«Развитие мануальных навыков на уроках в школе»
учебно-методический материал по русскому языку на тему

«Развитие мануальных навыков на уроках в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hiteva.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мануальных навыков на уроках в школе».

Хитёва Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 482 Выборгского района Санкт - Петербурга

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”. [4] На данный момент, забота о здоровье ученика на уроке обрела оболочку в виде здоровье сберегающих технологий, которые призваны, всеми доступными средствами и способами, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. А также, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важная составная часть здоровье сберегающей работы образовательного учреждения – это рациональная организация урока.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки.

Проводятся физминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Существует несколько видов упражнений, которые включены в этот комплекс:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения для профилактики плоскостопия;
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика.

Анализ детской заболеваемости у первоклассников показал, что лидерами являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем – ОРВИ, ОРЗ, на втором месте – нарушения зрения и на третьем – заболевания органов дыхания (бронхиальная астма).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646577/img1.jpg

Изучив данные о физиологическом состоянии каждого ребёнка и, составив сравнительную диаграмму заболеваемости класса, большое внимание уделяю во время проведения физминуток дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз. Упражнения для снятия утомления с глаз, статического напряжения, расслабления зрительной системы:

  • Закрыть глаза, расслабить веки;
  • Направить, расфокусировать взгляд на горизонт или другой удалённый объект, не раздражающий глаза;
  • Посмотреть по горизонтали справа – налево, слева – направо;
  • Посмотреть вниз, вверх, задерживаясь в каждой позиции на 2-5 сек.;
  • Поочерёдно посмотреть в правый верхний угол, затем в левый нижний, левый верхний и правый нижний угол, задерживаясь в каждой позиции на 1-5 сек.;
  • Круговые, вращательные движения по часовой и против часовой стрелки
  • Смотреть прямо перед собой, перевести взгляд на зрительный ориентир, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см., зафиксировать взгляд;
  • Моргание;
  • Смотреть обоими глазами на палец, постепенно отдалять и приближать палец к глазам;

Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому во время проведения физминуток вводим упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.             Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

Наиболее известными и широко используемыми стали дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, В. Ф. Фролова, С. Грофа, Н. А. Агаджаняна и Ю. Буланова. Выполняя упражнения на развитие дыхания по методике А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

Делать активный короткий вдох носом;

Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;

Вдох делать одновременно с движением;

Все вдохи-движения выполнять в темпе марша;

Считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Введение в структуру урока физминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. И хотелось бы в заключение вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Использованная литература:

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с. – (Мастерская учителя).

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М. : Вентана-Граф, 2008. – 112 с. – (Педагогическая мастерская).

Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.

Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие аудитивных навыков на уроках английского языка"

Статья в помощь молодым учителям, работающим с аудированием на уроке....

Развитие исследовательских навыков на уроках биологии.

Сегодня основной целью реформирования образования является качественное образование. Качественное образование –это составная часть образовательной практики, процессов и результатов.  ...

система формирования и развития аудитивных навыков на уроке иностранного языка

доклад на семинаре ВКС в рамках проекта "Гимназический союз России"...

Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.

Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....