговорим о киноискусстве, точнее о музыки в нём. Вспомните, часто ли в к/ф звучит музыка и для чего режиссеры кино используют музыкальное оформление? (Ответы детей). Музыка в кинофильме способствует выявлению его идеи, создает у зрителя эмоции, настроения, отвечающие тому или иному эпизоду. При взаимодействии с изображением, речью, шумами, ритмом и темпом монтажа музыка несет функцию самостоятельного выразительного средства фильма. Давайте подумаем, если в фильме происходит, какой-то трагический момент, а музыки в нём нет, или же наоборот есть, но звучит она бодро, весело и энергично. Отнесемся ли мы к фильму с переживанием? Заметим ли трагедию?(Ответ детей). Конечно, нет, значит, музыка в фильме влияет и на наше настроение, можно даже сказать, что она подсказывает нам о чувствах героях, о тех переживаниях, что они испытывают сами. Как вы считаете, каков будет фильм, если в нём не будет музыки? (Ответы детей). Вы уже уже знаете, что первые фильмы, были немыми, то есть ? (Ответы детей). Да, в них не было музыки, но в зале, в котором показывался фильм, всегда сидел музыкант-иллюстратор, который исполнял подходящую музыку во время сеанса. А когда же появилось звуковое кино? (Ответы детей). Первый известный публичный показ звукового фильма состоялся в Париже в 1900 году, но коммерчески успешное производство звукового кино началось лишь через два десятилетия. Вот мы ребят, с вами полностью согласны, в том, что в фильме обязательно должна быть музыка, но вот люди, которые жили при первом появлении звукового кино, так совсем не считали. Американские кинопродюсеры всерьёз опасались прекращения экспорта кинокартин с приходом звука, способного резко снизить доходы Голливуда. Многие воспринимали попытки озвучить фильм, как бессмысленный аттракцион: И одним из активных противников звука в кинематографе , представьте себе был сам Чарли Чаплин. А кто скажт мне кто это? (Ответы детей). Верно. (Американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли). Ну а теперь давайте вернёмся к произведению Моцарта Реквием «Лакримоза». (Просмотр отрывка из фильма). Что вы увидели, что заметили, что почувствовали? Было ли Моцарту тяжело в тот момент, чувствовал ли он сметение? Сейчас мы увидим, как композитор трудился над своим произведением. И в этом нам поможет отрывок из кинофильма. (Просмотр отрывка из кинофильма «Моцарт и Сальери» . Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нем в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная песнь. Не могу оставить ее незавершенной». Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как в произведении говорит композитор о своих тревогах незадолго до смерти. «Мне день и ночь покоя не дает Мой черный человек. За мною всюду Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит» Б). В чем отличие между двумя произведениями Моцарта? ( В одном радостные чувства, в другом печаль и тоска, те чувства, которые на протяжении своей жизни испытывает человек) | Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. | К: Участвуют в учебном диалоге. М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству. Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство. Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка. | ||||
3. | Пение: | 15 | ВХР: Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз».Разучивание произведения: Какие чувства мы испытали, когда прослушали музыку Моцарта? А теперь давайте послушаем романс с таким название , как «Зимний». Какие чувства вы испытывали слушаю эту песню? О чём она? (Ответы детей.) Давайте приступим к разучиванию.
| Разучивание произведения. | П: Развитие певческих и слушательских способностей. | ||||
4. | Рефлексия. | 3 | В человеке присутствуют чувства радости, веселья, страдания и печали, также и в музыке композиторы передают через свои произведения данные чувства). Что нового узнали?(Новые факты из жизни Моцарта, его произведения «Маленькая ночная серенада», Реквием. «Лакримоза». (Слезный день)). (Мы узнали другого Моцарта, произведения которого могут вмещать многообразную гамму человеческих эмоций). Я желаю вам: пусть с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь. | Обобщить изученное, ответив на вопросы. | Регулятивные: Осмысляют учебный Материал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мелодией одной звучат печаль и радость!"
О стихах, ставших песнями....
Урок музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость".
Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки, формиру...
УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»
УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит мольбою» 1 час Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о ...
Урок музыки в 5 классе на тему "Мелодией одной звучат печаль и радость"
Урок музыки в 5 классе на тему "Мелодией одной звучат печаль ирадость". Программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка".На уроке ребята выяснят особенности вокальной и инструментальной музыки....
Конспект открытого урока Мелодией одной звучит печаль и радость
Конспект открытого урока Мелодией одной звучит печаль и радость...
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." Урок музыки в 8-ом классе по программе . Т. И. Науменко, В. В. Алеева
Разработка урока музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость..." 8 класс....
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...