Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе по ФГОС (с домашним заданием)
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. Настоящее планирование разработано на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения музыки, которые определены стандартом, и обеспечена УМК для 57-го классов авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_muzyka_fgos.docx32.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование уроков музыки в 5 классе

Классы: 5а,5б,5в                                                                                                                                                                              Учебник «Музыка 5 класс»

 урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Предметные результаты

УУД

Домашнее задание

Музыка и литература (16 часов)

1 четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»

2 четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» 

1

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Рахманинов «Вокализ»

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы.

Личностные:

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности.

Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности.

Регулятивные:

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопросы:  «что я  знаю и  умею?» «чему мне необходимо научиться?»)

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Анализировать  собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвя-зи с жизнью и другими видами искусства.

Познавательные:

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить  главные идеи в текстовом материале.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Коммуникативные:

Развивать умение «слышать другого».

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении.

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Выучить  значение понятий «вокализ», «сопрано». Биография С.В.Рахманинова (кратко)

2

Взаимодействие музыкальной и литературной основы в песенном жанре.

Глинка «Жаворонок», Глинка-Балакирев «Жаворонок»

Чайковский «Грустная песенка»

Знать, каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь определять лад, характер, настроение муз.произведения.

Знать биографические сведения о жизни М.Глинки.

Ответить на вопрос: «Чем отличается музыкальная речь от литературной?»

3

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Свиридов «Романс» Чайковский «Барка-рола»; Мендельсон «Песня венецианс-кого гондольера»

Глинка «Венецианс-кая ночь»

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Подобрать стихотворение к любому из прозвучавших на уроке произведений.

4

Путешествие в музыкальный театр. Литературная основа оперы.

Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко», Чайковский Адажио из балета «Лебединое озеро»

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. Знать, что такое либретто, его значение в оперной музыке.

Выучить основные понятия и термины. Познакомиться с кратким содержанием летописи «Слово о полку Игореве»

5

Летопись в основе оперы

Бородин «Князь Игорь» (ария Игоря, Половецкие пляски, хор девушек «Улетай…»)

Вспомнить сюжет поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

6

Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и опера М.И.Глинки

Глинка «Руслан и Людмила», фрагменты оперы

Подготовить краткое сообщение о музыкальном театре (на выбор)

7

Путешествие в музыкальный театр. Балет.

Балеты П.Чайковского и С.Прокофьева

История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение.

Выучить основные понятия и термины

8

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Э.Л.Уэббер «Кошки»

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «лёгкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Выучить основные понятия и термины

9

Фольклор в музыке русских композиторов

Лядов «Кикимора»

Уяснить понятие программная музыка.   Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Нарисовать героев народного сказания

10

Поэзия – основа произведений кантатно-ораториального жанра

Свиридов «Поет зима…»

Сопоставление поэтического и музыкального образов, национальное своеобразие музыки Г. Свиридова

Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению

11

Музыка в сказках и баснях

Бородин Квартет №2, А.Аладов «Мелодия»

Знать, что создание музыки – огромный труд. Стать настоящим музыкантом  очень сложный и долгий путь. Уметь распознавать благозвучие и хаос в музыке.

Вспомнить сказки, в которых звучит музыка

12

Музыка в произведениях К.Паустовского

Моцарт Симфония №41 «Юпитер»

На примерах рассказов Паустовского показать воздействие музыки на человека. Знать, какую преобразующую силу имеет музыка, как она способна пробудить в человеке зрительные образы, заворожить, околдовать, пробудить далекие воспоминания.

Прочитать рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

13

Э.Григ Концерт №1 для ф-но с оркестром

Выразительное чтение стихотворе-ния М.Ю.Лермон-това «Горные вершины»

14

Сравнение разных музыкальных произведений на один текст

А.Варламов «Горные вершины», Н.Рубинштейн «Горные вершины»

Умение давать сравнительную характеристику музыкальным произведениям, написанным на один текст

Посмотреть к/фильм «Звуки музыки»

15

Музыка в кино, мультфильмах, на телевидении

М.Мусоргский «Картинки с выстав-ки», Г.Гладков «Бре-менские музыкан-ты», Е.Крылатов «Крылатые качели»

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении

Выучить наизусть стихотворение о музыке или музыкантах (на выбор)

16

Музыка и поэзия

Стихи о музыке и музыкантах

Знать имена известных поэтов, уметь проследить за эмоциональной отзывчивостью авторов.

Нарисовать рисунок на сюжет понравившегося стихотворения о музыке.

Как вариант: Выучить наизусть стихотворение о музыке, музыкантах.

Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

3 четверть «Можем ли мы увидеть музыку»

4 четверть «Можем ли мы услышать живопись»

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку?

Френкель «Последний бой» Свиридов «Тройка»

Знать, что жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусство. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Личностные:

Проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Различать основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности.

На основе изучения  патриотических муз.произведений русских композиторов, изучения русской истории  воспитают в себе чувство патриотизма – любви и уважения к своей стране – России, гордости за их достижения, сопереживание им в радостях и бедах.

Регулятивные:

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

Умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины; соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

Познавательные:

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях

Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Находить и выделять необходимую информацию, умение находить  главные идеи в текстовом материале.

