Среднее звено. Конспект к уроку "Из чего состоит опера"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Симонова Мария Александровна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_chego_sostoit_opera._.docx38.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки


Тема четверти: «Музыка и другие виды искусства»
Тема урока:
«Из чего состоит опера»

Цель деятельности учителя: Рассказать детям, из каких номеров и частей состоит опера.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:

Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

3. Развивать музыкальные способности.  
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Оборудование: Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

5

Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки от пятой ступени к первой).

Подготовиться к уроку,
настроиться на работу на уроке.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание

«Снегурочка» Римский – Корсаков


























































15

Ребята, прежде чем записать тему сегодняшнего урока в тетрадь, нам ведь сперва нужно её узнать? (Ответы детей). Конечно, и в этом вам  помогут небольшие загадки, с помощью которых вы найдёте ответы и узнаете какой же будет тема нашего урока. Готовы? Тогда приступим. Итак, вопрос под №1. Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) 2. Если текст соединить с мелодией, И потом исполнить это вместе, То, что вы услышите, конечно же, Называется легко и просто — ... (песня) 3. Движение в право, движение в лево, Ребята пол музыку делают смело. (Танец). 4. То на сцене - лес, То башня до небес, То город, то деревня, Ты угадал, наверно: Чтоб получить овации, Что нужно? (Декорации) 5. Артисты там работают, А зрители им хлопают, Спектакль в цирке - на арене, В театре кукол где? - На... (сцене) 6. В театре очень интересно, Когда в спектакле все поют. И музыку играл оркестр, Спектакль как же назовут? (Опера). Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Ответы детей).Верно сегодня мы с вами познакомимся с таким музыкальным жанром, как опера и узнаем, из чего она состоит. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Из чего состоит опера». Ребята, а что вы знаете об опере? Как вы думаете где её можно увидеть.  (Увидеть оперу можно в театре, а также по телевизору на каналах культуры.) Предлагаю просмотреть отрывок оперы, который поможет вам дать представление, что это такое. Представьте, что вы находитесь в оперном театре, почувствуйте себя зрителями. Смотрим.(Смотрим отрывок оперы) - Ребята, был ли кто ни будь из вас в театре?  Обычный драмтеатр отличается от оперного тем, что в оперном т. есть оркестровая яма и оркестр а в обычном нет. В оперном театре всё время поют а в обычном поют но в большей мере говорят). Давайте узнаем, что значит это слово – слово ОПЕРА. (Дети зачитывают). «Самый богатый и сложный жанр музыки - опера. Переводится слово «опера» с итальянского «труд», «сочинение». В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. опера – это музыкально- драматическое произведение для театра, в котором разговорная речь полностью или в значительной мере заменена пением. Давайте вспомним что такое «либретто»?  (Ответы детей). Да, верно, это своего рода сценарий, написанный писателем, но в последствии переделанный композитором , для упрощения. Почти каждая опера начинается с «увертюры - симфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действия». Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Речитатив – это полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев.Вы наверное при просмотре заметили, что каждый кто пел в опере, пел разными голосами. Давайте с вами вспомним на какие группы делятся мужские и женские певческие голоса. По тембру и высоте различают три типа мужских голосов, какие? тенор, баритон и бас. Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов. Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. А теперь пришло время вспомнить женские голоса. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа, какие? сопрано, меццо-сопрано и контральто. Сопрано – самый высокий женский голос. Контральто – самый низкий женский голос. Этот голос встречается  довольно редко и отличается особой выразительностью. Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано. Музыкальные жанры – это различные виды музыкальных произведений, сложившихся в той или иной жизненной обстановке. Так вот Опера, как самостоятельный жанр появилась только на рубеже 16-17 веков.  Возникновение нового жанра непосредственно связано с возрождением в буквальном смысле древнегреческой драмы. Когда в конце 16 века вокруг просвещённого мецената графа Барди образовался кружок талантливых поэтов, актёров, учёных и музыкантов, никто из них не помышлял об открытии в музыкальном искусстве. Главной их целью было сделать постановку драмы. Однако для постановки драматических произведений требовалось музыкальное сопровождение, а образцов такой музыки нигде не сохранилось. Вот тогда и было решено сочинить собственную музыку, соответствующую духу древнегреческой драмы. Пытаясь воссоздать античное искусство, они открыли новый музыкальный жанр. Первоначально эти музыкальные представления не имели ещё определённого названия. Их называли музыкальной сказкой, музыкальной драмой, и наконец - оперой. И для того чтобы создать оперу, требуется усилия много людей разных профессий. Как вы думаете, какие это профессии? (слушаю ответы) . Композитор - человек, сочиняющий музыку на текст литературного произведения, певцы её исполняют. Ансамбль - группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво. Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт. Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен.  Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами. Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу. Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля. И как мы с вами выяснили, в этом жанре слиты воедино и драматическое искусство, и живопись, и танец. Но все же главное в опере - МУЗЫКА.  Музыка часто перекликается с другими видами искусства: литературой и живописью. Литературные, музыкальные и живописные произведения могут иметь общие темы. Нередко писатели, поэты, художники и композиторы вдохновляли друг друга на новые произведения.  Таких примеров немало. М.И. Глинка – автор оперы одноимённого произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Война и мир» Льва Толстого и опера Сергея Прокофьева. Один из таких примеров Николай Андреевич Римский – Корсаков и А.Н. Островский, произведение «Снегурочка». Н.А. Римский- Корсаков часто за основу своих произведение брал литературные сюжеты: как например Сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - одноимённая опера. И в 1874 году, Римским – Корсаковым впервые была прочитана сказка «Снегурочка», только что появившаяся в печати, и она ему не понравилась. Зимой 1879 – 80 годов он снова прочёл её и на сей раз он был под очень приятным эмоциональным впечатлением от прочитанного. А уже 1880 года композитор провёл всё лето в деревне сочиняя оперу к этой сказке. Он зафиксировал ход работы буквально по дням – начало работы 1 июня, окончание – 12 августа.  А уже 10 февраля 1880 опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. Давайте поговорим немного о образах главных героев? Главными героями сказки «Снегурочка» являются Царь Берендей, Снегурочка, Лель, Купава, Дед Мороз И Весна и т.д.Давайте рассмотрим образы некоторых из персонажей.  Снегурочка. (Далее показ слайда «Снегурочка»).Снегурочка создает пленительный, грациозный и наивный образпрекрасной, но холодной девушки. Её голос, голос которым поёт «Снегурочка» он лёгок, красив, нежен. Давайте прослушаем его. Скажите, какой из 3 вариантов голосов подходит к «Снегурочке»? (Сопрано). А вот Лель. (Показ слайда). Давайте послушаем голос Леля и определим к какой группе мужских голосов относится его голос. Итак голос Леля- это Тенор. (записывают в о.к.). А вот так представлял себе композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков Купаву и Царя Берендея для своего оперного спектакля.  Просмотр видео «Снегурочка». Сейчас я предлагаю просмотреть отрывок оперы «Снегурочка»

