1. | Организацион-ный момент. | 3 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое ритм. А кто из вас сможет рассказать о нём? (Ответы детей). Вы совершенно правы. Ритм - это чередование долгих и коротких звуков. Музыку без ритма было бы сложно назвать музыкой, но более живой и чувственной её делает метр, а это ребята пульс музыки. Он отражает чередование сильных и слабых долей. И как вы уже догадались, темой нашего урока будет «Диалог метра и ритма». Метр и ритм это верные друзья, они находятся в постоянном общении между собой. Метр отвечает за порядок в музыку, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком. Ребята, а как вы считаете, могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? (Ответы детей). А почему? (Ответы детей). Конечно, ведь тогда не получится никакого диалога. Во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения? (Ответы детей). | Вспомнить предыдущие уроки. Внимательно слушать и отвечать на вопросы. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
2. | Слушание: фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” А.И. Хачатуряна
Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена
| 14 | Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. Сейчас мы его послушаем, но прежде я задам вам несколько вопрос, о которых вы будете думать во время слушания данного произведения. Ребята, обратите внимание на оркестр, исполняющий музыку, а так же прислушайтесь к ритму, и не конечно же не забудьте о метре. (Слушание). И так, что вы можете сказать об оркестре, какой он? (Ответы детей). Молодцы, а какой же характер у произведения? (Ответы детей). А может быть кто-то из вас заметил, какая группа инструментов являлась ведущей? Кто же был самым внимательным? (Ответы детей). Хорошо, вы справились! А кто запомнил композитора, написавшего эту музыку? (Ответы детей). Очень хорошо. А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением. Композитор очень любил искусству и ему очень нравилось творчество такого художника , как Сальвадор Дали. Вы слышали о таком? (Ответы детей).Посмотрите на доску, перед вами его портрет. Так вот однажды, Хачатуряну удалось побывать в Испании. Мысль о встрече с известнейшим художником не давала покою. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами! Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на доску. Этого композитора вы уже знаете и вам неоднократно о нём рассказывали, а теперь расскажите мне о нём вы. Как его зовут? От куда это композитор? (Ответы детей). Вы совершенно правы, это немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Давайте с вами вспомним, какие его произведения нам уже известны? (Ответы детей). Хорошо, а теперь давайте послушаем ещё одну его симфонию, симфонию №5. Слушая произведение, подумайте, может вам удастся понять, о чём оно. (Слушание). Ребята, что вы почувствовали, слушая музыку? Какое настроение вам передал композитор? О чём он рассказывал? (Ответы детей). Композитор пишет своё произведение в непростой для себя период. Он всё больше перестаёт слышать и переживает безответную любовь. Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, что у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен. Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. | Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. | К: Участвуют в учебном диалоге. |
3. | Пение: М. Дунаевский. Непогода. | 14 | ВХР: Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Послушаете распевание. «Много есть у нас друзей, с ними вместе веселё». Давайте повторим все вместе. Хорошо. А теперь без меня. Разучивание произведения: Ребята, а вам известен такой фильм, «Мэри Поппинс, до свидания!» (Ответы детей). А музыку из этого фильма вы помните? (Ответы детей). Что ж, а если я вам наиграю одну мелодию из этого фильма, может быть вы вспомните?(Наигрываю мелодию). (Ответы детей). Давайте посмотрим фрагмент из фильма, в котором исполняется эта песня. Подумай, какое у неё название. (Ответы детей). Молодцы. Ну а теперь давайте приступим к разучиванию. Трудности | Методы приёмы | пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: природе, года, моде, вода, погода, никуда, нельзя, укрыться,дождя ) четкое произношение согласных звуков (,р, н, л, т, к). ( В таких словах как: Происходят, Льёт, совсем, среди) | Собственный показ Объяснения Звуковысотность Дирижёрский жест.
|
| Разучивание произведения. Выполнение упражнений. Исполнение песен. | Регулятивные |
4. | Рефлексия. | 4 | Время нашего урока подходит к концу. Поэтому я задам вам несколько вопросов, чтобы понять, кто был самым внимательным, кто хорошо меня слушал и многое запомнил. 1.Что такое ритм? 2 Что такое метр? 3.Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок? 4. О чём рассказывает симфония 5? Кто её написал? 5. Кто написал произведение «Танец с саблями», что вы запомнили о композиторе? Ребята, сегодня вы были очень внимательны, именно поэтому вы смогли ответить на эти вопросы. Надеюсь, эти знания останутся в вас на долгое время. Желаю удачи! | Обобщить изученное, ответив на вопросы. | Регулятивные: Осмысляют учебный Материал. |