Среднее звено. Конспект к уроку «Свадебные обряды и обычаи русского народа»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Симонова Мария Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки


Тема четверти:
 «Обряды и обычаи русского народа»
Тема урока: «Свадебные обряды и обычаи русского народа»
Цель деятельности учителя:
Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
Тип урока:
комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения (с учетом критериев, представленных в учебнике);
3. Развивать музыкальные способности.
 
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.

Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.


Оборудование:
Компьютер, доска,  проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход урока

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организацион-ный момент.

3

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке вы познакомились с таким обрядом как русская свадьба. 
Сегодня мы продолжим разговор о свадьбе. Свадьба-одно из самых важных событий в жизни человека. Кто из вас был на свадьбе? Что запомнилось? А современные свадьбы отличаются от свадеб в дореволюционной России?  

Вспомнить предыдущие уроки. Внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Слушание:
фрагмент из фильма « Мой ласковый и нежный зверь». Евгений Дога.










Слушание:
Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»















14

Сейчас мы с вами посмотрим видео.

Ваша задача, определить какая эта свадьба: современная или нет?

Как и от чего меняется музыка?

Какая эта музыка? А так же не забудьте подумать о названии произведения. (Слушание). (Ответы детей). Да, ребята, вы совершенно правы,  это старорусская свадьба. Вы заметили, как музыка меняется от настроения невесты? Минор звучал на протяжении всего времени, кроме моментов, где она представляла свадьбу с любимым человеком.  Раньше любая порядочная девушка или парень с трепетом относились ко дню, когда им суждено было вступят в брак. Но решение принималось не самими молодыми, а их родителями. Девушки навыдане ходили на хороводы, они старались одеваться, как можно наряднее, а в обществе старших вели себя очень скромно. Каждая из них, показывала , то что она умеет. Одни всех удивляли мастерством рук своих, искусно и красиво вышитыми нарядами, другие веселостью и общительностью нрава. Как вы думаете, какими качествами должна обладать невеста, чтобы стать женой, хранительницей очага? (Ответы детей). Верно. Жизнь  ведь не игра! Поэтому парни приглядывались к лишь к умелым девицам. Свадьба длилась три дня, но свадебный обряд начинался с момента сватовства. В этот момент родители выбрали для своего сына подходящую невесту, но прежде, чем идти свататься, родители в дом невесты посылали сваху, которая должна была узнать, стоит ли приходить со сватовством, будет ли согласие. На следующий день проходили смотрины. Смотрели дом жениха, невесту ну и конечно её приданное. Следующим днём же начинался сговор. Родители жениха и невесты договаривались обо всем и в знак закрепления договора пожимали руки. И тут же, прямо с этого момента, невеста начинала плакать. так как с этого времени она считалась просватанной. Свадебные причитания исполняли роль оберегов: «Плачь невеста за столом, чтоб не плакать за столбом». А теперь давайте послушаем, как же пели раньше русские девушки. (слушание). Ребята,  как вы думаете, почему героиня песни так встревожена? (Ответы детей). Посмотрите на  репродукции картин: «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, «Перед венцом» Фирса Журавлёва.Что вы видите на этих картинах?  Какие эмоции переживают героини этих картин?  (Ответы детей). Следующим этапом был девичник. В этот день невеста собирала у себя своих подруг, чтобы попрощаться, ведь она становилась женой, готовилась стать матерью. И наконец следующим этапом была сама свадьба.  В доме невесты с утра шли хлопоты: принимались различные меры предосторожности против возможной порчи ( в подол платья невесты вкалывали булавки. Когда же жених со всеми своими родственники появлялся на пороге дома невесты, то её родные имитировали сопротивление: запирали ворота, двери. Как называется этот элемент свадебного обряда? (Выкуп). Затем отправлялись в церковь, где венчались. Но до туда раздельно. Что такое венчание? (ответ детей)

Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.

Пение: русская народная песня «Матушка»

14

ВХР:  Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Послушаете распевание. «Много есть у нас друзей, с ними вместе веселее». Давайте повторим все вместе. Хорошо. А теперь без меня.

Разучивание произведения: Наигрываю мелодию. Ребята, эту мелодия вам знакома? (Ответы детей). Кончено, ведь сегодня мы уже слышали эту песню, а теперь давайте попробуем исполнить сами.

Трудности

Методы приёмы

пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ).
четкое произношение согласных звуков (,р,   н, л, т, к).

Собственный показ
Объяснения
Звуковысотность
Дирижёрский жест.

Разучивание произведения.
Выполнение упражнений.
Исполнение песен.

Регулятивные

4.

Рефлексия.

4

Время нашего урока подходит к концу. Поэтому я задам вам несколько вопросов, чтобы понять, кто был самым внимательным, кто хорошо меня слушал и многое запомнил.
1.
Ребята, какие этапы свадебного обряда утратились?
2 .Сейчас свадьба это грустное или радостное событие?
3. Что такое венчание?
Ребята, сегодня вы были очень внимательны, именно поэтому вы смогли ответить на эти вопросы. Надеюсь, эти знания останутся в вас на долгое время. Желаю удачи!

Обобщить изученное, ответив на вопросы.

Регулятивные: Осмысляют учебный  Материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обряды и обычаи русского народа

Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд  русского народа...

Обряды и обычаи русского народа

Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд  русского народа...

Обряды и обычаи русского народа

Конспект урока музыки в 6 классе, отражающий свадебный обряд  русского народа...