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.
П: Развитие певческих и слушательских способностей.

М/П: Умение строить речевые высказывания о музыке. Л: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка.

3.

Пение:
 Трио мультики – культпоход в оперу.

15

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос  тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз».

Разучивание произведения: Вспомните ребята, какую песню мы учили на прошлом уроке? Она вам ещё очень понравилась. (Ответы детей). А давайте теперь попробуем исполнить её как артисты? Ведь эту пенсю мы уже хорошо знаем.

Трудности

Методы приёмы

Пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы). (В таких словах как: рядами, колоннами, в оперу, благороднее
четкое произношение согласных звуков ( г, х, л, в, з ). ( В таких словах как: (
ряд, так, стройными, закинем, послушаем,крайнем).

Собственный показ

Объяснения

Показ звуковысотности


Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

Регулятивные

4.

Рефлексия.

5

Я думаю, что вам очень понравилась этот отрывок оперы. Но наш урок подходит к концу, и мне бы хотелось узнать, как вы заполнили опорный конспект . Итак  Вопросы:1. Музыкальный жанр, в переводе с итальянского означающий «Труд», «Сочинение»? (Опера).2. Укажите век появления жанра «Опера»? (16-17 век) 3. Какие профессии требуются для создания оперы? Перечислите. (актёры, режиссёры, костюмеры и т.д.) 4. Как называется разговорная речь в опере? (либретто) 5. Название оперы, и имя композитора поставившего оперу в Мариинском театре в 1880 году? (Опера «Снегурочка» Римский – Корсаков. Урок сегодня был удачный,  Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? (Ответы дтей).На этом наш урок подошёл к концу, всем спасибо!

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе "Из чего состоит опера?"

Урок разработан по программе Алеева, Науменко....

"Из чего состоит опера?"

Урок разработанн по програме Алеева.Науменко....

Презентация "Из чего состоит опера?"

Презентация для 5 класса....

Конспект урока музыки (5 класс): «Из чего состоит опера».

Цели:Образовательные: познакомить учащихся с оперой и её содержанием. Раскрыть понятие из каких концертных номеров она состоит. Определить какую роль в опере играет ария и песня. Что она передаёт. Сфо...

Из чего состоит опера

Урок в 5 класе "Из чего состоит опера"....

Презентация к уроку музыки в 5 классе "Из чего состоит опера"

Презентация к уроку "Из чего состоит опера"...