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, муз-ритм. движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Коммуникативные:

Развивать умения «слышать другого».

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями

Участвовать в коллективном или ансамблевом пении.

Умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Подготовить краткую информа-цию о творческом объединении рус-ских композиторов «Могучая кучка»

18

Портрет в музыке и в живописи

Мусоргский «Борис Годунов», песня Варлаама; Паганини Каприс №24; Рахма-нинов «Рапсодия на тему Паганини»

Уметь выделять взаимосвязи музыки и живописи и их тесную связь с жизнью.

Подготовить краткий рассказ о Ф.И.Шаляпине.

Как вариант: Ф.И.Шаляпин на КМВ

19

Воплощение жизненного содержания в музыке и изобразительном искусстве

Рнп «Дубинушка», «Эй, ухнем»

Расширение представлений о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства и литературы

Повторить стихот-ворение М.Лермон-това «Бородино», вспомнить, что известно о собы-тиях Отечествен-ной войны 1812 года.

20

Образы борьбы и победы в искусстве

С.Прокофьев «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс)

Творческий процесс сочинения музыки композитором

Биография С.Прокофьева (кратко)

21

Богатырская тема в русском искусстве. «Моя земля, мое Отечество»

Бородин Симфония №2

Жизнь и творчество А.Бородина. Образный строй Симфонии № 2. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Прочитать о подвигах А.Невского

22

«Звать через прошлое к настоящему»

Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Выучить основные понятия и термины

23

«Лики святых не могут молчать. Они рождены, чтоб вечно звучать…»

Бах-Гуно «Аве Мария»

Шуберт «Аве Мария»

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Выучить основные понятия и термины

24

Рахманинов Концерт №3

молитва «Богороди-це Дево», «Херувим-ская»

Выучить основные понятия и термины

25

Можем ли мы услышать живопись?

Военные сигналы; Свиридов «Военный марш»; Равель «Хабанера»

Общность выразительных средств музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи.

Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Ответить на вопрос: «Что общего в выразительных средствах музыки и живописи?»

26

От зрительного образа к музыкальному

Готье «Гавот»

Морозов «Малиновый звон»

Подготовить сообщение о старинных музыкальных инструментах.

Как вариант: Найти репродукции картин, на которых изображены старинные муз.инструменты

27

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

Рнп «Вниз по матушке по Волге», «Вечерний звон»

Ростовские звоны

Гаврилин «Вечерняя музыка»

Место и значение колокольных звонов  в жизни человека.

Народные истоки в профессиональной музыке.

Подготовить рассказ о колоколах (кратко)

Как вариант: история храмов  г.Минеральные Воды

28

Музыкальный жанр «ноктюрн»

Филд «Ноктюрн»

Глинка «Разлука»

Шопен «Ноктюрн»

Знакомство с музыкальным жанром «ноктюрн», его образами.

Выполнить иллюстрацию к любому произведению (из прослушанных на уроке).

29

Импрессионизм в музыке и в живописи

Дебюсси «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна»

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.

Выучить основные понятия и термины

30

Картины природы в музыке

Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

Образный мир произведений Мусоргского, своеобразие его творчества

Нарисовать рисунок на тему музыки М.Мусоргского

31

«О подвигах, о доблести, о славе…»

Песни времен Великой Отечественной войны

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства

Выучить тексты песен

32

«Когда картины зазвучат и на полотна лягут звуки»

Обобщение и оптимизация полученных знаний. Представление проектов в виде презентаций.

Иметь общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности.

Подготовить сообщение о творчестве А.Пахмутовой, Ю.Чичкова, Е.Крылатова, Г.Гладкова (на выбор)

Как вариант: Назовите современных композиторов – авторов песен для детей.

33

Мир песен

Песни советских и современных композиторов о детстве. Песни минераловодского композитора А.Журавлева

Тема детства в музыке, живописи, литературе

Выучить текст песен

34

Обобщающий урок

Слушание произведений и исполнение песен по выбору учащихся

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

Ответить на вопрос: «Что роднит музыку, литературу и изобразительное искусство?»

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по Музыке 1 класс ФГОС

тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС, автор Е.Д.Критская. С планируемыми результатами и УУД...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

календарно - тематическое планирование уроков музыки 1 класс

календарно - тематическое планирование уроков музыки 1 класс  по Кабалевскому  ФГОС...

Тематическое планирование уроков музыки во 2 классе по предметной линии учебников Г.П. Сергеевой с учетом ФГОС

В данном планировании раскрывается концепция уроков, проводимых во 2 классе по предметной линии Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с учетом ФГОС. Уроки написаны и разделены на блоки. В самом...

Тематическое планирование уроков музыки во 3 классе по предметной линии учебников Г.П. Сергеевой с учетом ФГОС

В данном планировании раскрывается концепция уроков, проводимых во 3 классе по предметной линии Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с учетом ФГОС. Уроки написаны и разделены на блоки. В самом...

Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС, авторы: Крицкая Е.Д.

Рабочая  учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования П...

Тематическое планирование уроков музыки по ФГОС 6 класс

Тематическое планировние с прописанными УУД...