Метод мануального воплощения ансамблевого звучания
методическая разработка по музыке по теме
В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занимающихся проблемами вокального воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_manualnogo_voploshcheniya_ansamblevogo_zvuchaniya.docx | 16.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Метод мануального воплощения ансамблевого звучания |
В этом методе заключается роль дирижера в хоре. Деятельность дирижера аналогична деятельности режиссера и педагога; он объясняет коллективу стоящую перед ним творческую задачу, согласовывает действия отдельных исполнителей, указывает технологические приемы пения. Дирижер должен быть отличным аналитиком, замечать неточности исполнения, уметь распознать их причину и указать на способ устранения. И. А. Мусин считает, что «это касается не только неточностей технического, но и художественно - интерпретаторского порядка. Он разъясняет структурные особенности произведения, характер мелоса, фактуры, анализирует непонятные места, вызывает у исполнителей необходимые музыкальные представления, приводит для этого образные сравнения и т.п.» [3, 9]. Дирижер должен обладать глубокими и многосторонними знаниями различных теоретических предметов, в совершенстве владеть анализом формы и фактуры произведения; хорошо читать партитуры, иметь развитой слух. Так же от него требуется много разных способностей: исполнительских, педагогических, организаторских, наличия воли и умения подчинять себе хор. Посредством дирижерского жеста хору сообщается воля дирижера, организующая процесс ансамблирования. Исключительно велика роль показа, который дирижер осуществляет как при помощи голоса, так и посредством жеста в формировании тембра хора. Жест опытного дирижера всегда вызывает в звучании хора соответствующий тембро-интонационный нюанс. Доказательство тому – заметное, а иногда и принципиальное изменение звучания хора в случае, когда им руководят разные дирижеры. Однако руки дирижера – это только часть (хотя и очень важная) дирижерского аппарата. Каким бы ясным, целенаправленным и красивым ни был жест, он утрачивает свою действенность, не подкрепляемый мимикой и выразительностью взгляда. Художественно осмысленная мимика дирижера вызывает соответствующее выражение и на лицах участников хора, что в свою очередь оказывает большое влияние на формирование тембра хоровой звучности. Особенно важна роль дирижерского жеста в организации темпового ансамбля. Хорошие, четкие ауфтакты дирижера всегда дают хору представление о темпе исполняемого произведения, и тогда постоянный темп (Andante, Moderato и др.) не представляет для хора особой трудности. Однако иногда в начинающих или учебных хорах возникают отклонения от постоянного темпа в моменты выполнения усиления (crescendo) или ослабления (diminuendo) динамики. Это происходит неосознанно в связи с общим повышением или понижением напряжения. |
При первых же признаках отклонения от темпа дирижеру необходимо проявить большую активность и волю к его сохранению. Достижение такого вида ансамбля усложняется при необходимых модификациях темпа (rubato), а также в условиях частой смены метра и ритма. Важную роль в работе над этим ансамблем является техника дирижирования руководителя. Но хор, привыкший к точной руке дирижера, может потерять собственное слухо-моторное ощущение темпо-метро-ритма. Прием точной атаки помогает достичь темпо-метро-ритмического ансамбля. «В стремлении к точной атаке звука все певцы хора должны попадать в одну точку, одинаково пред-слышимую и предельно скорректированную жестом дирижера» [2, 165]. |
Трудности представляют переменные темпы – rallentando (замедление) и accelerando (ускорение). В этой работе главную роль имеет как дирижерский показ как рукой, так и голосом. Отрабатывается темповый ансамбль прежде всего на упражнениях или на отрезке произведения, где темп переменный. |
Качество темпового ансамбля в значительной мере зависит от двух составляющих: техники дирижирования и техники дыхания хора. Неточно показанное, не вовремя взятое дыхание нарушает ансамбль. Неточное вступление (торопливое или, наоборот, запоздалое) зачастую является следствием неверной скорости вдоха. Поэтому дирижирование руководителя должно быть опережающим, посредством ауфтактов предвосхищать звуковое воплощение произведения. «Дирижер, выражая свои требования дирижерскими приемами, идет как бы впереди хора на этот некоторый промежуток времени. В жестах предшествующего момента выражается содержание последующего исполнения хором. Расчет времени должен быть таков, чтобы в предварительном движении или комплексе движений – жесте – исполняющий коллектив умел ясно воспринять все требования дирижера и смог осуществить их в своем исполнении» – пишет К. Б. Птица [5, 250]. |
Действительно, важной частью дирижирования является начало исполнения. С момента появления дирижеру на эстраде, внимание хора устремляется на него. Дирижеру необходимо тщательно продумать свои действия, чтобы с первых шагов его появления на эстраде все способствовало сосредоточению внимания хора. Он должен организовать готовность коллектива к строго дисциплинированному восприятию и выполнению требований руководителя, создать в коллективе ясное представление основного характера исполняемого произведения, с помощью дирижерского жеста дать вступление. С помощью своей артистичности, появившийся перед хором дирижер должен способствовать созданию творческой атмосферы в коллективе, уверенности, желания творить. Таким образом, с помощью такого разнообразия приемов и методов хорового ансамблирования хормейстер должен уметь правильно организовать учебный процесс, уметь донести до сознания певцов творческую задачу.
Рекомендуемая литература: 1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. М.:ВЛАДОС, 2003. 2. Казачков С. А. Дирижер хора – артист и педагог. Казань: КГК, 1998. 3. Мусин И. А. Техника дирижера. Л.: Музыка, 1967. 4. Памяти Н. М. Данилина /Под ред.А.Наумова. М.:Сов.композитор, 1987. 5. Птица К. Б. О музыке и музыкантах. М: Мистикос Логинов, 1995. 6. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М.: Музыка, 1985.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Мастер-класс «Метод проекта: от замысла до воплощения».
Раскрываются пять этапов работы над проектом: пяь П - проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация проекта....
Методы вокально-ансамблевой работы в детском коллективе
Статья о специфике обучения вокально-ансамблевому пению, об общедидатических и специальных методах обучения в детском вокальном ансамбле....
«Развитие мануальных навыков на уроках в школе»
laquo;Развитие мануальных навыков на уроках в школе»...
Урок развития восприятия неречевых звучаний и техника речи в 1 классе для детей с нарушением слуха. Различение неречевых звуков, относительно близких по характеру звучания: дудка-гармоника, голос-дудука.
Преджставлен конспект урока развития восприятия неречевых звучаний и техника речи в 1 классе для детей с нарушением слуха....
Методическая разработка «Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и баяниста»
Методическая разработка«Работа над ансамблевым звучанием фольклорного ансамбля и баяниста»...
Формирование грамматического строя речи детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью посредством мануальных и артикуляционных подсказок
laquo;Мама пришел!», «Папа купила!»… Учителю-логопеду, работающему с детьми со сложным дефектом, такие грамматические конструкции у говорящих воспитанников приходится слышать...
Памятка родителям "Мануальные подсказки"
Памятка родителям "Мануальные подсказки"...